Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 2282 раза

Библиографическое описание:

Кривошеев, Н. С. Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре / Н. С. Кривошеев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2210/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом процессе. Отмечены отличительные особенности организации урока с использованием виртуального музея.

Ключевые слова: виртуальный музей, технология обучения, мировая художественная культура, познавательная активность

В настоящее время модернизируется вся система образования в целом, начиная со стандартов. Совершенствуется и методическая составляющая, в том числе технологии обучения.

В достижении требований стандарта большую роль играет такой предмет, как мировая художественная культура, который помогает выработать критерии красоты, нравственные приоритеты, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей [7].

В конце XX — начале XXI века в практике работы образовательных учреждений разных типов появились учебно-методические комплекты по предмету мировая художественная культура (МХК), в которых нашли свое конкретное воплощение идеи модернизации художественно-эстетического образования и воспитания школьников [7]. Кроме того, появились и новые технологии в преподавании этого предмета, основанные на использовании сети Интернет. В частности, широкую популярность получила технология виртуального музея.

Вопросам сущности и реализации данной технологии посвятили свои работы Д. В. Земляков, Т. Е. Максимова, А. М. Коротков, А. В. Никитин, А. В. Штыров и др. Актуальность обращения к феномену виртуальных музеев в процессе обучения обусловлена потребностью в повышении познавательного интереса и активности учеников, в стимулировании их к изучению предмета, в сближении процесса обучения и потребностей учеников в использовании информационных технологий [4].

Рассмотрим, прежде всего, смысл понятия «виртуальный музей».

По существу, виртуальный музей — это базы данных (собрание Web-страниц, расположенных на одном или нескольких Web-серверах), содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний.

Выделяют два вида виртуального музея — плоский виртуальный музей (каталог) и трехмерный (позволяющий пройти по залам и посмотреть на экспонаты под разным углом). Основными характеристиками современных виртуальных музеев, по мнению исследователей, являются: работа через сеть Интернет, воспроизведение каталогов и экспонатов реального музея в 3D формате.

Как считает Т. Е. Максимова, одной из ведущих форм представления информации в современном виртуальном музее выступает технология виртуального тура — совокупности нескольких виртуальных панорам. Виртуальный тур, как и отдельные 3D-панорамы, может включать в себя анимационные объекты, звуковое сопровождение и другие мультимедийные элементы [3].

Виртуальный музей, по своей сущности, немногим уступает классическому музею и даже имеет небольшие преимущества, например, такие как возможность в любое время и неограниченно использовать данный ресурс. Также, по нашему мнению, к преимуществам виртуального музея перед реальным можно отнести: 1) всеобщую доступность (возможность доступа независимо от места жительства); 2) возможность многоразового «участия» в экскурсии, просмотра прилагаемой информации; 3) экономичность (не нужно ехать в музей, оплачивать билет на проезд и за его посещение).

Большие возможности есть у виртуального музея в проведении урока МХК. По мнению Д. В. Землякова, А. М. Короткова, дидактический потенциал этой технологии заключается в возможности проведения ограниченных по времени занятий с большим числом иллюстрационных материалов. Данная технология также позволяет компоновать желаемую экспозицию, самостоятельно выбирать маршрут [1].

Использование технологии виртуального музея влияет на структуру урока МХК. Типовая структура урока МХК следующая:

1) организационный момент;

2) повторение;

3) изучение нового материала;

4) закрепление материала;

5) подведение итогов урока;

6) домашнее задание;

7) рефлексия.

С применением виртуальных музеев структура урока приобретает следующий вид:

1) организационный момент;

2) повторение;

3) изучение нового материала;

4) подведение итогов урока;

5) домашнее задание + закрепление материала;

6) рефлексия.

Такая компоновка урока с перенесением закрепления материала на уровень домашнего задания позволяет учащимся получить более полные знания по изучаемой теме и более эффективно их усвоить в рамках самостоятельного виртуального тура по музею.

Кроме того, домашнее задание также приобретает творческий характер, вызывает более высокий познавательный интерес у учащихся и, соответственно, повышает общекультурный уровень школьников.

Использование виртуального музея на уроках мировой художественной культуры можно проводить в различных формах. Наиболее частотной является заочная экскурсия.

Эта форма организации обучения предполагает виртуальное посещение залов музея и знакомство с их экспонатами. Ее может проводить как сам учитель, так и подготовленные ученики. Также к экскурсии можно придумывать коллективные, групповые и индивидуальные задания.

Другой формой работы с учениками является проектная деятельность. Школьникам предлагаются темы проектов, разработка которых включает ознакомление с экспонатами музея, анализ и обобщение полученных знаний при их изучении; создание, например, плана экскурсии, путеводителя, рассказа об экспонате и др.

По мнению исследователей, технология виртуального музея позволяет избегать таких недостатков современного традиционного урока МХК, как:

‒ перечисление слишком большого числа произведений в лекционной части урока;

‒ ограничение возможностей в демонстрации произведений искусства (выбор тех или иных произведений МХК для ознакомления ограничивается имеющимися в распоряжении учителя и учебного заведения дидактическими и иллюстрационными материалами);

‒ потеря интерактивных возможностей урока по МХК [2; 3].

Применение современных возможностей сети Интернет и мультимедийных технологий, интегрированных в виртуальных музеях, позволяет устранить вышеуказанные недостатки.

Проанализировав научную литературу, авторские программы и методические пособия [1; 2; 5; 7 и др.], мы пришли к выводу, что использование технологии виртуального музея на уроке МХК имеет ряд достоинств:

1) поддерживает целостность восприятия отдельных панорам, оставляя у виртуального гостя иллюзию присутствия в залах музея, по которому он «перемещается»;

2) позволяют совершить предварительную экскурсию и привлечь заинтересовавшихся к более глубокому и уже реальному знакомству с представленным в музее материалом;

3) способствует формированию устойчивых познавательных интересов и активности у учащихся.

Кроме того, технология виртуального музея изменяет методику работы с учениками на уроке, начиная с подготовки и заканчивая домашним заданием. Ученикам можно предлагать работу над проектами экскурсий, осуществлять поисковую работу, давать индивидуальные и групповые творческие задания. Данная технология требует креативного подхода со стороны учителя. В то же время нужно учитывать, что необходимо и техническое оснащение кабинета, доступ к Интернету, наличие нескольких компьютеров на уроке.

Подводя итог сказанному в статье, отметим, что в условиях развития информационного общества и все более широкого применения возможностей виртуального пространства изменяются и технологии конструирования процесса обучения, например, урока МХК. Одной из популярных современных технологий становится виртуальный музей, позволяющий эффективно провести демонстрацию наглядного материала к уроку, сформировать для учащихся более сложное с точки зрения получаемых знаний, умений и навыков и интересное домашнее задание, повысить их уровень познавательной активности и интереса.

Литература:

  1. Земляков, Д. В. Виртуальные музеи: используемые технологии и анализ передового опыта разработки / Д. В. Земляков, А. М. Коротков, А. В. Никитин и др. // Грани познания. — 2013. — № 2 (22). — С. 9–12.
  2. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 4. — С. 186–190.
  3. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: анализ термина / Т. Е. Максимова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. –2014. –№ 14. — С. 163–169.
  4. Модернизация образования: актуальные проблемы, поиски, решения: монография / В. А. Астафьева, Т. А. Дворникова, С. В. Рослякова, Л. Н. Рыбалко и др. –Новосибирск, 2013. — 244 с.
  5. Рослякова, С. В. Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе: монография / С. В. Рослякова. — Челябинск, 2010–216 с.
  6. Современный урок: мировая художественная культура: методические рекомендации в помощь учителю / под ред. Л. М. Ванюшкиной. — СПб, 2009. — 259 с.
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный музей, домашнее задание, мировая художественная культура, виртуальный тур, закрепление материала, изучение нового материала, информационное общество, использование технологии, организационный момент, познавательная активность.

Ключевые слова

познавательная активность, технология обучения, виртуальный музей, мировая художественная культура

Похожие статьи

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Виртуальная экскурсия на иностранном языке как один из эффективных методов развития исследовательских навыков учащихся

Статья посвящена изучению технологии виртуальных экскурсий в процессе обучения иностранному языку как средства развития познавательной активности и исследовательских навыков учащихся.

Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения

В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

Похожие статьи

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Виртуальная экскурсия на иностранном языке как один из эффективных методов развития исследовательских навыков учащихся

Статья посвящена изучению технологии виртуальных экскурсий в процессе обучения иностранному языку как средства развития познавательной активности и исследовательских навыков учащихся.

Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения

В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления

Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.

Задать вопрос