Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре
Автор: Кривошеев Никита Сергеевич
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.
Дата публикации: 26.03.2017
Статья просмотрена: 2280 раз
Библиографическое описание:
Кривошеев, Н. С. Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре / Н. С. Кривошеев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2210/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом процессе. Отмечены отличительные особенности организации урока с использованием виртуального музея.
Ключевые слова: виртуальный музей, технология обучения, мировая художественная культура, познавательная активность
В настоящее время модернизируется вся система образования в целом, начиная со стандартов. Совершенствуется и методическая составляющая, в том числе технологии обучения.
В достижении требований стандарта большую роль играет такой предмет, как мировая художественная культура, который помогает выработать критерии красоты, нравственные приоритеты, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей [7].
В конце XX — начале XXI века в практике работы образовательных учреждений разных типов появились учебно-методические комплекты по предмету мировая художественная культура (МХК), в которых нашли свое конкретное воплощение идеи модернизации художественно-эстетического образования и воспитания школьников [7]. Кроме того, появились и новые технологии в преподавании этого предмета, основанные на использовании сети Интернет. В частности, широкую популярность получила технология виртуального музея.
Вопросам сущности и реализации данной технологии посвятили свои работы Д. В. Земляков, Т. Е. Максимова, А. М. Коротков, А. В. Никитин, А. В. Штыров и др. Актуальность обращения к феномену виртуальных музеев в процессе обучения обусловлена потребностью в повышении познавательного интереса и активности учеников, в стимулировании их к изучению предмета, в сближении процесса обучения и потребностей учеников в использовании информационных технологий [4].
Рассмотрим, прежде всего, смысл понятия «виртуальный музей».
По существу, виртуальный музей — это базы данных (собрание Web-страниц, расположенных на одном или нескольких Web-серверах), содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний.
Выделяют два вида виртуального музея — плоский виртуальный музей (каталог) и трехмерный (позволяющий пройти по залам и посмотреть на экспонаты под разным углом). Основными характеристиками современных виртуальных музеев, по мнению исследователей, являются: работа через сеть Интернет, воспроизведение каталогов и экспонатов реального музея в 3D формате.
Как считает Т. Е. Максимова, одной из ведущих форм представления информации в современном виртуальном музее выступает технология виртуального тура — совокупности нескольких виртуальных панорам. Виртуальный тур, как и отдельные 3D-панорамы, может включать в себя анимационные объекты, звуковое сопровождение и другие мультимедийные элементы [3].
Виртуальный музей, по своей сущности, немногим уступает классическому музею и даже имеет небольшие преимущества, например, такие как возможность в любое время и неограниченно использовать данный ресурс. Также, по нашему мнению, к преимуществам виртуального музея перед реальным можно отнести: 1) всеобщую доступность (возможность доступа независимо от места жительства); 2) возможность многоразового «участия» в экскурсии, просмотра прилагаемой информации; 3) экономичность (не нужно ехать в музей, оплачивать билет на проезд и за его посещение).
Большие возможности есть у виртуального музея в проведении урока МХК. По мнению Д. В. Землякова, А. М. Короткова, дидактический потенциал этой технологии заключается в возможности проведения ограниченных по времени занятий с большим числом иллюстрационных материалов. Данная технология также позволяет компоновать желаемую экспозицию, самостоятельно выбирать маршрут [1].
Использование технологии виртуального музея влияет на структуру урока МХК. Типовая структура урока МХК следующая:
1) организационный момент;
2) повторение;
3) изучение нового материала;
4) закрепление материала;
5) подведение итогов урока;
6) домашнее задание;
7) рефлексия.
С применением виртуальных музеев структура урока приобретает следующий вид:
1) организационный момент;
2) повторение;
3) изучение нового материала;
4) подведение итогов урока;
5) домашнее задание + закрепление материала;
6) рефлексия.
Такая компоновка урока с перенесением закрепления материала на уровень домашнего задания позволяет учащимся получить более полные знания по изучаемой теме и более эффективно их усвоить в рамках самостоятельного виртуального тура по музею.
Кроме того, домашнее задание также приобретает творческий характер, вызывает более высокий познавательный интерес у учащихся и, соответственно, повышает общекультурный уровень школьников.
Использование виртуального музея на уроках мировой художественной культуры можно проводить в различных формах. Наиболее частотной является заочная экскурсия.
Эта форма организации обучения предполагает виртуальное посещение залов музея и знакомство с их экспонатами. Ее может проводить как сам учитель, так и подготовленные ученики. Также к экскурсии можно придумывать коллективные, групповые и индивидуальные задания.
Другой формой работы с учениками является проектная деятельность. Школьникам предлагаются темы проектов, разработка которых включает ознакомление с экспонатами музея, анализ и обобщение полученных знаний при их изучении; создание, например, плана экскурсии, путеводителя, рассказа об экспонате и др.
По мнению исследователей, технология виртуального музея позволяет избегать таких недостатков современного традиционного урока МХК, как:
‒ перечисление слишком большого числа произведений в лекционной части урока;
‒ ограничение возможностей в демонстрации произведений искусства (выбор тех или иных произведений МХК для ознакомления ограничивается имеющимися в распоряжении учителя и учебного заведения дидактическими и иллюстрационными материалами);
‒ потеря интерактивных возможностей урока по МХК [2; 3].
Применение современных возможностей сети Интернет и мультимедийных технологий, интегрированных в виртуальных музеях, позволяет устранить вышеуказанные недостатки.
Проанализировав научную литературу, авторские программы и методические пособия [1; 2; 5; 7 и др.], мы пришли к выводу, что использование технологии виртуального музея на уроке МХК имеет ряд достоинств:
1) поддерживает целостность восприятия отдельных панорам, оставляя у виртуального гостя иллюзию присутствия в залах музея, по которому он «перемещается»;
2) позволяют совершить предварительную экскурсию и привлечь заинтересовавшихся к более глубокому и уже реальному знакомству с представленным в музее материалом;
3) способствует формированию устойчивых познавательных интересов и активности у учащихся.
Кроме того, технология виртуального музея изменяет методику работы с учениками на уроке, начиная с подготовки и заканчивая домашним заданием. Ученикам можно предлагать работу над проектами экскурсий, осуществлять поисковую работу, давать индивидуальные и групповые творческие задания. Данная технология требует креативного подхода со стороны учителя. В то же время нужно учитывать, что необходимо и техническое оснащение кабинета, доступ к Интернету, наличие нескольких компьютеров на уроке.
Подводя итог сказанному в статье, отметим, что в условиях развития информационного общества и все более широкого применения возможностей виртуального пространства изменяются и технологии конструирования процесса обучения, например, урока МХК. Одной из популярных современных технологий становится виртуальный музей, позволяющий эффективно провести демонстрацию наглядного материала к уроку, сформировать для учащихся более сложное с точки зрения получаемых знаний, умений и навыков и интересное домашнее задание, повысить их уровень познавательной активности и интереса.
Литература:
- Земляков, Д. В. Виртуальные музеи: используемые технологии и анализ передового опыта разработки / Д. В. Земляков, А. М. Коротков, А. В. Никитин и др. // Грани познания. — 2013. — № 2 (22). — С. 9–12.
- Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 4. — С. 186–190.
- Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: анализ термина / Т. Е. Максимова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. –2014. –№ 14. — С. 163–169.
- Модернизация образования: актуальные проблемы, поиски, решения: монография / В. А. Астафьева, Т. А. Дворникова, С. В. Рослякова, Л. Н. Рыбалко и др. –Новосибирск, 2013. — 244 с.
- Рослякова, С. В. Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе: монография / С. В. Рослякова. — Челябинск, 2010–216 с.
- Современный урок: мировая художественная культура: методические рекомендации в помощь учителю / под ред. Л. М. Ванюшкиной. — СПб, 2009. — 259 с.
Ключевые слова
познавательная активность, технология обучения, виртуальный музей, мировая художественная культураПохожие статьи
Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Виртуальная экскурсия на иностранном языке как один из эффективных методов развития исследовательских навыков учащихся
Статья посвящена изучению технологии виртуальных экскурсий в процессе обучения иностранному языку как средства развития познавательной активности и исследовательских навыков учащихся.
Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения
В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы...
Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий
Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...
Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...
Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.
Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления
Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.
Похожие статьи
Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...
Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке
В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Виртуальная экскурсия на иностранном языке как один из эффективных методов развития исследовательских навыков учащихся
Статья посвящена изучению технологии виртуальных экскурсий в процессе обучения иностранному языку как средства развития познавательной активности и исследовательских навыков учащихся.
Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения
В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы...
Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий
Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...
Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...
Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.
Исследовательская деятельность как основа развития инженерного мышления
Данная статья предназначена учителям естественно-математического цикла, в частности учителям физики. В ней раскрывается содержание инновационного подхода к формированию основ инженерного мышления в результате создания образовательной среды.