Понятие «культурно – образовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных категорий, а также изменением отношения общества к музею, культурно – историческому наследию, когда происходит переосмысление концептуальных моделей развития музея, распространение коммуникационного подхода. Отметим, что до этого употреблялись такие понятия, как «научно-просветительская», «идейно - воспитательная работа», которые отражали сущность и характер взаимодействия музея с обществом. На рубеже 1950 –60-х гг. к советским музеям стал постепенно возвращаться статус научно - исследовательских учреждений, который был потерян в 30-е годы. Эти процессы привнесли серьезные изменения в музейную терминологию: появился новый термин «научно – просветительская работа», содержательная сторона которого состояла в том, что музей, осуществляя образовательную функцию, распространяет знания, основу которых определял музейный предмет [3, с.469]. Однако, несмотря на это, музей по – прежнему рассматривался как средство «идеологической пропаганды», формирования «коммунистического мировоззрения», распространения идей интернационализма и патриотизма.
Период перехода нашей страны к рыночной системе хозяйствования ознаменовал кардинальные изменения не только в социально – экономической, политической, но и культурной сферах жизнедеятельности общества. Отказ от прежней идейно –информированной политики меняет характер и принципы взаимодействия музейного социума с посетителями. Более того активное распространение культурно – коммуникативного подхода в музейной деятельности способствует тому, что посетитель рассматривается как равноправный собеседник и участник диалога, происходящего в стенах музея. В связи с новым понимаем сути взаимоотношений со зрителем возник термин «культурно – образовательная деятельность», подразумевавший образование в культурном пространстве музея. Дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться информационная открытость, общественная доступность и ориентированность на все слои населения, а само понятие «образование» в музее включало в себя не только получение знаний, расширение кругозора или развитие интеллектуальных способностей, но и обращение к внутреннему миру человека с помощью воздействия на его чувственно – эмоциональную сферу.
Вторая половина ХХ столетия стала временем больших концептуальных изменений в музейном мире, когда активные поиски путей обновления и демократизации традиционного музея способствовали его качественной трансформации: стали возникать новые типы музеев, которые занимались собиранием, хранением и популяризацией предметов материального и нематериального культурно-исторического наследия, способствуя сохранению традиционной культуры своего народа; появление новых способов и приемов подачи материала привели к разработке и дальнейшей реализации культурно - образовательных программ, направленных на привлечение различных социальных групп и категорий посетителей. Социальная направленность музея стала способствовать более глубокой интеграции музея в современный социум, демонстрируя уникальные возможности этого социокультурного института.
На разных этапах своего развития культурно – образовательная деятельность видоизменялась, наполнялась новыми смысловыми аспектами в соответствии с изменениями, происходящими в социокультурном пространстве общества. В настоящее время к основным традиционным формам культурно – образовательной деятельности музея, как правило, относят: экскурсии, лекции (в том числе тематические циклы лекции, лектории выходного дня, выездные лекции), кружки, клубы, консультации. Общемировые тенденции развития музея свидетельствуют о его превращении в культурно – образовательный, досуговый и развлекательный центр одновременно, который отражая культурные ориентиры современного общества, стремится к информационной открытости, демократизации своей деятельности, активному взаимодействию со всеми участниками музейно - культурной коммуникации. Ссылаясь на мнение Т. Абанкиной, отмечаем, что музей способен привлекать посетителей, не только как источник знаний и информации, но и место проведения свободного времяпрепровождения, организации досуга, предоставляя современному посетителю широкий спектр дополнительных социокультурных сервисов [1, с.37].
Переосмысление содержания деятельности музея привело к приоритетному развитию коммуникативных и рекреационных функций современного музея. Основная задача современного музея как социокультурного института заключается в создании условий для развития социальной активности, раскрытия духовного потенциала личности, самореализации в сфере досуга и образования. С этой целью музей использует креативные и нестандартные методы работы с публикой, информационные и мультимедийные технологии, элементы развлекательности и интерактивности. Для удовлетворения рекреационной потребности современного потребителя культурных услуг в музее используются такие формы культурно – образовательной деятельности, как концерты, балы, музейные праздники или театрализованные представления, спектакли с участием не только актеров – профессионалов, но и самих посетителей. В музейно - педагогической практике активное применение находят ролевые игры, которые считаются одной из наиболее эффективных и перспективных форм культурно–образовательной деятельности, направленных на развитие исторического сознания. Данный метод взаимодействия с публикой, основанный на ролевом поведении, дает возможность погрузиться в определенную среду, созданную музейными педагогами. Такие социологи, как Дж. Мид, Ч. Кули, Р. Линтон отмечали, что именно в процессе ролевых игр индивид учится примерять отношения отдельных людей к себе, формировать свое «Я», быть одновременно объектом и субъектом социальной реальности. Таким образом, применение игры как нестандартного метода работы с аудиторией носит не только досуговой характер, но и служит определенным инструментом социализации и адаптации личности в окружающей социальной действительности.
Для того чтобы оценить миссию музея в социальном и культурном континууме, тенденции развития и модификации музейной деятельности; степень восприятия музея как социокультурного института и организации досуга современниками, а также специфики музея как коммуникативной площадки автором был проведен опрос посетителей Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. Генеральная совокупность составила 280 человек в возрасте от10 до 60 лет; выборочная совокупность в данном исследовании является случайной. Анкета состояла из 20 вопросов. Заметим, что посетителям предлагалось ответить на вопросы, которые связаны не только с посещением Радищевского музея, но и других посещаемых ими музеев. Анализируем некоторые результаты исследования. Тенденции развития музеев свидетельствуют о появлении многочисленных и нестандартных формах работы и подачи материала, расширении диапазона форм культурно – образовательной деятельности. Однако как показали результаты авторского исследования, посетители отдают предпочтение традиционным исторически сложившимся формам музейной деятельности и предпочитают посещать выставки (90,5%) или экспозицию (52,7%) (см. табл. 1), что является, на наш взгляд, вполне обоснованным фактом. Поскольку история возникновения музеев доказывает, что его основу составляют постоянные и временные (или выставки) экспозиции. Именно экспозиция является основой музейной коммуникации, которая осуществляется, прежде всего, путем зрительного восприятия посетителем экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. В экспозиции выявляются культурно - коммуникативная, знаковая природа артефактов, предметов, представленных в пространстве музея.
Таб.1. Наиболее популярные виды культурно – образовательной деятельности музея
|
% |
Выставка |
90,5% |
Экспозиция |
52,7% |
Лекция, клубы, кружки по интересам |
21,8% |
Отдельные мероприятия (праздники, мастер-классы, биенали) |
47,3% |
Однако отметим, что особый интерес у 47,3% посетителей вызывает организация отдельных мероприятий, в частности музейных праздников. Например, «Ночь музеев», выставки или разовые акции, приуроченные к юбилею города, государственным или историческим праздникам. Это еще раз подтверждает готовность музея удовлетворять потребности современного посетителя в получении ярких впечатлений, эмоциональной разрядке, организации культурно - развлекательных мероприятий. Как показали результаты опроса, респонденты с высшим уровнем образования предпочитают посещение выставки (90,4%), экспозиции (54,5%) и других мероприятий (51%). Не отличается выбор культурно –образовательных форм и у зрителей со специальным образованием, которые также голосуют за экспозиции (50%), выставки (96%) и отдельные мероприятия (38,5%); как основные формы культурно – образовательной деятельности выставки и экспозиции пользуются популярностью у посетителей с средним уровнем образованием (см. табл. 2).
Таб.2. Предпочитаемые виды музейных мероприятий у посетителей разного уровня образования
|
Образование |
||||
Среднее |
Специальное |
Высшее |
|||
Формы культурно – образовательной деятельности
|
Выставка |
% |
87,5 |
96,2 |
90,4 |
Экспозиция |
% |
75 |
50, |
54,5 |
|
Лекции, клубы, кружки |
% |
0,1 |
19,2 |
23,6 |
|
Отдельные мероприятия |
% |
12,5 |
38,5% |
51,1 |
Однако стоит заметить, что, несмотря на активное развитие досуговой и культурно - развлекательной функций современного музея, 63,7% опрошенных заявили, что музей для них – инструмент для самореализации и развития творческих способностей, для большинства посетителей (70%) музея является местом, где осуществятся связь с другим поколением (см. табл. 3).
Таб.3. Значение музея для посетителя
|
% |
|
|
Место проведения свободного времени |
56,3 |
Место общения |
44,1 |
|
Место для самореализации, развития творческих и интеллектуальных способностей |
63,7 |
|
Связь с другим поколением |
70,4 |
Заметим, что музей в статусе досугово – познавательного учреждения рассматривается категорией посетителей, чей возраст составляет от 55 лет и старше (80%), а также респондентами среднего возраста (75,8%). Респонденты от 35 до 55 лет также отождествляют музей как место проведения культурно – развлекательного досуга. Для молодежи музей выступает в качестве средства реализации творческих и интеллектуальных способностей, а также места, где происходит связь с другим поколением (см. табл. 4).
Таб.4. Значение музея для посетителя различных возрастных категорий
|
Школьники (10-17) |
Студенты (18-25) |
Средний возраст (26-35) |
Зрелый возраст (36-550 |
Пенсион- ный возраст (больше5)0 |
|
|
Место проведения свободного времени |
42,5% |
47,6% |
75,8% |
64,4% |
80,0% |
Место общения |
27,4% |
36,6% |
42,4% |
65,8% |
60,0% |
|
Место для самореализации |
65,8% |
61,0% |
57,6% |
63,0% |
70,0% |
|
Связь с другим поколением |
66% |
67,1% |
78,8% |
72,6% |
60,0% |
|
Обязанность посещения (предусмотрена школьной или туристической экскурсионной программой) |
41,1% |
46,3% |
27,3% |
19,2% |
,0% |
Эти результаты, на наш взгляд, говорят о существовании противоречия между: а) культурно - историческим потенциалом музея, ресурсами и степенью их использования посетителями, а также между предложением музейных услуг и потребительским спросом; б) образом музея как современного досугового центра, созданного музейным сообществом и установочной оценкой в восприятии этого образа в сознании посетителей.
В современных условиях культурно – образовательная деятельность музея ориентирована на различные социальные группы, сообщества, постоянную и потенциальную аудиторию. В связи с этим среди основных ее направлений (кроме обучения, развития интеллектуальных и творческих способностей, общение, отдых) важно выделить информирование, которое представляет собой процесс получения первичных сведений о музее, его выставках и экспозициях, типе, профиле и т. д. Разнообразные сочетания документальных средств с художественно-образной подачей материала составляют реальную картину практик средств массовой информации. Будущее современного музея определенным образом связано с расширением партнерских связей с периодической печатью и телевидением, так как существует в условиях их интенсивного развития и влияния. Эти условия вызывают необходимость находить коммуникативные образы, которые способствовали бы возникновению интереса и активности к музейным мероприятиям различных слоев населения. Согласно данным авторского исследования основными коммуникативными источниками получения информации о деятельности музеев для респондентов оказались газеты (54%), радио (34,6%), журнал (27,4%) и телевидение (25,5%) (см. табл. 5).
Таб.5. Источники получения информации о музейных мероприятиях
|
% |
|
Источники информации
|
Газета |
53,8% |
Журнал |
27,4% |
|
Радио |
34,6% |
|
Телеви- дение |
25,5% |
При этом для большинства мужчин (50,9%) и женщин (55%) таким коммуникативным способом получения информации о музейных событиях является газета, у мужчин второе место среди перечисленных средств массовой информации занимает журнал (31,6%), у женщин – радио (36,4%) (см. табл. 6).
Таб.6. Из каких источников узнают информацию мужчины и женщины
|
Пол |
||
М |
Ж |
||
Источники информации |
Газета |
50,9% |
55,0% |
Журнал |
31,6% |
25,8% |
|
Радио |
29,8% |
36,4% |
По словам сотрудников Радищевского музея, основным способом анонсирования музейных мероприятий являются радио, Интернет - сайт музея, а также личные связи и знакомства. Однако анкетный опрос посетителей показал, что сайты музеев посещает только 31% опрошенных, а 60,7% респондентов дали отрицательный ответ (см. табл.7).
Таб.7. Посещали ли Вы сайты музеев?
|
% |
|
|
Да |
31,8 |
Нет |
60,7 |
|
Нет отв. |
7,5 |
Посетителям также предлагалось ответить на вопрос: встречали ли они компьютерные презентации музеев для рекламирования различных форм культурно – образовательной деятельности. Данные таблицы №8 свидетельствуют, что большинство опрошенных (37,9%) ответили положительно на этот вопрос, однако 37 % не встречали подобных презентаций, около 23% даже не обращали внимание на существование «подобного явления» (см. табл.8).
Таб.8. Встречали ли Вы использование музеями компьютерных презентаций?
|
% |
|
|
Да |
37,9 |
Нет |
37,1 |
|
Не обращал внимания |
22,9 |
|
Другое |
,7 |
|
Нет отв. |
1,4 |
Современные музеи используют не только сайты и виртуальные презентации для продвижения продукции и услуг своей культурно – образовательной деятельности, но и организуют продажу CD-дисков. Стоит отметить, что основными потребителями такого вида услуг являются студенты (27,3%) и люди зрелого возраста (34,3%) ( см. табл.9).
Таб.9. Пользуетесь ли вы CD носителями, которые продают музеи?
|
Школьники (10-17) |
студенты (18-25) |
Средний Возраст (26-35) |
Зрелый возраст (36-55) |
Пенсионный возраст (больше 55) |
||
|
Да |
% |
17,2 |
27,3 |
15,2 |
34,3 |
6,1 |
|
Нет |
% |
26 |
35,6 |
11,5 |
24 |
2,9 |
|
Не встречал |
% |
43,1% |
25,9 |
8,6 |
19 |
3,4 |
|
Нет отв. |
% |
2,8% |
|
2,4% |
,0% |
1,4 |
Таким образом, несмотря на достаточно полную проработку некоторых аспектов современного развития музея, не исследованы в полной мере: а) воздействие информационных и коммуникационных технологий на репрезентацию музейных практик; б) проблема и единая концепция функционирования музея в информационном обществе.
Так как во главу угла музейной культурно – образовательной деятельности ставится личность посетителя, который имеет свое мировоззрение, мнение, понимание на события, происходящие в культурном пространстве музея, то вполне естественно, что знание постоянного и потенциального посетителя для музея становится задачей номер один. Получение подобных данных предоставляет музейная социология – специальная дисциплина, которая родилась на стыке социологии культуры, менеджмента культуры и музееведения. Она изучает функционирование музея как единого социокультурного института, способствуя реализации в его деятельности общественных потребностей, запросов и ожиданий, отношений к музею социальных, возрастных, профессиональных групп.
Однако, несмотря на развитие разнообразных направлений и форм культурно – образовательной деятельности музеев, респонденты отметили отрицательные моменты, которые запомнились при посещении музеев. Так, например, большинство респондентов (29%) считает, что серьезным недостатком в музее является отсутствие информационных ресурсов (например, сопроводительных документов, сенсорных и информационных киосков, краткой аннотаций к выставке или экспозициям). Около 23% посетителей недовольны тем, что в музее нет «интересной сувенирной продукции». Примерно такое же количество посетителей (22,8%) обратили внимание на отсутствие гардеробов и туалета (см. табл.10). Эти данные говорят о том, что посетители оценивают не только культурно – образовательную деятельность музея, но условия пребывания, атмосферу доброжелательности и комфорта. Это подтверждают и исследования, проведенные сотрудниками Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии (РИК) в различных регионах и городах. Согласно котором, в числе причин снижающих популярность музея российские граждане называют: а) низкий уровень комфорта (теснота, недостаточное освещение, отсутствие вентиляции, мест отдыха, ресторана); б) недостаток в информации (отсутствие системы указателей, сведений о памятниках); в) плохое состояние здания; г) редкая сменяемость экспозиций; д) недостаточно высокий уровень экскурсий; е) грубость смотрителей. Музейное сообщество отмечает, что посетители, как правило, обсуждают не качество экспозиций и не говорят о ценности экспонатов. Для них важна атмосфера, они хотят видеть музей как ухоженное и комфортное пространство [2, с.27 –28].
Таб. 10. Отрицательные моменты, которые запомнились респондентам при посещении музеев
|
% |
|
|
Неприветливое обслуживание |
17,3 |
|
Отсутствие гардероба, комфортного туалета |
22,8 |
|
Отсутствие информационных ресурсов |
29,2 |
|
Отсутствие сувенирной продукции |
23 |
|
Плохая подготовка экскурсоводов |
7,6 |
Важный вклад в становление музейной социологии внесло комплексное исследование «Музей и посетитель, которое проводилось в 1973-74-х гг. в российских краеведческих музеях, а в конце 1970-х годов – в музеях-заповедниках [4,с.29]. Его цель заключалась в анализе проблем жизнедеятельности музея и его взаимоотношений с аудиторией. В настоящее время социологические исследования проводятся на основе специально разработанных методов, которые выбираются в зависимости от поставленных целей и задач. Основными методами социологического исследования, которые используются музейными сотрудниками, являются: анкетный опрос, опросы экспертов, интервью, визуальное наблюдение за осмотром экспозиции. Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик конкретных форм и методов работы в музее осуществляется дифференцированный подход к изучению музейной аудитории и ее детального портрета. Как показывает практика, музейная публика делится по возрастному признаку, выделяется взрослая и детская аудитория, а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам.
В зарубежных музеях изучением аудиторией занимаются отдельные службы маркетинга и PR (от англ. «Public Relations» – связи с общественностью). Наибольший размах эта деятельность приобрела в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, где изучаются не только вкусы и предпочтения зрительской аудитории, но и способы построения экспозиций с точки зрения теории «принятия решений на основе информации». В конце ХХ века под влиянием мировых тенденций развития культуры в отечественных музеях также появляются отделы PR, преобразовываются научно-просветительские отделы. Однако подобные подразделения формируются, как правило, в крупных музеях, которые обладают необходимыми денежными средствами и соответствующими специалистами. Но вместе с тем, как показывает практика, социологические исследования до сих пор проводятся в достаточно ограниченном количестве, не используется арсенал современных технологий и способов изучения коммуникативной и в особенности «обратной связи» с посетителями.
Подводя итоги, отметим, что тенденция последних лет характеризуется активным вниманием к культурно – образовательной деятельности музеев, которые рассматриваются как центры культурной и досуговой жизни общества. Современный музей принимает активное участие в социализации личности, ее адаптации и интериоризации культурных ценностей. С помощью своих ресурсов и средств межкультурной коммуникации музей создает музейно - образовательную среду для социальной адаптации современных посетителей и своеобразного тренинга их социальной активности.
За последние десятилетия содержательная сторона культурно – образовательной деятельности музея деятельности российских музеев претерпела серьезные изменения в концептуальном плане. В современном музееведении оформились представления о важности социологических исследований не только в культурно – образовательной деятельности, но и по другим направлениям работы. Так, например, социология вырабатывает методики экспертных оценок, функциональных характеристик музейных фондов, содержательно – смысловых показателей, критерии эффективности внутримузейных и внешних коммуникаций.
«Монологическая модель культуры», господствовавшей долгие годы в музейной практике изменяется на «диалогическую», согласно которой задача музея не должна сводиться к передаче совокупности знаний о процессах, событиях, явлениях культуры, истории, природы. Обращение к внутреннему миру современного посетителя, воздействие на его эмоциональную сферу, включение воображения и восприятия становятся ключевыми моментами культурно – образовательной деятельности музея ХХI века.
Литература:
1. Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» // Маркетинг. Менеджмент. Музеи / Под. ред. Щербакова, А. В. Лебедева. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 35 – 45.
2. Минина С.Б., Юхневич М. Ю. Музей, который ищет взаимности // Музей для всех. Вып.4.–М.:АПРИКТ, 2000. С.23 –20.
3. Юренева Т. Ю. Музееведение. – М.: Академический проспект, 2003. –560с.
4. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. –М.: Российский институт культурологии, 2001. – 223с.