Образовательная деятельность музеев в современных условиях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 3615 раз

Библиографическое описание:

Корякина, Д. В. Образовательная деятельность музеев в современных условиях / Д. В. Корякина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5319/ (дата обращения: 16.12.2024).



Музеи — это учреждения культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Они призваны организовывать и координировать деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и их передаче.

Одним из основных направлений в деятельности музеев на современном этапе является культурно-образовательная деятельность, в ходе которой реализуется воспитательная и образовательная функции. Для реализации образовательной деятельности в музее осуществляется дифференцированная работа с различными категориями посетителей, но особое внимание уделяется работе с тремя возрастными группами, среди которых дошкольники и ученики начальной школы, подростки, старшеклассники и студенты.

На сегодняшний день существуют огромное разнообразие форм культурно-образовательной деятельности, направленных на работу с музейной аудиторией, но все они базируются на таких формах, как экскурсия, лекция, консультация. Среди традиционных форм следует отметить также научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубы (кружки, студии), конкурсы (олимпиады, викторины), встречи с интересными людьми, концерты (литературные вечера, театрализованные представления, киносеансы), музейные праздники и исторические игры.

Наиболее эффективными и в то же время востребованными на сегодняшний день в музее являются интерактивные формы обучения. Под музейной интерактивностью понимается технология, подразумевающая активное участие аудитории в процессе коммуникации с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства.

К интерактивным формам обучения в музее относятся интерактивные экскурсии, музейные уроки, мастер-классы и музейные праздники.

Интерактивные экскурсии и экскурсии с элементами игры позволяют участникам осуществлять активное взаимодействие не только с экскурсоводом, но и с другими участниками экскурсии, а также подтолкнуть их к «самостоятельному» изучению экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной для учащихся. На сегодняшний день особой популярностью пользуются экскурсии-квесты, экскурсии-путешествия и экскурсии-тесты. В ходе таких экскурсий посетителям предлагается выполнить определенные задания, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Также следует отметить, что такие экскурсии оказывают позитивное воздействие не только на познавательную, но и на творческую активность учащихся.

Следующая форма культурно-образовательной деятельности — музейные уроки — представляет собой занятия в музее или же с использованием переносной музейной выставки с применением интерактивных технологий. Главным условием проведения музейного урока является наличие музейного предмета, именно от подбора экспонатов зависит содержание занятия, а во многом и его успешность. Музейные уроки могут проводиться не только в здании музея, но и в образовательных учреждениях при участии музейного педагога. На таких занятиях используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность. Музейные уроки позволяют сделать процесс изучения дисциплины более интересным и содержательным.

Для совершенствования практического мастерства в определённой области творческой деятельности специалистом может быть проведено конкретное занятие, или мастер-класс, который в последнее время пользуется большим спросом у широкой аудитории и выступает в качестве одной из самых эффективных и популярных форм образовательной деятельности. Он позволяет обучиться новой методике, технике в искусстве, освоить авторскую программу, а также непосредственно вступить в диалог со специалистом-педагогом. Это одна из разновидностей интерактивного обучения в музейной работе, преимущества которого заключается в сочетании ознакомления с теорией, индивидуальной работой и приобретением практических навыков.

Музей имеет широкие возможности не только для восприятия музейной информации, но и для неформального, дружеского межличностного общения. Музейный праздник представляет собой комплексную форму культурно-образовательной деятельности, в которой единой темой объединены элементы экскурсии, творческого вечера и театрализованного представления. Данная форма нашла свое отражение и в школьных музеях, где педагоги совместно с учениками занимаются разработкой сценариев, подготовкой реквизита и изучением необходимых материалов для проводимого мероприятия. Такая форма образовательной деятельности позитивно влияет на разностороннее развитие личности ребенка, способствует расширению его познавательного интереса к истории, а также позволяет развить навыки самостоятельного творческого мышления. Такие праздники организуются не только с целью образования, но и ради отдыха и развлечения.

Таким образом, можно сделать вывод, что музей рассматривается не только как место, осуществляющее хранение экспонатов, но и как организация, развивающая эстетический вкус и творческое воображение посетителя. Музей на современном этапе от передачи информации о том или ином предмете, явлении или процессе перешел к обращению к внутреннему миру личности, воздействуя на его эмоциональную сферу. Кроме того, музей рассматривается как важнейшее звено образовательного процесса и выполняет функции дополнительного образования, осуществляя равноправный диалог между учащимися и музейными педагогами. Наиболее востребованными на современном этапе в музейной деятельности являются интерактивные формы обучения, открывающие неограниченные возможности для развития личности обучающихся, формирования у них познавательной самостоятельности, навыков самообразования и саморазвития.

Литература:

  1. Гнедовский М. Б. Музей и образование: материалы для обсуждения [Текст] // М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю. Юхневич — М.: ВНИК «Школа». 1989.
  2. Блинова, Е. В. Интерактивные формы музейной деятельности, способствующие социализации и адаптации детей-сирот [Текст] //Социальная педагогика,2010, № 4
Основные термины (генерируются автоматически): культурно-образовательная деятельность, интерактивная форма обучения, музей, образовательная деятельность, современный этап, экскурсия.

Похожие статьи

Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников

Педагогический потенциал музея в системе нравственного воспитания

Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Направления совершенствования инновационной политики атомной энергетики в современных условиях

Организация учебных занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО

Организационно-методические аспекты деятельности музея детского дома по гражданскому воспитанию детей-сирот

Похожие статьи

Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников

Педагогический потенциал музея в системе нравственного воспитания

Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Направления совершенствования инновационной политики атомной энергетики в современных условиях

Организация учебных занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО

Организационно-методические аспекты деятельности музея детского дома по гражданскому воспитанию детей-сирот

Задать вопрос