Социализирующие аспекты социально-культурной деятельности музея
Автор: Макеева Ирина Александровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3024 раза
Библиографическое описание:
Макеева, И. А. Социализирующие аспекты социально-культурной деятельности музея / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2873/ (дата обращения: 25.12.2024).
Термин «социально-культурная деятельность» используется в отечественном музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись такие понятия как – массовая политико-просветительная работа, научно-просветительная, культурно-образовательная и т.д., отражавшие понимание сущности работы с посетителями в различные исторические периоды. Социально-культурная деятельность музейных учреждений, характеризуется Ю.Г. Дерябиной как интегративная, многофункциональная сфера деятельности, являющаяся мощным средством воздействия на духовно-нравственное становление личности, формирование мотивов, ценностей, установок, мировоззрения, способствует созданию условий для самореализации и социализации личности[1].
Сущность социально-культурной деятельности музеев определяется взаимодействием природной и культурно-исторической среды с современной социокультурной практикой и представляет собой совокупность целенаправленных, планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы музейной деятельности, в результате чего происходит социальная и культурная идентификация, профессиональная адаптация и самореализация личности, вхождение молодежи в жизнь социума, его культурных обычаев и традиций, развитие творческих способностей.
В современной мировой практике для выражения специфики музейной работы с посетителями используются словосочетания «образовательная деятельность» и «педагогическая деятельность». Под образовательной деятельностью понимается специфическая форма музейной деятельности, характеризующаяся педагогической направленностью и имеющая целью творческое развитие личности. Образовательную деятельность трактуют шире, включая в нее, помимо решения педагогических задач, социокультурный контекст (досуговая деятельность), в то время как под педагогикой понимается научно-методическая основа образовательной деятельности. Образовательная деятельность музея осуществляется через педагогический процесс, который проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) на основе музейного памятника с привлечением разнообразных текстов, наглядных пособий, аудио-, видео- и компьютерной техники, а также технологий, позволяющих включить в педагогический процесс, как интеллект, так и эмоции. Таким образом, в условиях музейной среды педагогические категории определяются следующим образом:
воспитание – формирование эстетического восприятия, музейной культуры, художественного вкуса;
развитие – творческое совершенствование личности и формирование ее ценностных ориентаций;
образование (обучение) – формирование опыта общения с музейным памятником и навыков творческой деятельности.
В основе деятельности музея две модели – «американская» и «европейская». В основе первой лежит концепция так называемого интерактивного музея, где дети осваивают предметную среду и социальную действительность путем самого непосредственного с ней соприкосновения и взаимодействия. Исходной для разработки данной модели явилась получившая мировое признание в 50–60-х гг. ХХ века операциональная теория интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже, согласно которой манипулирование с предметом является основой формирования интеллекта ребенка. Первым создателем интерактивного музея в США был М. Спок (сын знаменитого педиатра), который став в 1961 г. директором Бостонского детского музея, существенно перестроил его деятельность, создавая экспозиции из предметов, доступных для тактильного восприятия. Первой акцией музея была экспозиция «Что внутри», на которой были представлены повседневные предметы – тостер, мяч для бейсбола, калорифер, радиатор, раковины и др. – перерезанные пополам, так чтобы дети могли видеть их внутреннее устройство и исследовать принципы их функционирования.
Итак, «американская» модель основана на идее развития чувственной грамотности и обогащения опыта предметной деятельности детей [2]. Данная модель очень близка концепции А.У. Зеленко, опередившего в своих замыслах американских коллег на несколько десятилетий, который еще в 20-е гг. в своих работах развивал идею интерактивности. По мнению А.У.Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками [3]. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения. Следовательно, главным критерием ценности музейного экспоната в таком музее является его способность расширить представление детей о мире, обогатить возможности общения с ним, облегчить включение в социальную реальность. Так знание, пропущенное «через руки», становится личным приобретением каждого ребенка.
Интерактивный детский музей предполагает режиссуру особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией, но не в одиночестве. Здесь создается особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом. Иными словами, он должен поставить перед собой вопрос – что будет делать посетитель в данном пространстве: в чем участвовать (отсюда термин «участвующие экспозиции»), какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества. Сам же музейный педагог в такой участвующей экспозиции должен уйти в тень, оставаясь не руководителем-интерпретатором, а лишь помощником.
По мнению Л.А. Киреевой, интерактивные формы музейной деятельности имеют социально-воспитательный характер, предусматривающий: воздействие на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений; пробуждение творческого начала, развитие воображения [4].
Для «европейской» модели, помимо интерактивности, существенной является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст, поэтому большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности коллекций [5]. Следует отметить, что разделение деятельности музеев на «американскую» и «европейскую» модели, конечно, в значительной степени условно. Скорее речь идет о диапазоне возможностей музейно-образовательного института, обладающего уникальными средствами влияния на развитие и социализацию детей.
Можно выделить следующие основные направления культурно-образовательной деятельности музея: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых [6,7,8].
Первое направление – информирование – является первой ступенью освоения музейной информации, предполагающей первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Данное направление реализуется через такие традиционные формы, как экскурсия, лекция и консультация. Ведущей формой предъявления памятника зрителю является экскурсия, определяемая как форма образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений [9, С.127].
Второе направление – обучение – является способом освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающем в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Особенностью обучения в музее является неформальность, добровольность, возможность максимальной реализации способностей и удовлетворения интересов, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке.
Третье направление – развитие творческих начал – является высшей ступенью постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса, наиболее действенными из них являются: возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, игры (исторической, интеллектуальной, деловой, игры-имитации) и др.
Четвертое направление – общение – подразумевает установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения, оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
И, наконец, пятое направление – отдых – предполагает организацию свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, выпускной бал в музее и пр.). Потребности в рекреации соответствуют и такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр. Как и большинство базовых форм, они, прежде всего концерты и литературные вечера, были частью жизни музея рубежа XIX - XX веков. Однако музейное значение эти формы приобретают тогда, когда с их помощью воплощается идея синтеза предметной среды и искусства.
Подобное выделение направлений культурно-образовательной деятельности музея достаточно условно, поскольку они изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.
Следует отметить, что распространенным явлением последних десятилетий стало преимущественное использование цикловых форм, которые гораздо более эффективны, т.к. дают возможность ориентироваться на постоянную аудиторию. Причем в музейной практике наметилась тенденция строить циклы не только на основе какой-либо одной формы (экскурсионный абонемент или лекторий), но и объединять в них разные жанры. Многими музеями активно реализуются музейные проекты и программы. Музейный проект – это педагогическая технология, целями которой являются применение актуализированных знаний по музееведению (краеведению) и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов в деятельности в социокультурной среде и создание музейного продукта в форме творческих работ, выставок [10]. Такое понятие, как программа наиболее часто используемое зарубежными коллегами для обозначения музейного события, которое имеет длительную временную протяженность (до нескольких лет) и осуществляется с помощью различных форм музейной коммуникации. Все более активное употребление этого слова отечественными специалистами фиксирует тенденцию закрепления подобных сложных форм и в отечественном музее.
Таким образом, специфика социально-культурной деятельности музеев по социализации молодежи заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных технологий и средств социально-культурной деятельности. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов воспитания - создание исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, восстановление во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений, возрождение народного искусства, ремесел, народных игр, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности. В основных формах музейной культурно-образовательной работы реализуются с разной степенью полноты такие основные категории педагогики как развитие, образование, обучение и воспитание.
Литература:
Дерябина Ю.Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи. Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2008. – 26 с.
Макарова Н.Г. Детские музеи Америки: история и современность. М.:б.м., 1997. – 136 с.
Зеленко А. У. Школьный музей. – М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.
Киреева Л.А. Социально-воспитательная деятельность музея в условиях малого города: Дисс. …. канд. пед. наук. – Москва, 2003.–181 с.
Музееведение: История и историография.– СПб.: СПбГАК, 1995.–234 с.
Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. – М.: Наука, 1990. – 261 с.
Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы / Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М.:Брандес, 1997.– 119 с.
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 183 с.
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.
Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дисс. …. канд. пед. наук. – Москва, 2004. – 213 с.