Одной из актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к этим ценностям предполагает включение человека в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.
Будущее России и судьбы новых поколений зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня очень важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания каждым гражданином своей культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия.
Важнейшим из учреждений, формирующих культурно- исторические ценности, является музей, с его огромным образовательным и воспитательным потенциалом. Современный образовательный процесс трудно представить без музейной педагогики, в основу которой положены идеи осмысления мира и жизни человека. Педагогическая цель музея — это формирование эмоционально — личностного отношения школьников к ценностям исторического, культурного и духовного наследия.
В системе воспитательной работы цель музея — быть активным звеном в формировании личности. Воспитательная функция музея заключается в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию.
Образование в музее, в отличие от образовательного учреждения, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где школьник может ощутить свою сопричастность к прошлому.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает альтернативой миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, он становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Д. С. Лихачев писал: «Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное, это- и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным — на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности». Огромный интерес и большую ценность в этом плане имеет изучение нашими школьниками историко-культурного наследия легендарного острова- града Свияжска- главной достопримечательности Зеленодольского района.
Тема острова — града Свияжска часто звучит в нашей школе в последние десять лет. Члены краеведческого клуба поиск проделали значительную поисково- исследовательскую работу по изучению его истории, достопримечательностей, культурных и духовных ценностей. Были созданы исследовательские работы, посвященные истории Свияжска: «Легендарный остров», «Остров скорби, остров надежды», «Остров-град Свияжск в судьбах моих земляков», «Хочется всех поименно назвать…»(О сталинских лагерях Свияжска), которые стали победителями различных конкурсов научно- исследовательских работ учащихся. Итогом исследовательской деятельности были общешкольные вечера: «Живи, Свияжск, живи!», «Мы дети страшных лет России…», заочная экскурсия «Жемчужина истории и культуры родного края», школьная научно- практическая конференция «Тайны острова- града Свияжск».
В целях воспитания духовной культуры, приобщения к культурным и духовным ценностям учащиеся привлекаются к изучению традиций, обрядов, праздников народов, населяющих родной край. За последние годы ими были собраны десятки местных сказок, загадок, русских частушек, татарских баитов. Призерами республиканских конкурсов стали следующие научно- исследовательские работы учащихся: «В мире баитов родного села», «Частушки моих земляков», «Загадки моей бабушки Наили», «Нурлатские клички», «Образ березы в славянской культуре», «Мир славянской куклы», «Полотенца народов Поволжья», «Славянский мир в живописи К. Васильева» и др. С большим желанием учащиеся участвовали в общешкольном конкурсе рисунков «Чудо-остров Свияжск», в литературном конкурсе «Слово о Свияжске».
На базе школьного музея были проведены общешкольные фольклорные литературно — музыкальные вечера: «Баиты родного села», «Русские посиделки», «Карга боткасы», «Навруз», «Сомбелэ», «Праздник русских овощей» и др. Такие внеклассные мероприятия способствуют сохранению обрядов и традиций народов родного края, приобщению детей к культуре народов родного края.
Особое внимание уделяется изучению культурно- религиозных памятников Свияжска и Заволжья. Учащимися были созданы серьезные научно- исследовательские работы: «Мечети родного края», «Храмы Заволжья», «История разрушенных храмов родного края», «История Троицкой церкви села Косяково», «Мечети села Нурлаты», «Духовные лидеры родного края», «Следы Тукая в родном краю», «Два великих проповедника» и др.
Большое воспитательное значение для формирования личности имеет изучение жизни и деятельности известных земляков. А наша малая родина богата на выдающихся людей, прославивших родную землю. Музей является организатором исследовательской деятельности учащихся и в этом направлении. Регулярно проводятся вечера встреч с известными земляками, научно- практические конференции: «Они прославили нашу школу», «Выдающиеся люди Заволжья», «Славные земляки». В музее собран богатый материал о знаменитых земляках: К.Насыри, Г.Ваисове, Саттарове Г. Ф.,Тагирове Р. Б., Ганиеве В. Х., Юсупове Р. А., Хайбуллине И. Б., Шагидуллине Р.С и др.
На протяжении всех лет своего существования школьный музей неизменно выполнял функцию хранилища исторических раритетов культурного и духовного наследия нашего края. Ежегодно его посещает более 700 человек.
Тематика музейных занятий и экскурсий охватывает все возрастные категории. Для школьной аудитории разработан цикл занятий с элементами музейной педагогики, по истории села и района, военно-патриотическому воспитанию, народному творчеству.
Ежегодно в музее проводится около 15 различных выставок. Для участия в них приглашаются местные мастера декоративно-прикладного искусства, художники, рукодельницы, частные коллекционеры.
Экскурсии строятся не на монологе, как это принято делать традиционно, а на диалоге, что дает школьникам возможность становиться не пассивными слушателями, а активными участниками. Члены клуба «Поиск» сами являются экскурсоводами музея.
Таким образом, школьный музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, способствующих воспитанию разносторонне развитой поликультурной, толерантной личности, истинного патриота и гражданина.