Обучение выступает одним из идеальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку только через обучение можно получить и передать большой объем информации. Обучение — это процесс развития и познания мира, организованный педагогом. Когда педагог выбирает метод обучения, он учитывает многие факторы. Прежде всего, нужно определить цель и задачи, которые будут решаться на уроке. А затем, для решения намеченных целей и задач педагог должен определить метод для их решения.
Без методов очень трудно наполнить обучение познавательной деятельностью и достичь результатов в обучении. Метод является сердцевиной процесса обучения — это очень важная связующая часть между запланированной целью и результатом обучения.
На сегодняшний день информационные технологии ярко применяются для решения разных задач в области культуры, науки и образования.
В Российской Федерации формируется новая система образования, которая имеет свои отличительные особенности в самых новых подходах к обучению. Для реализации этого необходимы новые методы и воспитание учащихся, формирование новых взглядов на обучение, у преподавателей и у учащихся.
Все эти методы обучения основываются на Федеральных государственных стандартах среднего профессионального образования, начального общего образования и основного общего образования (ФГОС СПО, ФГНО НОО и ФГОС ООО).
В настоящее время самым перспективным направлением в образовании, для реализации методов обучения, можно считать — музейную деятельность. Все музеи мира обладают образовательным потенциалом, приобщают учащихся к культурно — историческим и духовным ценностям.
Значимость виртуальных музеев состоит в том, что они относятся к динамично –развивающимся феноменам культуры. А также осуществляют бесплатный доступ посетителей к всемирному наследию культуры и позволяют знакомиться с мировыми достижениями.
Сегодня преподаватели и ученики имеют большие возможности в использовании инновационных технологий, как на уроках, так и во внеурочное время. Кроме того, появились и новые технологии в преподавании, основанные на использовании сети Интернет. Применение интернета и компьютерных технологий позволяет конструировать виртуальную реальность и расширить границы познания исторического и культурного наследия мира. В частности, к одному из методов обучения можно отнести и виртуальный музей.
Вопрос реализации данных методов затронут в диссертациях специалистов в области музееведения, в частности, в работах М. Н. Чесноковой, И. И. Макаровой, Т. Е. Максимова и др.
Концепция виртуального музея зародилась в 1992году. Это был интерактивный музей с возможностью перемещения пользователей между множеством виртуальных комнат, имеющих технические выставки. Передвижение было названо — виртуальной навигацией, созданной с использованием видео в реальном времени, чтобы показать компьютерную анимацию. Также им были показаны 3D — объекты, и, рассматривая определенные экспозиции, возможно воспроизвести определенную анимацию по этой экспозиции, которая дополняет информацию.
Рассмотрим, более подробно одно из понятий «виртуальный музей». Виртуальный музей — это продукт компьютерной индустрии, осуществляющий бесплатный массовый доступ (возможность доступа независимо от места жительства) к культурному наследию. Помимо того, что с помощью таких сайтов можно с гораздо большей эффективностью достичь целей, обычно стоящих перед традиционными музеями, виртуальный музей еще и самостоятельное культурное явление, появившееся благодаря информационным технологиям. Виртуальный музей — это новая культурная форма со своими особенностями и перспективными функциями его деятельности: вовлечение учителей и учеников в поисковую, собирательную и творческую работу, проведение мероприятий на базе музеев, работа в кружках.
Актуальность обращения к виртуальным музеям в процессе обучения обусловлено потребностью в повышении познавательного интереса и активность учеников, в стимулировании их к изучению предмета, в сближении процесса обучения и потребностей учеников в использовании информационных технологий. К тому же у виртуальных музеев значительно более широкие возможности. Они позволяют показывать не только «вещи», но и культурные практики в оцифрованной форме. До того момента как появился интернет, передача знаний от мастера к ученику была затруднена, а сегодня пользователи с легкостью обучаются через Интернет с помощью роликов. Так же, учащиеся имеют возможность «путешествовать» по местам, которые были изучены на уроке вместе с преподавателем.
Приобщение виртуальных музеев к процессу обучения положительно влияет на эмоционально- личностные качества школьников к ценностям культурного наследия. Музей сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Виртуальные музеи могут быть использованы на любом уроке как одно из методических средств, при этом, не заменяя контакт преподавателя и обучающегося, и, несомненно, для самостоятельной работы учащихся. Например, при решении творческих задач использование виртуальных музеев способствуют развитию многих учебных навыков: отбора информации, в соответствии, с конкретной целью и темой; составление сравнительного анализа; мониторинга и группировки информации; публичной презентации итогов работ. Все эти навыки способствуют расширению культурного пространства, актуализации знаний и умений учащихся.
Благодаря виртуальным музеям, у школьников формируется ряд положительных качеств:
– у детей существенно расширяется традиционный взгляд на музеи, основной функцией которого предполагается просветительство и популяризация;
– формируется уважительное отношение к музеям, появляется желание посещать музеи во время туристических поездок;
– на экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными и заинтересованными;
– повышается общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения;
– сохраняется историко-культурное наследие;
– стимулируются интересы школьников к позитивному практическому использованию компьютерных средств, в процессе обучения;
– увеличивается потенциал в творческих работах.
Таким образом, использование виртуальных музеев в учебных заведениях является необходимой частью современного образовательного метода, потому что таково рода ресурс открывает и дает значимые возможности для улучшения и повышения эффективности обучения.
Литература:
- Лебедев, А. В. Виртуальные музеи и виртуализация музея / А. В. Лебедев// Мир музея. 2010. № 10.С.5–9.
- Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. -№ 4 — С. 186–190.
- Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: анализ термина / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. -№ 14 — С. 163–169.
- Основная образовательная программа начальной школы. Пособие для учителя. М.: Вита — Пресс, 2013.- 280с.
- Рахима Абдугаппаров. Инновационные формы обучения в практике современного преподавания. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013.