Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема применения инновационных педагогических технологий. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.
Музею принадлежит ответственная миссия в формировании национального сознания, духовной гармонии и избежании обесценивания морально-этических принципов, а также в воспитании у подрастающего поколения бережного отношения к истории, народным традициям и природе края. Музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, целью деятельности педагога и учащихся является получение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
В настоящее время музейная педагогика осуществляет свои задачи с опорой на методологические подходы, которые считаются общепризнанными в педагогике: личностный, деятельностный, диалогический (коммуникативный), культурологический, системный, средовой, компетентностный. Использование музейной педагогики на основе последнего из перечисленных подходов позволяет приобщать детей к музейной культуре с раннего возраста, развивает личностные способности, приобщает к различным формам коммуникации, проявлению творчества.
Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее или с использованием музейного экспоната. Музейные предметы — вещи, ценности — выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни, формируется представление ребенка о сопричастности к происходящему. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Они способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.
Современная музейная педагогика направлена на действенное взаимодействие музея и общества, привлечение их к пополнению и изучению музейных собраний. Основным содержанием музейной педагогики является погружение личности в специально организованную предметно-пространственную музейную среду, которая включает произведения искусства, памятки природы, истории и т. д., что приводит к повышению интереса обучающихся к поисковой деятельности, возрастанию мотивации.
Использование технологии музейной педагогики дает неограниченные возможности учителю в первую очередь для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок — защита проекта, интегрированные уроки с использованием музейных материалов, урок- виртуальная экскурсия.
Например, на уроках развития речи по русскому языку часто детям предлагают описать репродукции картин, принадлежащих кисти нашего знаменитого земляка А. А. Пластова. Даже виртуальная, а тем более реальная, экскурсия благотворно влияет на продуктивность работы по созданию творческой работы.
Еще одним видом работы в музейном пространстве является внеурочная и внеклассная работа, которые являются продолжением решения учебных задач и представленных на уроке проблемных ситуаций.
Направление моих интересов в области музейной педагогики — это изучение языкового материала, связанного с историей родного края. И есть некоторые достижения в этом направлении — участие и призовые места в региональных и всероссийских конкурсах.
Значение музейного пространства в организации образовательной деятельности школы нельзя не ценить. Ведь именно музеи в широкой системе фактов, предопределяющих сохранение и воспроизводство ценностей отечественной и мировой культуры, формирование исторической памяти и обеспечение преемственности культурно-исторического развития, занимают особое место. Из века в век они играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах. И музеи доказали и продолжают доказывать, что обладают огромным культуросозидающим потенциалом, что способны решать кардинальные задачи духовного развития общества.
Литература:
- Караманов О. Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы / А. В. Караманов // Образование и педагогическая наука. 2012. № 3 (152). С. 5–12.
- Лысенко Т. М. Музейная педагогика и перспективы развития. URL: https://virtkafedra.ucoz.ua/elgurnal/ pages/vyp9/lysenko.pdf
- Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 2009.
- Рябкова Е. Л. Использование музейной педагогики на уроках русского языка и литературы для формирования ключевых компетенций обучающихся // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 4.
- Самсакова И. В. Воспитание личности учащегося средствами музейной педагогики // Сборник научных трудов [Херсонского государственного университета]. Педагогические науки 2015. Вып. 68. С. 119–123.
- Столяров Б . А . Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М., 2004.
- Троянская С. Л. Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Ижевск, 2007
- Шапованенко И. В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми// «Музейное дело и охрана памятников», вып. 6. Экспрессинфо. М. 1992.