На сегодняшний день досуговая сфера в России развивается достаточно активно, но зачастую акцент смещается в сторону развлекательных мероприятий. Фиксируемая ситуация вынуждает музеи и выставочные площадки города конкурировать за внимание зрителя не только друг с другом, но также с широким спектром сугубо развлекательных форм досуговой деятельности [5].
Обращаясь к вопросу актуальных методов и форм мотивации посетителей к более вовлеченному посещению учреждений культуры, можно обнаружить, что зачастую они связаны с усилением развлекательного и/или интерактивного компонента в современной музейной сфере. Например, музеи и иные выставочные площадки в последние годы внедряют такие формы взаимодействия с посетителями как: геймификация, VR-технологии, активное использование ресурса социальных сетей, событийные мероприятия широко тематики, разнообразная сувенирная продукция и коллаборации с коммерческими организациями [2].
По мнению автора, более эффективной мерой в долгосрочной перспективе является совмещение современных технологий с просветительскими проектами, направленными на широкую аудиторию, включающую представителей различных возрастных, гендерных и социальных групп. Несомненно, музейные и галерейные площадки и сами активно ведут просветительскую деятельность, но это не всегда решает проблему посещаемости в полной мере [1,3]. Зачастую подобные мероприятия востребованы скорее у вовлеченных, постоянных посетителей выставочных пространств, чем у потенциальной музейной аудитории. Соответственно потенциальная аудитория, а также те, кто редко посещают учреждения культуры, в частности музеи, остаются неохваченными или охваченными лишь частично музейными образовательными программами и проектами [4].
Исходя из предположения, что одной из возможных причин снижения частоты посещения музеев и выставочных пространств города Челябинска, может являться недостаточный уровень познаний в области искусства у потенциальных посетителе, был разработан цикл просветительских лекций в области искусства [6]. В 2024 году на рассмотрение в общероссийскую общественную организация АИС (Ассоциацию искусствоведов) была представлена заявка на реализацию просветительского проекта: «Art & Science: от палеолитического искусства до NFT» с социологическим исследованием. Проект получил поддержку АИС и был реализован в течение 2024–2025 года.
Цикл лекций разрабатывался как культурно-просветительский проект для широкой аудитории и был направлен на актуализацию роли искусства как образовательного и рекреационного ресурса, позволяющего аккумулировать знания из смежных областей, расширять кругозор и не замыкаться исключительно в своей сфере деятельности. Важной составляющей проекта являлось изучение существующего на данный момент противоречия между общей заинтересованностью жителей города и их реальной посещаемостью музеев и выставочных пространств города, а также поиск путей для решения выявленных противоречий.
В течение 2024–2025 года лекционный цикл был дважды прочитан на открытых культурных площадках города, а также по завершению цикла проведено анкетирование среди участников. Обработка и интерпретация полученных результатов позволила сделать ряд предположений относительно возможности актуализации и популяризации роли искусства как образовательного и рекреационного ресурса для жителей современного, индустриального города. Среди участников около 60 % посещали лекции на постоянной основе, остальные участники частично пропускали встречи, что могло отразиться на точности результатов социологического исследования. Всего в первом этапе исследования приняло участие 217 человек.
Анализ результатов анкетирования позволяет прийти к следующим выводам:
1. Основными посетителями музеев города Челябинска, среди участников лекционного цикла, являются женщины (80 %) с высшим образованием, относящиеся к возрастным группам «31- 45» (38 %) и «46–60» (27 %). Данные показатели схожи с результатами иных социологических исследований в данной области, что позволяет охарактеризовать «ядро» целевой аудитории.
2. Среди опрошенных был отмечен достаточно стабильный уровень интереса к посещению учреждений культуры (музеев):
— 30 % — посещают музей раз в месяц;
— 29 % — несколько раз в год;
— 36 % — один раз в год;
— 5 % — не посещают.
3. Оценивая уровень своих знаний в области искусства, большинство опрошенных отмечали их недостаточный уровень:
— 71 % — средний и низкий уровень знаний;
— 14 % — высокий уровень знаний;
— 15 % — затруднились ответить.
4. Оценивая свой интерес к получению дополнительных знаний в области искусства:
— 54 % заявили о своем интересе к теоретическим знаниям в области искусства;
— 46 % отметили интерес к получению практического опыта в области искусства.
Полученные данные являются предварительными и данная тема, несомненно, требует дальнейшего более глубокого изучения, но уже на данном этапе может дать некоторое представление о «ядре» целевой аудитории, а кроме того, подсветить потребности потенциальной аудитории выставочных пространств города Челябинска. Результаты опроса фиксируют противоречивую ситуацию: с одной стороны, у респондентов отмечается недостаточный уровень знаний в области искусства, а с другой стороны, можно отметить существенный интерес к изучению данной области знания.
Следовательно, можно предположить, что внедрение просветительских и образовательных проектов может стать стимулом для увеличения частоты посещений музеев как постоянными, так и потенциальными посетителями. Полученные результаты подчеркивают значимую роль культурно-просветительских инициатив в общей динамике посещаемости музеев и выставочных пространств города Челябинска, а также могут быть использованы для разработки более эффективных подходов к популяризации роли искусства как образовательного и рекреационного ресурса для жителей современного, индустриального города.
Литература:
- Васильева, Т. Е. Генезис музейной педагогики в социокультурном образовательном контексте / Т. Е. Васильева, С. В. Соболев, О. Г. Панченко. — Текст: непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2010. — № 4. — С. 26–34.
- Грусман, В. М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев: дис. … канд. пед. наук / В. М. Грусман. — СПб., 2001. — 190 с.
- Камнева, Г. П. Просветительская работа в рамках музейно-выставочного сервиса / Г. П. Камнева. — Текст: непосредственный // Сервис в России и за рубежом. — 2011. — № 7. — С. 166–176.
- Сапанжа, О. С. Культурологическое измерение музея: морфология музейности / О. С. Сапанжа. — Текст: непосредственный // Вопросы музеологии. — 2011. — № 2. — С. 3–13.
- Смирнова, Э. В. Трансформация функций музея в современном социокультурном пространстве / Э. В. Смирнова. — Текст: непосредственный // Magister Dixit. — 2014. — № 2 (14). — С. 84–89.
- Ченцова, О. В. Просветительская функция музеев: трансформация в контексте культурных запросов времени / О. В. Ченцова. — Текст: непосредственный // Культурное наследие России. — 2020. — № 1. — С. 47–52.

