Подготовка студентов направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в современных условиях
Автор: Косаковская Анна Александровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 03.04.2017
Статья просмотрена: 298 раз
Библиографическое описание:
Косаковская, А. А. Подготовка студентов направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в современных условиях / А. А. Косаковская. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2269/ (дата обращения: 22.11.2024).
В связи со значительными изменениями в системе современного образования и усилением роли музея в жизни современного общества возникла острая проблема подготовки профессиональных кадров, способных решать педагогические задачи в условиях музейной среды. Данная тенденция наблюдается как в российских, так и в зарубежных музеях. Столяров Б. А. в своей книге «Музейная педагогика. История, теория, практика» подробно освещает данную проблему. Столяров утверждает, увеличение роли музея в современной культуре и в жизни общества весьма существенно отстает от обучения персонала и развития его образовательной деятельности. Однако эта ситуация является не только лишь отражением проблемы выживания музея в рыночных условиях. Основы этой проблемы берут свой начало в подходе к профессиональному образованию музейных сотрудников. Выпускники современных вузов — а это прежде всего педагоги, музееведы и искусствоведы — зачастую приходят в музей неспособными к профессиональной деятельности. Полученные ими знания в результате процесса обучения, не адаптированы к деятельности в условиях музея. Зачастую эти знания лишены междисциплинарной основы и концептуального осмысления. Сегодня у выпускников современных вузов культуры наблюдается полном отсутствие навыков научной и практической работы. В большей степени это касается тех, кто работает непосредственно с посетителями. Если работа в фондах зависит от личного опыта сотрудника и строго определенна нормативными инструкциями, на основе которых происходит учет и хранение экспонатов, то работа с аудиторией предполагает наличие соответствующей психолого-педагогической подготовка и уровня знаний, актуального для современной социокультурного среды. [7]
Если рассматривать образовательную среду как часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных системных элементов, которое обладает большой мерой сложности, то музей необходимо рассматривать как часть этой среды. Одной из черт современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, то есть использование возможностей, которые предлагает современный музей, становится характеристикой образовательного процесса.
К выпускникам современных вузов применяется ряд требований, которые включают в себя не только теоретические знания, но способность эффективно применять свои умения и навыки на практике. Эту проблему возможно решить активной позиции студента, его жаждой познавательной деятельности, следовательно, должна быть очень сильная мотивация. В системе современного российского образования постоянно исследуются и разрабатываются различные технологии подготовки студентов такие как развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин), личностно ориентированного обучения (В. И. Загвязинский, В. П. Зинченко, И. С. Якиманская) поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), программированного обучения, гуманитарных образовательных интегрированных технологий (Л. Г. Савенкова) и так далее. Преподавание в вузе необходимо выстроить таким образом, чтоб развить и усилить устойчивый интерес к выбранной профессии. Качество усвоения знаний по дисциплинам профессионального цикла в большей зависит степени от сформированности позитивного отношения и интереса студентов к изучаемому материалу. Знакомый, интересный, и личностно значимый материал воспринимается, как правило, очень эффективно и прочно. Педагог должен это учитывать и строить образовательный процесс таким образом, чтоб обучение было творческим, познавательным, и интересным для студентов. Это залог эффективного обучения. Важно отметить что реализации процесса успешного обучения необходима оснащенная база практики и достаточное количество практических часов. Именно практико-ориентированный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Во время непосредственной практической деятельности студент закрепляет содержания учебного материала, оценивает значимость, актуализирует имеющиеся у них знания и умения. Кроме этого именно практика позволяет студенту оценить себя в профессиональном плане и выбрать дальнейший вектор развития в рамках своей специальности. Активная практическая деятельность помогает и педагогам эффективно скорректировать учебную деятельность, опираясь на результаты практики. Одним из главных преимуществ введения в обучение практико-ориентированного подхода в системе высшего образования является то, что данный подход даёт возможность объединять формирование фундаментальной научной базы знаний и практических, социальных и общекультурных компетенций будущих специалистов, которые необходимы для дальнейшей реализации профессиональной педагогической деятельности музеологов. Следовательно, одним из основных достоинств практико-ориентированного образования является обогащение практического опыта студентов в конкретной деятельности, уровень которого определяется степенью сформированности компетенций у будущих музеологов. В практико-ориентированном образовательном процессе обучающиеся активно применяют ранее полученные знания и вместе с тем будущие специалисты приобретают собственный опыт на основе своей профессионально-практической деятельности. Именно такой опыт становится основой и стимулом для дальнейшего профессионального личностного развития студента, активизации его собственных сил и творческих способностей. Следует выделить три основных направлений реализации практико-ориентированного подхода в процессе образования. В основе первого направления стоит реализация задач профессиональной подготовки обучаемых через взаимодействие процесса обучения и прохождения учебных и производственных практик, с целью формирования практического опыта путем введения студентов в профессиональную среду. Второе направление основано на формировании у студентов профессиональных компетенций, а также личностных качеств, которые бы способствовали успешному выполнению профессиональных задач. Реализация этого направления обеспечивается через внедрение профессионально-ориентированных технологий в процесс обучения. Третье направление заключается в профессионально направленном изучении студентами комплекса дисциплин, которые обеспечивают профессиональную подготовку по отдельным блокам основной образовательной программы [5].
К сожалению, далеко не во всех современных российских вузах практике уделяется должное внимание. Зачастую прохождение практики носит достаточно формальный характер, и заключается в общем ознакомлением с музейным учреждением и его нормативно-правовой базой. Гораздо большее внимание уделяется отчетности и документации, а не самой практической деятельности. Работа с аудиторией сводится к минимуму. Кроме всего выше сказанного, для практики выделяется сравнительно малый промежуток учебного времени, которого недостаточно для овладения профессии в полной мере.
Одну из важнейших ролей в деятельности музеев занимает разработка и проведение занятий по культурно-образовательным программам. Данные программы направленны на воспитание музейной культуры населения, на установление отношений сотрудничества в области собирательской и исследовательской работы, профессиональной ориентации студентов и их патриотическое воспитание. Программы помогают в более легкой и интересной форме решить различные образовательные задачи. Музейно образовательные программы создаются музеологами для различных социальных групп. Музеолог должен уметь создавать различные программы в зависимости от социального заказа. При составлении программы учитывается возраст аудитории и информация, которую необходимо донести до посетителей.
В сфере культуры всегда уделяется большое внимание кадровым вопросам. Результативность работы учреждений этой сферы и качество предлагаемых потребителям культурных продуктов зависит не только от уровня полученной в процессе обучения квалификации, профессионализма, но и от личностных качеств работающих специалистов: проектной культуры их деятельности, инновационного типа мышления, развитых познавательных стратегий, коммуникационных умений. Поэтому традиционно любая профессиональная дискуссия о развитии отрасли культуры, внедрении новых форм работы, привлечении дополнительных средств, что в конечном итоге затрагивает проблемы подготовки кадров, привлечения компетентных молодых специалистов, а также сохранения в штате опытных квалифицированных работников [2].
Стремительно меняющиеся требования рынка труда в сфере культуры оказывают влияние на изменение содержания и технологий подготовки кадров для этой сферы. Развитие музейных учреждений актуализирует значение для профессиональной деятельности выпускников направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» академической, социальной и профессиональной мобильности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию. С учетом того, что музей как учреждение культуры активно развивается, для него крайне необходимы музееведы новой формации, отвечающие всем современным требованиям [5, с. 143]. Эти требования обусловлены также развитием нормативной базы, регламентирующей работу учреждений культуры в целом и, в частности, музеев, а также образовательными стандартами, основой которых является компетентностный подход. На удовлетворение потребностей рынка труда в сфере культуры, с одной стороны, и запросов населения на качественные культурные продукты — с другой, направлены основные образовательные программы вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» [6].
Для группы направлений подготовки в области культуры и искусства, как и для подготовки будущих специалистов социальной сферы в целом, одним из ключевых аспектов работы является практико-ориентированное обучение. В качестве варианта его реализации в теории и практике профессионального образования рассматривается продуктивное обучение, основные положения которого были сформулированы С. И. Гессеном, Д. Дьюи, Г. М. Киршенштейнером, И. Г. Песталоцци, С. Френе. Основная идея продуктивного обучения состоит в том, что в нём создаются условия не только для интериоризации студентом знаний, способов деятельности, интеллектуальных и практических умений, но и для их экстериоризации: «Другими словами, специалисту следует не “присваивать”, а профессионально изменять, преобразовывать, трансформировать окружающее пространство, мир людей и объектов, с которыми он взаимодействует. С психологической точки зрения, ведущим процессом здесь должна стать экстериоризация. Выпускник профессиональной школы должен прежде всего развить у себя способность использовать свои знания для изменения, трансформации окружающего мира, то есть осуществлять переход из “внутри” во “вне”. И именно эта деятельность составляет одну из главных целей продуктивного обучения» [4].
Таким образом, можно сделать вывод что продуктивное обучение в вузе должно включать в себя как богатый багаж теоретических знаний, так и достаточный опыт практической деятельности в сочетании с творчеством и вариативностью. Именно творческое гибкое мышление специалиста способно подобрать ключ к различной аудитории.
Литература:
- Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 318 с.
- Болотников И. М., Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. — СПб.: СПбГУКИ, 2007. — 448 с.
- Культурологический вектор образовательной деятельности музея // Музеология. Культурология. URL: http://www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.asp?li2=3&c_text=106 (дата обращения: 24.03.2017).
- Портал психологических изданий // Продуктивное обучение как один из путей реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54276_full.shtml (дата обращения: 24.03.2017).
- Родионова Д. Д., Насонов А. А. Современная профессиональная подготовка музейного специалиста // Профессиональное образование в России и за рубежом.. — 2015. — № 3(19). — С. 142–146.
- Родионова Д. Д., Покровская А. Ф. Анализ потребности в квалифицированных кадрах музеев кемеровской области // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 1(44). — С. 318–321.
- Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.