Роль музея как образовательного учреждения в формировании социокультурных компетенций у студентов
Автор: Демидова Елена Михайловна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 01.02.2015
Статья просмотрена: 1889 раз
Библиографическое описание:
Демидова, Е. М. Роль музея как образовательного учреждения в формировании социокультурных компетенций у студентов / Е. М. Демидова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7209/ (дата обращения: 17.12.2024).
Известный русский просветитель и музейный деятель начала XX века М. В. Новорусский называл музей «могучим образовательным орудием» и подчеркивал его огромное общекультурное значение: «Музей является живым и деятельным учреждением, которое занимает почетное, но совершенно самостоятельное место среди других педагогических учреждений. Оно работает над неодушевленными предметами, но работает так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, который действует конкретно и образами совершенно в том же направлении, в каком направлении библиотека действует путем печатного слова». [1,С.3]
Работа в музейной среде требует от педагога активной жизненной позиции, духовности и стремления к самообразованию. Если педагог личность, то он всегда найдет повод открыть музей как институт социокультурного развития молодёжи.
Предпримем попытку интерпретировать понятие «социокультурное развитие человека». Анализ теоретических источников показал, что в пособиях, учебниках и справочниках по социологии, психологии часто употребляются термины «социальное развитие человека», «культурное развитие человека». В последнее десятилетие социокультурное развитие детей изучалось в диссертационных исследованиях С. А. Андреевой, Л. И. Канина, К. И. Чижовой, Л. Н. Шабатура, О. В. Федоскиной. Отдельные аспекты социокультурного развития детей освещаются в исследованиях и публикациях Т. Ю. Бильгильдеевой, Р. Н. Бунеева, Н. Ф. Головановой, Э. В. Андреевой, Т. М. Кондратенко, Н. В. Недорезовой, С. И. Осиповой, С. В. Тарасова, Н. Я. Большуновой. Анализ источников по данной проблеме показал, что в справочной литературе не сформулирована дефиниция «социокультурное развитие». Кроме того, используя категорию «социокультурное развитие» (в данном случае и далее мы рассматриваем его только в отношении человека, не затрагиваем регион, провинцию, город, население и т. п.) не все авторы диссертационных исследований и статей раскрывают своё понимание и содержание данной категории. Вместе с тем, по мнению Н. Я. Большуновой «социокультурное развитие человека представляет собой вхождение в культуру как обретение способности соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами». [2]
С точки зрения О.В Федоскиной понятие «социокультурное развитие» рассматривается как «развитие человека, как современника определенной эпохи в процессе вхождения в контекст современной культуры и свободного самоопределения, в результате которого происходит саморазвитие, приобретение индивидом новых личностных качеств, присвоение общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм и традиций, выстраивание своей жизненной траектории, обретение опыта счастливого сосуществования в мире с миром. [3,С.7]
Социокультурное развитие лежит в основе социальных и культурных компетенций. В основе любой компетенции лежат знания и умения их использовать. Компетенция же отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем, с наличием определенных морально- этических установок и качеств личности.(5)
Анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция» позволяет говорить о том, что в основе данной компетенции лежат следующие моменты:
- умение выделять общее и культурно специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций,
- признание права на существование разных культурных моделей, а значит, и формируемых на их основе представлений, норм жизни, верований и т. д.
- готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника и т. д.
- определять свое место и роль в окружающем мире, семье, в коллективе, государстве;
- владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе. [4].
Таким образом, социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном и многокультурном мире.
Формирование социокультурной компетенции у студентов играет огромную роль в воспитании интернационалистов и патриотов своей страны. Когда молодой человек знает и ценит, уважает культуру своей страны, когда он с гордостью может представить традиции своего народа или региона, где он живет, ни о какой враждебности, конкуренции или превосходстве не может быть и речи.
Согласно словарю русского языка, компетенция — это круг деятельности, та область вопросов, в которых человек хорошо осведомлен (словарь русского языка 1982). Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где большое значение имеют гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание, которое должно осуществляться посредством музея.
Музей как символ культуры играет важную роль в воспитании молодых людей. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, создав уникально художественно-временное пространство, «погружает воспитуемого в культуру прошлого, связывая ее с ценностями текущего времени, вовлекая в диалог с ними. В этом пространстве можно не только испытать эмоциональный подъем, но и, соприкоснувшись с минувшими эпохами, почувствовать свое место в культурном потоке, чего не могут дать другие образовательные институты. [6,С.5]
Сегодня в современном обществе воспитываются те ценности, которые учат самостоятельно приобретать новые знания, осваивать новые технологии, то есть те, которые могут вызвать у молодого человека способность и желание учиться. В современном мире требуются люди образованные, креативные, творческие, мобильные, способные с легкостью перестроиться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня. Но не стоит забывать и о социокультурных компетенциях, именно они помогают адаптироваться молодежи к жизни в быстро меняющемся обществе.
Н. Ф. Федоров пишет: «Всякий человек носит в себе музей,… ибо хранение — закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него… музей есть собрание всего отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конечных… музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее». [5,С.7]
Музей рассматривается как социальный институт, являющий собой образец восприятия классического наследия и современной культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Сегодня музей становится не только средством расширения культурного горизонта, но и социокультурным институтом, оформляющим процессы общения детей, молодежи, взрослых. [6,С.576]
Потенциал для становления и развития социокультурной компетенции заложен в содержательных элементах музея колледжа.
Основываясь на материалах музея, изучая культурное наследие региона, строя гипотезы дальнейшего развития культуры нашего края молодой человек не только углубляется в историческое прошлое своей малой родины, но и становится творцом ее истории, ее будущего. Ведь именно от молодой, талантливой, грамотной, деятельной, любознательной молодежи зависти дальнейшее развитие нашего края, города, любого населенного пункта, какой бы значимости он не был.
Наш край славен традициями своего народа, героическими делами наших земляков. Кому, если не современной молодежи, продолжать жизненное дело предков своих. Но желание этой деятельности должно быть в крови молодого человека, воспитано в нем с самого раннего детства. Что бы, будучи студентом он не потерял искорку желания продолжать когда-то начатое дело.
Именно материалы музея являются активными помощниками в воспитании молодых студентов. Пропитанные духом истории тех времен, они являются проводниками богатого исторического наследия для современной молодежи. Возвращаясь в ту далекую историческую эпоху, именно по материалам музея, можно воссоздать истинную картину тех дней. Именно материалы музея помогают нам — людям современного общества, окунуться в атмосферу быта и простой трудовой жизни тех времен, понять и перенести в настоящее, а затем в будущее ту трудовую закалку, трудовой героизм, которым была пропитана жизнь наших земляков.
Для разрешения проблемы развития социокультурных компетенций в профессионально-педагогическом колледже разработано Положение о музее, Программа деятельности музея, план работы. В основу деятельности музея положены следующие принципы:
- Формирование активной гражданской позиции;
- Утверждение патриотических ценностей и идеалов;
- Воспитание и уважение к старшему поколению, к его боевым и трудовым подвигам;
- Формирование у студентов объективного подхода к событиям в жизни страны;
- Привлечение студентов к поиску материалов и экспонатов и на этой основе пополнение и создание новых экспозиций;
- Увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны;
- Пробуждение интереса к истории Родного края
- Проведение в музее торжественных акций, посвященных памятным датам в истории нашей Родины, тематических занятий, уроков, с использованием материалов и экспонатов музея.
Также при музее организован клуб «Обозреватель». В содержании работы клуба освящаются следующие темы и направления:
- Государственные праздники и исторические даты;
- История колледжа.
В профессионально-педагогическом колледже ежегодно выявляются ценностные ориентации студентов нового набора на основе диагностической методики М.Рокича. В последние годы молодыми людьми ведущими выделяются такие ценности как здоровье, верные друзья, благополучная обстановка в стране, работа над собой, чувство долга, физическое и духовное совершенствование.
В работе по формированию социокультурных компетенций у студентов колледжа определены следующие направления:
- уроки по изучению государственной символики РФ, происхождения имен и фамилий, работа по составлению генеалогического древа семьи.
- исследовательские проекты по изучению истории родного края. Это работа в районном краеведческом музее, сбор информации в архивах и т. д. (например проекты «Достопримечательности города: городской парк», «История краеведческого музея» и др.)
- выступления на научно-практических конференциях, тематические классные часы, музейные уроки.
- мероприятия, связанные с историей нашей Родины. Это «День Победы», акция «Георгиевская ленточка» и др.
- тематические выступления по освещению событий современности («Информационные пятиминутки»).
Наряду с традиционными мероприятиями осуществляется поиск новых форм и тематики мероприятий. В декабре 2013года в образовательном учреждении прошла апробация проекта «Герои России». Цель мероприятия- привлечь внимание молодых людей к прошлому нашей страны. Нужно было рассказать историю одного человека, одного подвига. Студенты самостоятельно определяли имя героя, осуществляли поиск информации, фото, свидетельства очевидцев. Примечательно, что выбор пал на современников, молодых людей, которые в трудные моменты думали не о себе, а о других людях. Актуальность намеченного мероприятия подтвердилась социологическим опросом, проведенным в начале и конце недели.
Особо хочется отметить два проекта, посвященных Великой Отечественной войне: «Шаги к Победе» и «Города-герои». Первый рассказывал о значимых событиях войны (битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, партизанская война и др.) и был ценен тем, что студенты искали и представляли материал о своих близких или земляках — участниках тех событий.
Демонстрация презентаций происходила последовательно, в течение нескольких недель на единых классных часах и вызвала большой интерес слушателей.
В колледже постоянно осуществляется поиск новых форм, методов и средств социокультурного развития. В настоящее время проводится подготовка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: спланирован ряд мероприятий — это создание электронной книги памяти, электронного альбома «Герои России», информационного проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др.
Можно точно утверждать, что с подобных мероприятий и проектов начинаются многие изменения в социокультурном сознании студентов. Каждый проект, в своей мере решает важнейшие задачи образования, воспитания молодого поколения и просвещения в целом. Помочь студентам сориентироваться в историческом прошлом — это и есть один из путей к формированию и развитию социокультурной компетенции.
Литература:
1. Столяров Б. А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея. Дисс.доктора педагогических наук.СПб.1999г.
2. Социокультурное развитие детей: категорийно-понятийный подход. [Электронный ресурс]- Режим доступа www.molych.ru/pedagogika/sotsiokulturnoe-razvitie-detej-kategorijno-ponjatijnyj-podhod.html
3. Федоскина О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе. Монография. Вестник ТОГИРРО, № 6(6). Тюмень:ТОГИРРО, 2009. С.12.
4. Компанцева Е. В. Социокультурный компонент коммуникативной языковой компетенции. [Электронный ресурс]-Режим доступа http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4019
5. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции: Учебное пособие.-Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. С.7.
6. Федоров Н. В. Музей, его смысл и назначение. Сочинения./ Общ.А. В. Гулыга.М.:Мысль.1982.с 575–606