В статье рассматривается проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики в рамках совместного отдыха с родителями.
Ключевые слова: детство, музейная педагогика, средства музейной педагогики, музеи природы, виртуальный музей, воспитательно-образовательное пространство краеведческого музея, социокультурное развитие дошкольника.
Существует в нашем Большом Человеческом Мире – Мир Детства и Мир Взрослых. Хотим мы этого, или не хотим, но реально задача каждого родившегося на Земле ребенка – из Мира Детства прийти в Мир Взрослых. Проблема в том, что сделать это можно только с помощью проводника – доверенного человека из Взрослого Мира.
Д.И. Фельдштейн "Социальное развитие в пространстве – времени детства".
Детство является уникальным периодом, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности (А.Г. Гогоберидзе, Т.В. Ермолова, Ю.А. Лебедев, JI.B. Трубайчук, P.M. Чумичева, О.Ф. Борисова и др.), которая проявляется в способности ребенка осознавать свою уникальность, оценивать собственные поступки, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует его социокультурному развитию, которое мы понимаем, как процесс социально контролируемого вхождения ребенка в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей при непосредственном участии значимого взрослого, на основании чего происходит его самоизменение уже на этапе дошкольного детства. Возникает вопрос, как же будет выглядеть современный дошкольник – выпускник ДОУ в идеальном варианте? На наш взгляд, ответом может служить следующее. На основании федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009г.) составлен социальный портрет старшего дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования, включающий интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: здоровый – обладающий хорошим здоровьем; физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества); коммуникативный - свободно общается со взрослыми и сверстниками, свобода общения предполагает практическое овладение ребенком нормами русской речи; сообразительный - способный решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту; любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному; креативный (фантазер и выдумщик) – воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности; осведомленный – обладающий кругозором, адекватным своему возрасту, т.е. представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; чувствующий прекрасное – способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства; бережно относящийся ко всему живому – понимает ценность жизни; проявляет заботу и внимание к растениям, животным, птицам и т.д.
А теперь попытаемся ответить на вопрос, при каких условиях данные предполагаемые качества будущего школьника становятся реальностью? Мы придерживаемся мнения, что при конструктивном взаимодействии ребенка со значимыми взрослыми; так как именно в этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых, т.е. как поступают взрослые, так же поступает и ребенок. Исходя их этого, можно предположить, что педагогический вклад взрослого состоит в том, чтобы раскрыть ребенку духовно-нравственный план взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сначала взрослый выступает здесь как посредник, налаживающий и объясняющий нравственную сторону взаимодействия ребенка с интересующими его объектами: почему нельзя сорвать цветы на клумбе, а лучше ухаживать за ними и созерцать; почему нельзя брать бабочку в ладошку, а лучше не мешать ее радостному полету; почему мы решили коллекционировать альбомы о великих художниках, а не этикетки консервных банок и т.д. Потом взрослый помогает сформировать ребенку систему ценностей, на которую тот будет опираться в своих поступках. И в идеале взрослый должен укрепить в нем любовь и воспитать уважение к жизни в разнообразных ее проявлениях. Если любовь к миру и уважение к жизни присутствуют в душе самого взрослого – это и будет главным залогом его успеха в качестве воспитателя, мудрого спутника и проводника ребенка в большой мир Взрослых. А в качестве связующего звена с миром детства мы предлагаем средства музейной педагогики, которые помогут раскрыть возрастной потенциал дошкольника с помощью новых для детей педагогических и социальных условий и способов активного познания. Музейную педагогику мы понимаем, как область образовательно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия социальных и историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно – педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. При таком подходе, не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубоким социокультурным смыслом, начинает играть роль воспитателя. В данной статье мы хотим показать влияние средств музейной педагогики на социокультурное развитие детей дошкольного возраста в рамках совместного отдыха детей, родителей, а так же будущих специалистов дошкольного образования в спортивно-оздоровительном лагере «Росинка» при ГОУ ВПО БГПУ им. М.Акмуллы.
Краткая справка. СОЛ «Росинка» расположен в живописном берегу Павловского водохранилища Республики Башкортостан. Это экологически чистая курортная зона, с богатой флорой (хвойные, смешанные леса, ягодники, грибники, лекарственные растения и т. д.) и фауной (лещ, судак, уж, веретеница, медянка, ящерица, коршун, ястреб, заяц, рысь, медведь и т.д.)
И так, в культурно-досуговой деятельности детей и взрослых СОЛ «Росинка» мы использовали следующие средства музейной педагогики, которые направлены на социокультурное развитие дошкольников:
1. Музеи природы, как результат совместных творческих проектов детей и взрослых.
2. Виртуальный музей «Моя Росинка».
3. Воспитательно-образовательное пространство краеведческого музея с. Байки.
А теперь рассмотрим данные понятия.
Культурно-досуговую деятельность мы понимаем, как важную сферу жизни детей и взрослых в рамках комплексных спортивно-оздоровительных учреждений и при этом сочетающую в себе совместный отдых, созерцание, развлечения, праздники, самообразование и творчество. В современной литературе понятие «музей» рассматривается многосторонне. Рассмотрим некоторые из них.
1. Отечественный философ, мыслитель Н.Н.Фёдоров называл музей «высшим учреждением единства», подчёркивал его «душеобразовательное» значение.
2. Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность [2, с.73]; социально-культурное явление [4, с.19].
3. Феномен культуры и средство начального соприкосновения с культурными ценностями человечества, общения с искусством, предметным миром, обогащения эмоционально-образного, познавательного, социально-нравственного и эстетического начал личности в их единстве [7, с.31]. Мы же в своей работе будем придерживаться определения, которое приемлемо для детей дошкольного возраста.
Музей для детей дошкольного возраста – это новое, интересное для познания и освоения воспитательно-образовательное пространство со своей структурой, функциями, особенностями, способствующее их социокультурному развитию. Музеи природы – результат совместных проектов детей и взрослых с использованием природных объектов; музей, чаще посвященный одному из компонентов природы. [1,с.230]. А в словаре актуальных музейных терминов под «виртуальным музеем» понимается - созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве[3,с.24]. Воспитательно-образовательное пространство музея, на наш взгляд, это – среда, обладающая огромным материальным, духовным потенциалом и оказывающая гармонизирующее воздействие на формирующуюся личность дошкольника.
Для осмысления проблемы социокультурного развития дошкольников средствами музейной педагогики в совместной деятельности с взрослыми ознакомимся содержанием культурно-досуговой деятельности СОЛ «Росинка».
План социокультурной работы с детьми и родителями, сотрудниками, ветеранами, студентами БГПУ им. М.Акмуллы в рамках летнего отдыха в СОЛ «Росинка» на 2010-2011гг.
Цель: создать условия для социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики в конструктивном взаимодействии с взрослыми; способствовать сохранению физического, психологического, социального здоровья отдыхающих; воспитывать любовь к дому, семье, родному краю, Родине.
№ |
Виды мероприятий |
1 день |
День приезда. Знакомство. Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих права и обязанности отдыхающих. Тренинг общения №1 с входной диагностикой. Ознакомительная экскурсия по СОЛ. Развивающие игры для детей по авторской программе Васильченко Л.С.«Погружение в мир родной природы». Дискотека «Неразлучные друзья – взрослые и дети». |
2 день |
Зарядка на лесной полянке. Созерцание восхода солнца. Экологический субботник. Открытие виртуального музея «Моя Росинка». Проект «Музей русской бани». Мастер-класс начальника СОЛ Сахабудинова Т.С. по обучению банным традициям русского и татарских народов. Совместная заготовка веников с чабрецом. Чаепитие с национальными выпечками. Тренинг общения №2. Созерцание захода солнца. Воробьиная дискотека. |
3 день |
Утренняя пробежка по побережью. Катание на катамаранах, купание, солнечные ванны. Проект «Музей песочных фигур». Тренинг общения №3. Дискотека, конкурсы «Лучший танцор этнических культур», «Визитная карточка». |
4 день |
Зарядка в еловой аллее. Проект «Музей песни трех поколений». Мастер класс гитариста Шахова В.Г. Выпуск экологической газеты «Экознайка». Игры в кругу, психологические зарядки. Проект «Музей воды». Праздник Нептуна. Тренинг общения №4. Конкурс «Вечерняя серенада». |
5 день |
Зарядка на земляничной поляне, утренние пробежки. Проект «Музей здоровья». Мастер-класс медсестры СОЛ «Использование природных сил для оздоровления души и тела, фитотерапия». Сбор лекарственных трав. Фиточай. Пленэр с художником Загвозкиным В.Г. Тренинг общения№5 с элементами танцевальной терапии. Конкурс «Мисс Росинка» |
6 день |
Зарядка, утренние пробежки по росе. Посещение краеведческого музея с. Байки. Игры, викторины с дошкольниками в музейной среде. Фото на память с руководителем музея Балахниным Н.В. Тренинг общения №6 с элементами хорового пения. КВН с отдыхающими и сотрудниками СОЛ. |
7 день |
Зарядка, утренние пробежки вокруг ольхи. Проект «Музей леса» Мастер-класс по составлению экибана из цветов, коряг и т.д. специалиста по воспитательной работе СОЛ «Росинка». Составление электронной публикации для виртуального музея «Моя Росинка». Выставка «Музей Байки глазами детей». Тренинг общения №7 с использованием средств музейной педагогики. |
8 день |
Зарядка, утренние пробежки возле березок. Проект «Музей лодки». Мастер-класс спасателя Хаматзянова А.М.по управлению лодкой. Рыбалка. Речная прогулка по Юрюзани на катере. Открытие «Вернисажа Детства». Тренинг общения №8 с использованием игр наших бабушек, благотворных звуков мандолины. Вечерняя встреча у костра «Песни трех поколений». Пикник на природе – уха, печеная картошка. Созерцание ночного неба. |
9 день |
Зарядка, утренние пробежки по гальке и песку. Национальный праздник «Сабантуй». Тренинг общения №9с элементами народного фольклора. Участие в оформлении виртуальных экскурсий для музея «Росинка». Резерв. Прощальная встреча у костра. Игры в кругу, хороводы, этюды (из опыта работы программы Васильченко Л.С. «В кругу друзей») |
10 день |
День отъезда. Проект «Музей Дружбы» с участием детских этнических танцевальных коллективов с. Магинска (русских, башкирских, цыганских и т.д.) Тренинг общения №10 с выходной диагностикой. Фото на память. Выпуск совместного коллажа «Росинка – моя семья» |
План составлен специалистом по воспитательной работе СОЛ «Росинка», педагогом-психологом высшей категории Л.С.Васильченко.
В заключение хотим отметить следующее:
1. Все пункты плана реализованы. Большую роль в их успешной реализации сыграли следующие средства музейной педагогики, как-то: музеи природы, как результат совместных творческих проектов детей и взрослых; виртуальный музей «Моя Росинка»; воспитательно-образовательное пространство краеведческого музея с. Байки.
2. Якупова Л.В. – к.т.н., старший преподаватель БГПУ им. М. Акмуллы, участница наших проектов и мама двух девочек дошкольного возраста, на страницах журнала «Вестник БГПУ им. М.Акмуллы» поделилась своими впечатлениями о летнем отдыхе. На наш взгляд, содержание данной статьи еще раз подтверждает актуальность проблемы использования средств музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста с привлечением семьи, педагогов и будущих специалистов дошкольного образования. Приводим фрагмент данной статьи. «...этим летом моя семья приняла участие в конкурсе «Музей песочных фигур». Померить свои силы пришли все: дети, родители, студенты и сотрудники СОЛ «Росинка БГПУ им. М.Акмуллы». Организатор конкурса Васильченко Л.С. накануне познакомила нас с планом проекта, рассказала о песке, его возможностях, тайнах; о том какие замечательные творения у нас получатся, какие будут призы и подарки. Было неудивительно, что на следующее утро все отдыхающие дружно отгородили территорию пляжа, вооружились лопатами, совками и ведрами, очистили песок, и началось волшебное таинство превращения и преображения песка. Особенно приятно было наблюдать за тем, как папы со своими детьми старательно мастерили свои ваяния и с какой гордостью смотрели на них дети (видеть мам всегда со своими детьми мы уже привыкли). На завершающем этапе проекта авторы дали названия своим творениям. Они оказались не менее оригинальными: замок «Кара Пулат», «Воспоминания о Египте», «Камелот», «Мост в будущее», «Осьминожка − моя подружка», «Тадж-Махал», «Кошка на пляже», «Крокодил» и т. д. Вечером, когда село палящее солнце, мы собрались возле песочного царства и подвели итоги. Конечно, все получили грамоты, призы и подарки, были сделаны фотокадры на память. Но главное, песочная игра позволила нам окинуть взором собственное подсознание, безо лжи и притворства увидеть свои плюсы и минусы, которые легко можно исправить, потому что песок податлив и изменчив. Песок послушен – он примет ту форму, которую ты сам ему назначил. В песке каждый находит то, что ему нужно на этот момент жизни, но не всегда слышит сознание. Песок рассказал нам, взрослым, как мы нужны своим детям, как они любят совместную деятельность. Семья – спасательный круг в океане жизни. Душа ребенка не знает границ, и мы с ними становимся такими же, как они, окунаясь в этот мир, забывая о преградах и сложностях. Спасибо специалистам дошкольного образования за погружение нас в волшебный мир Детства».
Литература:
Рыжова, Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду. М., Линка-Пресс,2008.-256с.
Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учебное пособие/ Б.А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216 с.
Смирнова, Т. Виртуальный музей. // Музей. – 2010. – №8. – С. 24 –26.
Медведева, Е.Б., Юхневич, М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сборник статей. М. 1997. – С. 19.
Музейная педагогика. / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: 2006. – 416 с.
Фельдтштейн, Социальное развитие в пространстве - времени Детства. М., 1997.- 378 с.
Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001. 8. Якупова Л.В. Песочный мир детства. // Вестник БГПУ им. М. Акмуллы. –2010. – № 4. – С. 142-143.