Гуманная педагогика – общечеловеческая ценность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 1347 раз

Библиографическое описание:

Кельцинова, И. С. Гуманная педагогика – общечеловеческая ценность / И. С. Кельцинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1149/ (дата обращения: 19.11.2024).

            Сознание общественной важности детства – вопрос не праздный. В нем истоки личности, определение жизненных перспектив человека. Как социальный феномен, детство – тот фундамент, на котором со временем формируется народ, нации, воздвигается «здание»  гражданского общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от форм взаимодействия  учителя и  учеников, которые могут быть либо монологичными (с приоритетом обучающего и учителя, где ученик – объект воздействия), либо диалогичными, когда учитель взаимодействует с учеником,  т.е. субъект-субъектные взаимоотношения. Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования как личностных качеств ребенка, так и деятельности и личности самого учителя.  В этом процессе происходит  личностное воздействие и взаимодействие учителя и ученика, ученика и учителя.  Это первое важное условие педагогического сотрудничества; второе условие – это самостоятельная активность самого ученика и третье условие – гуманизация педагогического процесса.

            Психологический смысл состоит в том, чтобы найти  индивидуальный метод взаимодействия для каждого конкретного ученика, который бы пробудил доверие, принятию правильных решений и совершенствованию своих поступков. И четвертое условие – творческий аспект педагогического поиска. Наиболее распространенным типом общения являет диалог. Самым распространенным определением диалога во всех словарях Ожегова, психологических, философских и др. является следующее: «Диалог – форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц, основной способ изображения характеров и развития действия в драме и один из способов в прозе (редко в поэзии)…». [1, с.388].

            При характеристике диалога, включенного в педагогическое общение, мы исходили из указанного определения. При исследовании мы также рассматривали термины «взаимодействие» и «взаимоотношение». Педагоги понимают и практически реализуют педагогическое общение в форме диалога и монолога, но при этом редко обращают внимание на нравственно-эмоциональную специфику педагогического общения со стороны взаимоотношений.

            Опора на память без мышления и диалога – признаки авторитарного, догматического, т.е. антигуманного, обучения и воспитания, которое критиковал М. Монтень: «Постоянно кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного…Сократ, а потом Археласий сначала заставляли говорить своих учеников, а потом уже сами говорили им».  [2, C.194]. Вслед за Сократом он наилучшим способом  считал беседу, в которой учитель становится вместе с учеником равноправным искателем истины.

            Поскольку школа традиционно всегда больше обращает внимание на обучение, бережное отношение к ученику должно проявляться, прежде всего, в обучении. Некоторые педагоги называли XVII век – веком дидактическим, а XVIII век – педагогическим. Действительно, гуманные взгляды на процесс воспитания, соединенные со стремлением преувеличить его роль в переустройстве общества, были свойственны таким философам и педагогам разных стан, как К. Гельвеций. Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо, И.Кант, Г. Песталоцци, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков и др., которых интересовали вопросы воспитания. Гуманный подход, считали они, важен не только для воспитуемого, но и для всего общества и государства (гуманный правитель, гуманный подданный – таков путь  переустройства общества на гуманных началах). В трудах этих педагогов прослеживается идея развития личности, ее способностей как непременная составляющая воспитания и обучения. Значимость этой идеи подчеркивал К.Д. Ушинский, считавший ее великим открытием Г. Песталоцци, открытием, которое «…принесло и приносит больше пользы, чем открытие Америки».  [3, c.95]

            Идеи гуманной педагогики мы находим у К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Принцип народности в воспитании, само содержание обучения в учебниках К.Д. Ушинского, в разработках и дневниках у Л.Н. Толстого, который выступал за свободу как принцип в обучении и воспитании. Известно его высказывание о том, что «если учитель имеет  только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь  к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». [4, c.292].

П.П. Блонский писал о том, что «…школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова…Ее основа – деятельность самого ребенка, постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для этого саморазвития учителя». [5, c.142].  Он выдвигал идею нравственно автономной личности – носителя творческих качеств, инициативы и самостоятельности, человека, способного к самоопределению. И последнюю главу своей работы «Задачи и методы новой народной школы» П.П. Блонский озаглавил: «Учитель, стань человеком!». Заключительные строки этой главы звучат так, как будто написаны сегодня: «В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламентированная программа, учебник и вопросно-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушевной беседой…[5, c. 144].

Идеи гуманной педагогики, саморазвития детей с помощью педагогов проповедовал Р. Кузине. Выступая за свободное развитие детей в школе, Р. Кузине считал, что для такого развития решающее значение имеет социальное взаимодействие детей и взрослых. Если же властвует диктатура учителя, то складывается детская солидарность как осознанная или стихийная форма протеста против него. До школы ребенок свободен, но для его полноценного развития необходимо и в школе вернуть ему эту свободу. И здесь интересная параллель: свобода – значит творчество, поэтому надо дать возможность ребенку творить особенно в области искусства и ручного труда при свободе выбора. Ребенок не приобретает, а создает, создает он и себя, но это возможно только в благоприятных условиях, в которых его индивидуальность развивается наилучшим образом.

На рубеже XIX-XX вв. возникают идеи о необходимости решать все основные вопросы обучения и воспитания с учетом потребностей и интересов самого учащегося, f не только на основе интерпретации педагогами. Так в своей работе «Введение в философию воспитания» Дж. Дьюи отстаивает свободу и, самостоятельность, независимость ребенка, признание самоценности его интересов, не только учебных, но и более широких, социальных. В этой и других работах Дж. Дьюи стремится привнести в педагогическое сознание гуманистические идеи: вместо давления сверху – самовыражение и культивирование собственной личности; вместо учения через тесты и учителя – учение с опорой на собственный опыт; вместо тренировки отдельных навыков и умений – их развитие в результате достижения других, более высоких и имеющих для учащихся жизненное значение целей; вместо цели школы как подготовки к будущей жизни – максимальное использование всех возможностей  сегодняшней  школьной жизни для развития личности; вместо статичных целей и учебных материалов – знакомство учащихся с непрерывно развивающимся миром и жизнь в нем.

Идея сотрудничества – одна из ведущих в гуманной педагогике.  Соответствующая природе человека идея гуманной педагогики не может не возобладать. Сама гуманная педагогика – общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека. Начиная с Сократа гуманистическая идея сотрудничества педагога с учащимися составляет основу развития педагогической мысли. Прогрессивная педагогика России, олицетворяемая именами В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.И. Водолазова, А.Н. Острогорского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова, последовательно и плодотворно разрабатывала идеи и принципы  педагогического сотрудничества. На демократических позициях стояли и ведущие деятели педагогической психологии в трудах, которых впервые использован термин «сотрудничество».  «Процесс обучения, - подчеркивал Л.С. Выготский, – всегда совершается в форме сотрудничества ребенка со взрослыми».  [6, c. 266].

Совместная деятельность не может осуществляться без координации усилий ее участников, следовательно, без руководящего начала. При этом целью руководителя в данный момент является организация деятельности, которая  может осуществляться на основе двух стилей: 1) авторитарного (подчинения руководимых руководителю) и 2) демократического (сотрудничества между ними). В связи с этим важно выделить признаки, отличающие «сотрудничество» от «несотрудничества».

                        Основные признаки сотрудничества

Параметры совместной деятельности

Авторитарное руководство

Демократическое руководство

1. Мотивационная основа

Руководимый движим главным образом внешними (по отношению к  содержанию деятельности) мотивами: стремлением избежать наказания, заслужить поощрение и т.д. Многие действия выполняются принудительно.

Руководимый движим  главным образом внутренними (по отношению к содержанию деятельности) мотивами: познавательными интересами. Стремлением реализовать свой творческий потенциал, удовлетворить свое гражданское чувство. Абсолютное большинство действий выполняется добровольно.

2. Характер и формы взаимодействий

Однонаправленное инструктирование и контроль деятельности подчиненного. Руководитель относится  к подчиненному и последний к самому себе, как к объекту административных воздействий.

Деловое общение, основанное на диалоге, использовании инициативы и самоконтроля руководимого. Последний осознает   себя не только  объектом, но и субъектом взаимодействия, стремится содействовать руководителю в осуществлении его функций. Наличие субъект-субъетивных отношений.

3. Наличие в совместной деятельности межличностных отношений

Обезличенный, «технологический» характер взаимодействий. Обе стороны относятся друг к другу, как к носителю определенной функциональной роли. Эмоциональная закрытость партнеров.

Наличие элементов межличностного общения, отношение к партнеру как к индивидуальности. Доверительность и эмоциональная раскрытость с обеих сторон.

4. Наличие внеделового межличностного общения

Как правило, отсутствует

Как правило, имеет место

 

Иначе обстоит дело в сфере обучения и воспитания. Здесь конечный «продукт» - развитие психической индивидуальности ученика (расширение и углубление его знаний, умений и навыков, повышение уровня  способностей,  развитие личности). Достижение этих целей возможно только в условиях демократического руководства, на основе сотрудничества педагога и учащихся. В этом главная психологическая предпосылка такого сотрудничества. Кроме того, важный фактор – осознание учителем и учеником,  во-первых, наличия  у них совпадающих мотивов совместной деятельности, во-вторых, потребности друг в друге как условия реализации этих мотивов. Начав с выявления потребностей, которые представляются для ученика наиболее актуальными в данный период, педагог создает исходную предпосылку для совместной деятельности.

Психологическим ориентиром демократизации и гуманизации взаимоотношений в школьном коллективе выступает личностный подход, т.е. опора на мотивационную сферу, ролевые умения и навыки, учет уровня самооценки  и самоуважения личности. Совершенствование взаимоотношений предполагает, прежде всего, формирование мотивов и установок (личностных смыслов) общения. Имеются в виду поддержка и развитие гуманистических побуждений, идейно-нравственных позиций личности. их направленности на осмысленное служение людям, уважение к другим индивидам, милосердие и сострадание, стремление к сотрудничеству и гармонии  между детьми и взрослыми.

Гуманизация не только означает постановку человека в центр всех влияний, формирование знаний, умений и навыков интеллектуального потенциала, но и отражает систему отношений человека к другому человеку, обществу, государству, природе и труду. В реальном учебно-воспитательном процессе решающую роль играет личность  учителя, его интеллектуальные,  идейно-политические, нравственные качества, профессиональная и общая культура,  убежденность и широкий кругозор.

Гуманизм, гражданственность и патриотизм – руководящие принципы педагогики учителя-исследователя В.А. Сухомлинского. В.А. Сухомлинский считал, что народная педагогика – средоточие духовной жизни общества. В ней раскрываются особенности национального характера, лицо народа. Именно этим объясняется его высокая оценка воспитательного значения сказки, которая доносит к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, взгляды на жизнь, идеалы и стремления, воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она творение народа.

 Вместе с тем он дал новое, оригинальное толкование принципа единства требований педагогов. Главное, по его мнению, не только единство требований учителя по отношению к детскому коллективу, по отношению к учащимся, а единство духовной жизни педагогов и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, интересов, чувств и переживаний. Когда достигается такое единство, воспитательная работа учителя становится в высшей степени радостной и эффективной, приобретает характер творческого, делового сотрудничества. Глубокая гуманистическая  суть активной позиции самого В.А. Сухомлинского как педагога и гражданина прослеживается во всей его педагогической деятельности: «Век  математики – хорошее крылатое выражение, но  оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека». [7, c. 123-124].  

Воспитанность гуманность и человечность – значит сформировать такие качества и черты личности, как талант доброты, потребность в служении людям, радость самоотдачи, - это центральный пункт этико-педагогической системы В.А. Сухомлинского. Самоотдача, которая не опустошает, но обогащает личность, доставляет ей  глубокую, внутреннюю радость удовлетворения от того, что она отдает другим (не в альтрустическом смысле, а в плане единства личного и общественного), является высшим выражением гуманистической сущности человека. 

Проблема коллектива как средства развития личности гражданина и гуманного человека естественно и логично связана у В.А. Сухомлинского с идеей активного добродеяния во имя блага других людей и общества  в целом. Педагог ярко и убедительно показал, что подлинный гуманизм расцветает только в коллективе, когда личность все лучшее отдает общему делу и обогащает себя духовными ценностями коллектива.

Литература.

1.      Советский энциклопедический  словарь. М., 1984.

2.      Монтень М. Опыты. Кн. 1. М.; Л.; 1954

3.      Ушинский К.Д. Соч.: В 11 т. Т.3. М., 1948.

4.      Ушинский К.Д. Пед. соч. М., 1989.

5.      Блонский П.П. Избр. пед. соч. М., 1961.

6.      Выготский Л.С. Собр. Соч. Т.4. М., 1984.

7.      Сухомлинский В.А. Избр. пед. произв. Т.3. М., 1981

 

Основные термины (генерируются автоматически): совместная деятельность, ученик, гуманная педагогика, учитель, идея, педагог, педагогическое общение, педагогическое сотрудничество, главный образ, демократическое руководство.


Задать вопрос