Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Елизова, Е. А. Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики / Е. А. Елизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1340/ (дата обращения: 17.12.2024).

В содержании статьи автор раскрывает понятие «инновация», внедрение которой требует кооперативной интеграции научно-педагогических идей с практикой.  Раскрывается сущность гуманитарной концепции как инновационной методологии для образовательной практики. Акцентируется внимание на роли программы в  переподготовке педагогов, способных к созданию инновационной (гуманитарной)  образовательной практики.

 

В современном образовательном пространстве находят «прописку» многие педагогические инновации. Неслучайно так часто в обиходе звучат понятия «новшество», «нововведение», «инновация», связанные с попыткой выделить феномен новизны из массовой, устоявшейся образовательной практики. Однако понятие новизны относительно и субъективно. То, что в рамках одной образовательной системы кажется новым и неизведанным, может давно существовать в контексте другой образовательной культуры. Поэтому так необходимы критерии инновационности того или иного образовательного явления. Развивая эту тему, определимся в понятии.

Анализ литературы показывает, что под инновацией можно понимать форму проявления нового качества образовательной реальности [1], [2], [3], [6]. Использование термина «инновация» – это не просто указание на его новизну, но, в первую очередь, признание становления в образовательной реальности принципиально нового к а ч е с т в а, не существовавшего ранее в поле зрения профессионального сообщества. Причем, в данном случае «речь идет не о любой новизне, но лишь о той, которая совпадает с тенденциями прогрессивного развития педагогической реальности. Тем самым, с помощью инноваций привносится как бы кусочек завтрашнего дня, делается своеобразный  прорыв к школе будущего» [3,  с.62].

Понятие «инновация» должно быть тесно взаимосвязано с категорией «культура». То, что подлинно инновационно, в образовательном сообществе должно нести в себе культуру. И это не остается незамеченным. Оно становится событием, ярким фактом, достоянием культуры в целом, точкой ее роста, моментом выхода за привычные рамки. В этом смысле И. А. Колесникова предлагает различать передовой опыт, представляющий высшее достижение в рамках уже известного, устоявшегося понимания качества в системе образования; творческий опыт, выводящий систему образования «за свои пределы», и инновационный опыт, - обеспечивающий развитие, движение за пределы существующей педагогической культуры, внутри которой он сформировался [3, с. 63]. Инновация влечет за собой новое видение образовательной реальности, по крайней мере, для участников, которые вовлечены в нее. Создавая и внедряя инновацию, человек не только сам объективно выходит на иной уровень информационного обеспечения своей деятельности, но и становится проводником новой информации для окружающих.

Для получения качественных изменений того или иного объекта, процесса, явления необходимо обеспечить на него системное влияние. Именно системный подход к инновационным преобразованиям отличает деятельность многих образовательных коллективов сегодня. С этой точки зрения, инновация в образовании может быть определена как системное преобразование действительности, что требует концептуального мышления, профессиональных усилий многих специалистов, преодоление сопротивления среды как внутренней, так и внешней, неохотно принимающей новое качество. Поэтому переход к системному изменению образовательной реальности требует определенного мужества, терпения, прогностических и рефлексивных умений, опору на науку. И в этом смысле инновационное качество будет формироваться «внутри» системы как плод интеграции научно-педагогических идей с практикой, носящей кооперативный характер.

Именно такую стратегию деятельности выбрали авторы-разработчики  программы переподготовки педагога с необычным названием «Пайдейя. Гуманитарное образование» (к.пед.наук, доцент Елизова Е. А., канд. филос. наук, доцент Фролова Н. Г.). Авторы назвали свою программу "Пайдейя", т.к. смысл этого понятия отражает ее содержание. Пайдейя, педагог, педиатр - этимологически однокоренные слова. Пайдейя - в пер. с греч. - благо ребенка, заключающееся в гармонии его духовно-нравственного, физического и умственного развития. Пайдейя - это образование, которое показывает ребенку как растущему человеку - путь к совершенству. Кроме того, для авторов программы «Пайдейя» – это еще и брэнд, отражающий мировоззренческую основу гуманитарной образовательной концепции, систему культурных ценностей, образование, приоритетом которого становится гуманитарность в развитии человека. Важно заметить, что значимость пайдейического подхода к современному образованию – подчеркнул последний в ушедшем столетии ХХ Всемирный философский конгресс, который проходил под лозунгом философии как средства образования и был посвящен теме: «Пайдейя. Философия в воспитании человечества» [5].

Сегодня, как и в античности, все смыслы пайдейического подхода к образованию сохраняются. Современное понимание и интерпретацию античной Пайдейи мы находим в модели гуманитарного образования. Это требует осознания сущности гуманитарного образования не как образования, ведущегося в рамках гуманитарных учебных предметов. А как новой образовательной методологии, требующей восприятия новых смыслов и средств построения образовательного пространства [7]. Гуманитарность – это системный фактор, выводящий любой предмет в надпредметность, направленный на формирование универсальных (метапредметных) умений в работе с гуманитарным знанием. Не в смысле его предметной принадлежности  (история, литература, языки и пр.). А в смысле понимания гуманитарности, как имманентной, неявной структуры, делающей некое явление  многокомпонентной, надпредметной, целостной сущностью и органично входящей в нее. Ресурс надпредметности – в языке и культуре. И в этом смысле основанием гуманитарности является культура, не существующая вне языка, носителем которого является человек. Гуманитарность выступает в качестве  паттерна, связанного с философско-антропологическими детерминантами бытия. Данный паттерн, буквально «внедрен» в матрицы деятельности, общения, в саму структуру передаваемого знания. «Место прописки» такого паттерна – в языке и культуре. И в этом смысле основанием гуманитарности является культура, не существующая вне языка, носителем которого является человек. Причем  и мир  культуры, и мир языка связаны друг с другом человеком. Язык хранит культуру, передавая ее людям из поколения в поколение. А культура выступает самым главным человекоформирующим фактором в плане содержания образования. 

Гуманитарная надпредметность, возникая через язык и культуру, делает любой предмет открытым, незавершенным, многовариантным и включенным в дискурсивный контекст.  Фундаментальным объектом гуманитарного измерения является «Текст». Поэтому реальность производства, обмена и использования разных текстов – это гуманитарная реальность.

Гуманитарность позволяет обеспечить единство подходов в преподавании разных предметов в контексте  достижения общих целей гуманитарного образования. Это происходит через обращение к мировоззренческим вопросам. Гуманитарность обеспечивает содержательно-мировоззренческое сопровождение и согласование учебных программ в системе образования. И тогда можно вести речь о гуманитарности естественнонаучных предметов (физике, химии, биологии, механике, математики и пр.). В этом контексте, например, гуманитарные предметы история или литература не всегда могут быть гуманитарными.

Из такого понимания несоответствия между гуманитарными предметами   и гуманитарностью как надпредметной областью вытекает абсолютное согласие с позицией, в которой гуманитарность связана с языком и культурой.  Поэтому мы согласны также и с отношением к гуманитарности как методологии, ярким проявление которой является школа «диалога культур». Причем важно добавить, что и мир  культуры и мир языка связаны друг с другом человеком. Язык хранит культуру, передавая ее людям из поколения в поколение. А культура выступает самым главным человекоформирующим фактором в плане содержания образования. Данная позиция позволяет  определить гуманитарность и как фактор, влияющий на развитие новообразования, возникающего в структуре личности человека  в результате его взаимодействия с культурой через язык.  И хотя  это утверждение, с одной стороны, – стороны языка и культуры – является бесспорным в  образования. Но с другой стороны – со стороны новообразования – требует размышления. И чтобы  действительно был получен такой результат воспитания  в структуре личности необходимо осознание механизма взаимодействия трёх слагаемых: человека, языка и культуры. Но это взаимодействие сегодня  осложняется современной социальной ситуацией развития, требующей парадигмального плюрализма и межпарадигмальной рефлексии. 

 Таким образом, можно сделать вывод, что гуманитарность – это надпредметный паттерн, позволяющий сформировать в структуре человека личностное новообразование. Данное понимание основывается на овладении методологией гуманитарного образования, позволяющей выработать категориальный и методический аппарат, на основе которого можно построить инновационную гуманитарную образовательную практику, имеющую единое надпредметное поле в образовательном пространстве. Поэтому программа «Пайдейя», направленная  на подготовку педагогика, владеющего инновационными подходами к гуманитарному образованию,  относится к типу метапредметных программ.  И в этом смысле она имеет определенную специфику. ДаннаяПрограмма: 

1.    Направлена на формирование универсальных (надпредметных) умений в работе с гуманитарным знанием. Не в смысле их предметной принадлежности  (история, литература, языки и пр.). А в смысле понимания гуманитарного знания как многокомпонентной, надпредметной и целостной сущности. И тогда можно вести речь о гуманитарной физике, химии. И в этом контексте, например, гуманитарные предметы история или литература не всегда могут быть гуманитарными….

2.    «Накладывается»  на содержание разных предметных курсов.

3.    Является действенным инструментом образовательной деятельности, обеспечивающим единство подходов в преподавании разных предметов в контексте  достижения общих целей гуманитарного образования.

4.    Дает основу для создания гуманитарной (инновационной) модели образовательной  практики.

5.    Обеспечивает содержательно-мировоззренческое сопровождение и согласование учебных программ в системе образования.

6.    Направлена на повышение уровня профессионализма педагога. 

Важнейшей характеристикой программы является ее построение на основе гуманитарного знания и гуманитарных технологий. В основу содержания «Пайдейи» ложится понимание сущности гуманитарного знания с его открытостью и незавершенностью, многовариантностью и включенностью в дискурсивный контекст. Выбор парадигмы дискурса для эффективности изучения учебного материала, которое должно происходить в форме обмена мнениями между обучаемыми и преподавателем, оказался не случайным. Именно в процессе дискурса происходит естественное порождение, развитие, «распаковывание» многоуровневого знания и его смыслового поля, а не «чистая» трансляции знания в образовательной системе.

 Фундаментальным объектом гуманитарного знания является «Текст». Поэтому реальность производства, обмена и использования разных текстов - это гуманитарная реальность. В пространстве текста, исходя из констатации несовпадения тезаурусов преподавателя и обучаемого и взаимных позиционных расхождений, происходит развитие смыслового поля субъектов и расширение области мотивации за счет включения в процесс познания дополнительных различных   субъективных аспектов и точек зрения.

Обучение педагогов по программе повышения квалификации «Пайдейя» стало основанием качественных преобразований целостной образовательной системы.  Понимание сущности гуманитарной концепции развития позволяет разворачивать деятельность творческой инициативной группы, являющейся главным ресурсом инновационных изменений в школьном образовательном пространстве. Энтузиазм и энергия творческих групп побуждает образовательные коллективы к совершенствованию, помогает освоить основные концептуальные подходы гуманитаризации образовательного пространства. Ведь переход к восприятию новых смыслов и средств построения гуманитарного образовательного  пространства связан, прежде всего, с пониманием данной инновационной концепции. А понимание данной концепции наполняет иными смыслами два основных понятия: школа и образовательная деятельность.  Школа это не только место, где получают знания, но, прежде всего, это – пространство, в котором взрослый и ребенок через работу с гуманитарным знанием приобретают стимул и предпосылки для развития человеческой сущности во всей полноте. И тогда смыслом образовательной деятельности является не передача информации, фактов, явлений. А смыслом становится выявление с помощью учебного предмета образа человека, его просвещение, создание условий для развертывания, совершенствования или коррекции физических, духовных, нравственных и умственных качеств. А за этим стоит – гуманитарное образование, приоритетом которого выступает воспитание. Воспитание – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений, с эмоционально-волевой и рефлексивной сферами. Тем более, что принцип приоритетности воспитания соответствует глубинным истокам отечественной педагогической культуры, для которой строительство внутреннего человека, его нравственного стержня, способного сохранить устойчивость в изменяющихся внешних условиях жизни, не всегда благоприятных, во все века были значительно важнее, неизмеримо больше, чем получение формального предметного результата. Это ничуть не умаляет значения обучения, которое трактуется как «могущественный орган воспитания» (К. Д. Ушинский). В условиях приоритетности воспитания создается благоприятная возможность для артикуляции позитивного ценностного содержания предмета. При этом образовательный процесс поднимается до вершины ценностного уровня. 

 Таким образом, разработанная методология гуманитарного образования предполагает овладение педагогами другими способами передачи знания. И даже взывает, на наш взгляд, к новой стратегии обучения, которая сможет восстановить разрушенную целостность между обучением и воспитанием. А это потребует инновационного преобразования многих компонентов образовательной системы и подготовки субъекта, способного к решению таких задач на практике. Подготовка такого субъекта осуществлялась в рамках:

–    Краевых семинаров по проблемам становления гуманитарного инновационного опыта  2001-2006 гг.;

-       Научно-практической конференции «Классика и современность в образовании человека: диалог педагогических культур», май 2006 г.;

-       Педагогической мастерской «Галерея интегрированных уроков»,  2007 г.;

-        Научно-практической конференции «Язык и культура в образовании человека: гуманитарное знание, гуманитарные технологии», апрель 2008 г.;

-       Научно-методического семинара «Инновационные (гуманитарные) техно-логии в образовании», 2009 г.

В заключение скажем, что такие мероприятия являются важным моментом реконструкции  образовательной системы на путях её инновационного преобразования.  Изменение характера  переподготовки педагога – это, прежде всего, усиление человеческих связей, связей между людьми, носителями инновационного опыта, объединенными в творческие группы, а также между разными творческими группами. В этом процессе важно предъявлять опыт, оценивать его, экспертировать качество, признавать инновационность педагогической практики и становления нового профессионализма у педагогов края. Именно совместные мероприятия стали местом, на котором предъявляется инновационный опыт, происходит его гуманитарная экспертиза. Благодаря таким встречам начинает осваиваться в образовательном пространстве модель гуманитарного урока, в котором обучение ведется не на понятийном уровне, а на глубинно-смысловом. Сам  же он представляет собой коммуникативно-риторическое событие. Осмысляются интегральные и частнопредметные гуманитарные образовательные технологии. Например,  технология работы со словом на основе тезаурусного моделирования.   В целом, овладение алгоритмом гуманитарных технологий как способами работы с гуманитарным знанием предполагает переориентацию с традиционного на инновационное, гуманитарное образование.  

Перечисленное – приметы начавшихся инновационных  преобразований образовательного пространства  на путях освоения концепции гуманитаризации.  В этом процессе значимым становится оценка, экспертиза, признание инновационного педагогического опыта, направленного на становление  нового профессионализма у педагогов края. Но самое  важное, от чего зависит успех инновационных преобразований  – это понимание данной концепции педагогом, что выступает в качестве главного ключа формирования новой, гуманитарной культуры в региональном образовательном сообществе. И это сделает гуманитаризацию, как современную инновацию сегодня, завтра – уже традицией.

Литература

1.    Инновация // http://ru.wikipedia.org/

2.    Кларин,  М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ Эксперинт, 1998. –  180 с.

3.    Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. / И.А. Колесникова. – СПб, 2001. – 288 с.

4.    Майер,  Б. О.  Интеграция науки и образования как когнитивная проблема / Б.О. Майер // Философия образования. –  Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007 - № 4 (21). – С. 47-52

5.    Материалы Всемирного философского конгресса «Пайдейя. Философия в воспитании человечества». – Бостон: США, 1998.

6.    Федеральный портал по научной и инновационной деятельности// http://www.sci-innov.ru

7.    Хомутцов, С. В. Проблема гуманитаризации и гуманизации в современном российском образовании /С.В. Хомутцов // Философия образования. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. –№3 (24). – С. 74-81

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарное образование, гуманитарное знание, культура, образовательное пространство, образовательная реальность, образовательная система, система образования, смысл, Язык, инновационный опыт.


Похожие статьи

Тенденции реформирования трудового образования в условиях рыночных отношений

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Гуманитаризация процесса обучения как педагогическая проблема

Тенденции реализации непрерывного профессионального образования

Инновационная составляющая инженерного образования в современной высшей школе

Культурологические проблемы студенческой молодежи в условиях современной образовательной системы в высшей школе

Гражданская идентичность и политическая культура: возможности социальной интеграции

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности в контексте модернизации Российского образования

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Похожие статьи

Тенденции реформирования трудового образования в условиях рыночных отношений

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Гуманитаризация процесса обучения как педагогическая проблема

Тенденции реализации непрерывного профессионального образования

Инновационная составляющая инженерного образования в современной высшей школе

Культурологические проблемы студенческой молодежи в условиях современной образовательной системы в высшей школе

Гражданская идентичность и политическая культура: возможности социальной интеграции

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности в контексте модернизации Российского образования

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Задать вопрос