Роль образования в формировании информационной культуры личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 2239 раз

Библиографическое описание:

Уразова, А. В. Роль образования в формировании информационной культуры личности / А. В. Уразова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 1. — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1583/ (дата обращения: 16.12.2024).

Становление информационной цивилизации с бурным развитием техники и технологий повлекло значительные изменения в жизни каждого человека. Быть компетентным в своей деятельности, подготовиться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в насыщенной новой техникой и технологиями информационной среде, научиться эффективно использовать возможности этой среды и защищаться от негативных воздействий, быть способным конкурировать на рынке труда – задача, которая становится сейчас перед каждым. Решить ее самостоятельно практически невозможно. Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения и уровнем образованности.

Т.И. Полякова предлагает выделить универсальные критерии сформированности информационной культуры:

·         отношение к информации;

·         личная потребность в усвоении основ информационной культуры;

·         умение самостоятельно осуществлять поиск информации и устранять информационный дефицит;

·         способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному, способности создавать и использовать персональные поисковые системы,

·         способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника [1].

Вот почему информационная подготовка личности традиционно является прерогативой образовательных учреждений. Конец ХХ в., ознаменованный информационным взрывом и информационным кризисом, потребовал особого внимания к информационной подготовке личности и общества в целом. Безусловно происходило развитие и совершенствование объектов информационной подготовки. Вместе с этим в нашу жизнь стремительно ворвались новые термины и понятия: информационная культура, компьютерная грамотность, информационная грамотность и мн. др.

Овладение информационной культурой – путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

 Как отмечает Н.И. Гендина: становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики в нашей стране связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастанием объемов информации; информатизацией общества, развитием информационной техники и технологии; становлением информационного общества [2, с.56].

В связи с этим, перед образовательными учреждениями встает проблема подготовки личности к условиям жизни в новой среде и особенно проблема формирования информационной культуры.

В результате многочисленных исследований было выяснено, что формирование информационной культуры сводится к обучению к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, ликвидации компьютерной безграмотности, овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Проблема заключается в том, что эти направления не способны разрешить проблему в целом, также это усложняется отсутствием необходимой литературы и подготовленных педагогических кадров. В ходе исследований Гендина выяснила, что информационная культура одинаково важна как для педагогов, так и для студентов, а все основные характеристики образования, включая его динамику, существенно зависят от информационной культуры [2, с.56].

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием информационная культура – это область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Представляющая собой совокупность сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.

Для повышения эффективности в области формирования информационной культуры были разработаны следующие методологические принципы:

·               Принцип культурного подхода. В рамках данного подхода нельзя рассматривать информацию отдельно от культуры. Она является неотъемлемой частью общей культуры человека. Этот подход призван обеспечить отношение личности к информации, как к ценности и как к элементу культуры.

·               Принцип системного подхода представляет собой многогранный феномен информационной культуры, составляющими которого являются знания различных информационных ресурсов, правила поиска и переработки информации с помощью  современных информационно-коммуникационных технологий, а также умение оценивать и интерпретировать информацию.

·               Принцип интегративности призван объединить различные науки (культурологию, педагогику, логику, информатику, философию) для формирования информационной культуры личности.

·               Принцип деятельностного подхода, в его рамках рассматривается формирование информационной культуры личности с позиций деятельности конкретного человека, перед которым ставятся информационные задачи, решаемые им в ходе своей учебной, профессиональной деятельности.

·               Принцип технологического подхода рассматривает формирование информационной культуры личности, как образовательную технологию, которая обеспечивает достижение заданного результата, используя совокупность форм, методов и средств.

·               Принцип непрерывности интегрирует возможности всех звеньев системы непрерывного образования для формирования информационной культуры личности. Призван поддержать идею – «образование в течение всей жизни».

Эти подходы к проблеме формирования информационной культуры в совокупности способны эффективно решить поставленную задачу.

Безусловно, без соблюдения определенных условий, невозможно организовать ни один образовательный процесс. Для успешного формирования информационной культуры необходимо:

1.            Внедрить в учебные планы образовательных учреждений специальную дисциплину, задача которой заключается в том, чтобы сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения.

2.            Наличие учебно-методического комплекса (учебных программ, учебных пособий, практических заданий, практикумов, тренингов, деловых игр, а также средств диагностики уровня информационной культуры и контроля (тестирования) степени усвоения учебного материала.

3.            Использование распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. Так, например, в библиотеке Ставропольского государственного университета наряду с алфавитным и систематическим карточными каталогами имеется электронный каталог, который пользуется наибольшим спросом. Зная это, сотрудники библиотеки его активно пополняют. На сегодняшний день в нем около 100 тысяч записей. В распоряжении читателей свыше десятка читальных залов, в том числе зал доступа к образовательным ресурсам, к полнотекстовым базам данных иностранных журналов по химии, физике, экологии, истории, социологии, теологии, математике. Новые информационные технологии, внедряемые в Научной библиотеке, позволили получить доступ к мировому интеллектуальному богатству через Интернет. Являясь важнейшим подразделением университета, имея обширный и разнообразный информационно-документальный фонд, Научная библиотека обеспечивает широкий диапазон запросов читателей, открывает большие возможности для реализации учебных целей и научных исследований преподавателей и студентов.

4.            Организация специальной подготовки кадров. Нужны компетентные специалисты, готовые обучать и постоянно учиться самим [2, с.60].

Надо сказать, что эти принципы не могут являться аксиомой для всех, но в большинстве случаев их соблюдение приведет к тому, что стандарты информационной культуры станут тем действенным инструментом, с помощью которого возможен мониторинг за качеством информационной подготовки личности, ее готовности жить в информационном обществе.

На сегодняшний день у нас есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. В основе этой культуры должны лежать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умения самостоятельно осуществлять поиск информации, ориентироваться в информационных потоках, оценивать информацию с точки зрения ее значимости, полноты. Информационная культура приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. На данном этапе она еще является показателем профессиональной культуры, но специалисты прогнозируют, что со временем она станет важным фактором развития каждой личности. Принимая во внимание принципы организации работы по формированию информационной культуры личности, а также условия способствующие повышению эффективности в решении данной проблемы, возможно грамотно построить образовательный процесс. А интегрируя возможности образования и достижения науки и техники можно говорить об успешности решения задачи по формированию информационной культуры.

Литература

5.      Полякова Т.И. Особенности формирования информационной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях.: http://day-of-culture.narod.ru/private/synthesis/razd_8/Polykova.htm

6.      Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации.: Библиосфера, 2005, №1, с.55-62.

 

Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, информационная культура личности, информационная подготовка личности, информационная среда, формирование, информационная грамотность, информационное общество, Научная библиотека, образовательный процесс, профессиональная деятельность.


Задать вопрос