Необходимость в формировании информационной культуры школьников
Автор: Исламова Султанат Халиковна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 01.11.2013
Статья просмотрена: 1458 раз
Библиографическое описание:
Исламова, С. Х. Необходимость в формировании информационной культуры школьников / С. Х. Исламова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4410/ (дата обращения: 17.12.2024).
Существенные изменения в жизни современного общества обусловили потребность в новой парадигме образования. На смену принципу «образование на всю жизнь» пришел принцип «образование в течение всей жизни». Причина такой замены обусловлена вхождением человечества в информационное общество, «информационную экономику» и «экономику знаний», стремительным развитием новых информационных технологий, вторгшихся практически во все сферы жизни современного человека. В этих условиях возникает необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе.
Основными международными организациями, занимающиеся изучением проблем подготовки человека к жизни в информационном обществе, являются ЮНЕСКО и ИФЛА.
В 2001 году ЮНЕСКО учредила международную программу «Информация для всех», где информационная грамотность является одним из приоритетов.
В 2002 году ИФЛА создала секцию по информационной грамотности. Значительным событием явилось появление в 2006 г. «Руководства по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning), подготовленного Постоянным комитетом и Секцией по информационной грамотности ИФЛА.
Руководство содержит стандарты по информационной грамотности, предназначенные для организации обучения в этой области. Содержание этих стандартов отражает три важнейших компонента информационной грамотности: способность человека получать, оценивать и использовать информацию.
К сожалению, в нашей стране в настоящее время отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования информационной культуры. Существуют отдельные направления в работе электронными носителями информации. Но все они носят локальный характер и не решают проблему в целом — формирование информационной культуры школьников.
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. в публикациях библиографоведов, библиотековедов, книговедов. Именно они составили основной исследовательский актив созданного в 1993 году отделения информационной культуры Международной академии информатизации (МАИ), обеспечившего выпуск серии сборников «Проблемы информационной культуры».
В науке используется большое количество определений понятия культуры и, соответственно, ее значений. Мы информационную культуроу школьника понимаем как: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности. Чтобы выявить необходимость в формировании информационной культуры необходимо изучить структуру и компоненты информационной культуры школьников, выявить, что она собой представляет.
В результате проведенных исследований выявлено, что структуру информационной культуры школьников можно представить по двум направлениям: горизонтально и вертикально.
«Горизонтальная» структура ИКШ может быть представлена следующими ключевыми понятиями: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».
Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе. Классифицированы нормы по нескольким основаниям:
1) побуждающие
2) общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;
Следование различным нормам приводит к тому, что человек в обществе начинает выполнять те или иные роли (член семьи, пассажир в общественном транспорте, пользователь в сети Интернет и т. д.).
Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах. Знания также нормируют поведение человека.
Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков. Особая роль в этом принадлежит символам. Знак или символ представляют собой повод реагировать на них соответствующим образом. Например, знаковость интерфейса настраивает человека реагировать определенным образом на то, что он видит, сидя за компьютером, на экране монитора.
Ценности являются способом регуляции поведения. Они придают смысл человеческой жизни.
«Вертикальная» структура ИКШ может быть представлена следующими компонентами, имеющие разное функциональное назначение. Вертикальная структура информационной культуры состоит из элементов следующих культур:
- коммуникативной (культуры общения);
- лексической (языковой, культуры письма и оформления);
- книжной, читательской (культуры чтения);
- интеллектуальной (культуры научного исследования);
- информационно-технологической (культуры
- использования современных информационных технологий);
- информационно-правовой; мировоззренческой и нравственной;
Уровни информационной культуры школьников зависят от активности взаимодействия с окружающим миром, информационной насыщенности взаимообмена. В низких уровнях некоторые вышеперечисленные компоненты не сформировались: если в информационном поле субъекта объем информации, интенсивность ее обмена с внешней средой низка, то нет функциональной необходимости ни в культуре научного исследования, ни в культуре использования современных информационных технологий, ни в информационно-правовой культуре. Каждый из компонентов информационной культуры опирается, прежде всего на некоторую предстартовую готовность школьника осознать необходимость ее заполнения, что приобретает характер потребности.
Итак, говоря об информационной культуре школьника, можно выделить в качестве основных составляющих:
- навыки по использованию своих умственных способностей;
- высокую степень открытости к восприятию новой информации;
- умение представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
- способность к аналитической переработке информации;
- знание сущности и особенностей энергоинформационного пространства Вселенной и роли информации.
Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты ИКШ: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.
Мы рассмотрели понятие, структуру и компоненты информационной культуры школьников, но что даст нам решение проблемы, и чем, же необходимость формирования информационной культуры школьников≤
Информационную культуру школьников необходимо для формирования:
1. Культуры поиска информации, направленная на поиск новых идей, а не готовых шаблонов.
2. Уметь аналитически анализировать информацию, создание собственных баз знаний.
3. Культуры делового общения, терпимость к чужому мнению, открытость другим культурам.
4. Способности к рефлексии, то есть самооценке, собственного поведения, действий.
5. Знания этических норм использования информации и их использование.
Как видим, значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для подросткового поколения. Информационная культура дает уверенность в себе, в завтрашнем дне; открывает возможность более успешной самореализации, развивает способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, делает подростков открытыми для информации и повышает их культурный уровень в целом.
Рациональным способом решения проблемы может стать организация педагогического взаимодействия в социальных сетях. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, — ничтожно мало, если бессистемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.
Литература:
1. Гендина Н. Формирование информационной культуры школьников: Программа и результаты исследования / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. — 2000. — № 5. — С. 27–31.
2. Голубева Е. Информационная культура школьников / Е. Голубева // Библиотека. — 2005. — № 10. — С. 44–49.
3. Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде//Высшее образование в России. — 2002. — № 1. — С. 81–87.
4. http://www.ifla.org/VII/s42/index,htm.