Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо. Выявлены задачи для школы по борьбе с представленной проблемой.
Ключевые слова: начальное общее образование, информационная культура, информационная неразборчивость, информационная этика, младший школьник, информация.
В современном информационном обществе человеку приходится сталкиваться с большими объемами информации, работа с которыми подразумевает наличие определенных умений. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [1] в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. В метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования — это поиск, сбор, обработка, анализ, организация, передача, интерпретация информации, в том числе и ввод текста при помощи клавиатуры, запись в цифровой форме, анализ графической, звуковой информации и соблюдение норм информационной этики. В предметных результатах — это умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Навык работы с информацией формируется у ребенка каждый день на уроках по предметам, во внеурочной деятельности, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации.
Когда младший школьник сталкивается с информационной средой, то часто возникают трудности, которые препятствуют эффективной работе в этой среде, что естественно сказывается и на их обучении. Как правило, это информационная неразборчивость и информационные перегрузки. Современные дети в своей досуговой или познавательной деятельности ежедневно получают различного вида информацию, поступающую к ним через телефоны, компьютеры, телевидение, радио и другие различные средства массовой информации, то есть они обладают большей информационной свободой, чем дети предыдущих поколений, их информационный мир складывается гораздо раньше и быстрее. Но зачастую, данного вида взаимодействие остается бесконтрольным со стороны взрослых, а сами дети в возрасте 6–10 лет не всегда правильно могут анализировать и структурировать информацию из-за отсутствия ее критического восприятия. Притом отсутствие контроля не всегда связано с безответственностью или отсутствием времени у взрослых, а как раз с увеличением дистанции между поколениями, и как следствие, неготовностью к воспитанию в новых условиях.
Современная информационная среда не только предоставляет новые возможности для развития личности, но и является источником социальных рисков, может оказывать негативное влияние на личностное развитие детей, иногда становится опасной для их жизни, здоровья, духовно-нравственного и физического развития. Таким образом, становится проблема и нравственного воспитания школьника, как члена информационного общества, когда действие и его результат могут быть значительно отдалены друг от друга. Именно возможность отдаленного воздействия приводит к таким последствиям, как взлом информационных баз, личных страниц, кража персональных данных, которые приводят к попыткам суицида уже в столь раннем возрасте. Очень часто виновниками этих действий становятся дети, которые воспринимают происходящее как компьютерную игру и не понимают последствий своих действий.
Современному учителю начальных классов необходимо привить младшим школьникам информационные вкусы и нормы информационной этики, помочь побороться с информационной неразборчивостью и истребить информационные перегрузки.
В связи с этим, актуальным становится необходимость сформировать у младшего школьника «информационную культуру», которая выражается в потребности в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.
Важнейшей задачей школы является обеспечение качественного образования для всех детей. Независимо от того, с какими задатками и способностями дети рождаются, они должны получить возможность максимально реализовать свои потребности, развить способности, стать полноценными и счастливыми членами общества. Когда стало ясно, что объем информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности современного человека столь велик, что переработать его невозможно, что способность усваивать и перерабатывать необходимые сведения должна развиваться в течение всей жизни, то основным показателем качественного образования стала не способность запоминать, а умение находить необходимую информацию. То есть важнейшим показателем качества образования стала сформированность информационной культуры личности.
Современные представления об информационной культуре детей младшего школьного возраста сложились в результате становления информационного общества и воздействия процессов информатизации на сферу образования.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. –М.: Просвещение, 2009.
- Лободенко Л. К. Структурно — функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1(7). С.92–102.
- Борисова Т. В. Воспитание информационной культуры младших школьников // Вестник ТГПУ. 2013. № 13. С. 207–209.