Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 1106 раз

Библиографическое описание:

Мосоха, М. А. Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в образовательных организациях / М. А. Мосоха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60012/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо. Выявлены задачи для школы по борьбе с представленной проблемой.

Ключевые слова: начальное общее образование, информационная культура, информационная неразборчивость, информационная этика, младший школьник, информация.

В современном информационном обществе человеку приходится сталкиваться с большими объемами информации, работа с которыми подразумевает наличие определенных умений. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [1] в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. В метапредметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования — это поиск, сбор, обработка, анализ, организация, передача, интерпретация информации, в том числе и ввод текста при помощи клавиатуры, запись в цифровой форме, анализ графической, звуковой информации и соблюдение норм информационной этики. В предметных результатах — это умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Навык работы с информацией формируется у ребенка каждый день на уроках по предметам, во внеурочной деятельности, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации.

Когда младший школьник сталкивается с информационной средой, то часто возникают трудности, которые препятствуют эффективной работе в этой среде, что естественно сказывается и на их обучении. Как правило, это информационная неразборчивость и информационные перегрузки. Современные дети в своей досуговой или познавательной деятельности ежедневно получают различного вида информацию, поступающую к ним через телефоны, компьютеры, телевидение, радио и другие различные средства массовой информации, то есть они обладают большей информационной свободой, чем дети предыдущих поколений, их информационный мир складывается гораздо раньше и быстрее. Но зачастую, данного вида взаимодействие остается бесконтрольным со стороны взрослых, а сами дети в возрасте 6–10 лет не всегда правильно могут анализировать и структурировать информацию из-за отсутствия ее критического восприятия. Притом отсутствие контроля не всегда связано с безответственностью или отсутствием времени у взрослых, а как раз с увеличением дистанции между поколениями, и как следствие, неготовностью к воспитанию в новых условиях.

Современная информационная среда не только предоставляет новые возможности для развития личности, но и является источником социальных рисков, может оказывать негативное влияние на личностное развитие детей, иногда становится опасной для их жизни, здоровья, духовно-нравственного и физического развития. Таким образом, становится проблема и нравственного воспитания школьника, как члена информационного общества, когда действие и его результат могут быть значительно отдалены друг от друга. Именно возможность отдаленного воздействия приводит к таким последствиям, как взлом информационных баз, личных страниц, кража персональных данных, которые приводят к попыткам суицида уже в столь раннем возрасте. Очень часто виновниками этих действий становятся дети, которые воспринимают происходящее как компьютерную игру и не понимают последствий своих действий.

Современному учителю начальных классов необходимо привить младшим школьникам информационные вкусы и нормы информационной этики, помочь побороться с информационной неразборчивостью и истребить информационные перегрузки.

В связи с этим, актуальным становится необходимость сформировать у младшего школьника «информационную культуру», которая выражается в потребности в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Важнейшей задачей школы является обеспечение качественного образования для всех детей. Независимо от того, с какими задатками и способностями дети рождаются, они должны получить возможность максимально реализовать свои потребности, развить способности, стать полноценными и счастливыми членами общества. Когда стало ясно, что объем информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности современного человека столь велик, что переработать его невозможно, что способность усваивать и перерабатывать необходимые сведения должна развиваться в течение всей жизни, то основным показателем качественного образования стала не способность запоминать, а умение находить необходимую информацию. То есть важнейшим показателем качества образования стала сформированность информационной культуры личности.

Современные представления об информационной культуре детей младшего школьного возраста сложились в результате становления информационного общества и воздействия процессов информатизации на сферу образования.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. –М.: Просвещение, 2009.
  2. Лободенко Л. К. Структурно — функциональный анализ информационной культуры личности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1(7). С.92–102.
  3. Борисова Т. В. Воспитание информационной культуры младших школьников // Вестник ТГПУ. 2013. № 13. С. 207–209.
Основные термины (генерируются автоматически): начальное общее образование, информационная неразборчивость, информационная этика, младший школьник, информационная культура, информационное общество, информация, качественное образование, основная образовательная программа, ребенок.


Похожие статьи

Проблема формирования информационной культуры учителей в образовательных организациях

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры учителей, неприспособленности педагогов к современным требованиям, неумению работать с информацией. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо.

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Читательская грамотность младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «читательская грамотность» и рассматривает особенности формирования читательской грамотности младших школьников, как нового направления для современной начальной школы, которое решает задачи в соответствии с требован...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Похожие статьи

Проблема формирования информационной культуры учителей в образовательных организациях

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры учителей, неприспособленности педагогов к современным требованиям, неумению работать с информацией. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо.

Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье подчеркивается важность развития читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. В эпоху широкого распространения информационных технологий оттачивание навыков чтения приобретает решающее значение для того, чтобы дети ...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Читательская грамотность младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «читательская грамотность» и рассматривает особенности формирования читательской грамотности младших школьников, как нового направления для современной начальной школы, которое решает задачи в соответствии с требован...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Задать вопрос