Основные этапы развития информационной культуры студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 24.05.2022

Статья просмотрена: 462 раза

Библиографическое описание:

Каракозов, И. В. Основные этапы развития информационной культуры студентов / И. В. Каракозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/416/91985/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное общество называют информационным, так как идёт бурное развитие техники и телекоммуникаций. Человек получает доступ к различным видам информации в режиме реального времени, тем самым получая мгновенное взаимодействие с источником информации. Для грамотного обращения с этой информацией люди должны обладать необходимыми знаниями в области современной техники и информации. Человечеству необходима определённая культура отбора и поиска достоверных источников информации, а также человечеству нужно приобрести умение грамотного и качественного продвижения информации в массы [1].

Термин «информационная культура» образовался во второй половине XX века в связи с большим появлением информационных технологий, которые помогают людям для обмена информации и коммуникации. Информационная культура человека чаще всего рассматривается с общей культурой личности. Все эти качества взаимосвязаны.

При социализации и становлении личности человека идет его информационное развитие, которое определяется уровнем развития и культуры общества в целом. Мы считаем, что в скором времени уровень информатизации будет определять роль и место государства на мировой арене. В процессе глобализации мировые культуры принимают очертания друг друга, но все, же остаются уникальными.

С помощью интернет ресурсов открывается доступ к мировой культуре, с их помощью появляется большое количество профессий, связанных с информационными технологиями. В условиях обмена культурными наследиями стираются временные и пространственные барьеры и формируется единое информационное поле.

С развитием новых технологий идёт постоянное усовершенствование и повышение квалификации специалистов разных направлений. От студентов требуется применение универсальных знаний и умений, которые они получили на протяжении обучения в высшем учебном заведении.

По нашему мнению профессиональные навыки у студентов формируют самообучаемость, самодисциплину, а опыт самостоятельной деятельности приводит к тому, что студент анализирует выбранную методику обучения, находит в ней дополнительные знания и умения. От грамотного поиска и обработки информации зависит эффективность учебного процесса, ведь способность к обучению студент должен приобрести в высшем учебном заведении, так как дальнейшая жизнь зависит от знаний, полученных в ходе освоения дисциплин.

Самообразование — ключ к успеху в дальнейшей трудовой деятельности, а самообразование — предмет достижения целей. В наше время важный критерий «научиться учиться», который приводит к самостоятельной работе над получением новых знаний, которые в современном мире быстро обновляются [6].

Особая проблема современности — формирование информационной культуры у студентов. Приоритетная задача ВУЗа, по нашему мнению, повысить общую культуру, жизненный опыт, приобретенный в студенчестве и определение его благополучия в профессиональной деятельности [2].

Информационная культура является инструментом освоения нового, а она в свою очередь является главной составляющей профессионального мастерства в будущем [3].

Профессионально-значимые качества студента считаются его информационной культурой, эти качества гарантируют результативное, разумное и взвешенное взаимодействие с информационной средой в ходе изучения нововведений [8].

В профессиональную подготовку будущих специалистов вносят коррективы: развитие науки и техники, общественные отношения, большой объем новой информации, всё это способствует для более коммуникативного развития специалиста.

Формирование в студентах информационной культуры является важной задачей высшего образования, всё это привело к пересмотрению методик и стилю преподавания некоторых дисциплин [4].

С большим разнообразием информации в свободном доступе студентам всё сложнее отобрать ту, которая будет проста и понятна для усвоения. Иногда студенты и специалисты могут путать информационную культуру с компьютерной грамотностью, но компьютерная грамотность — это навыки работы с новыми компьютерными технологиями.

Мы рассмотрели информационную культуру, как способность студента к самообразованию и выделили следующие моменты:

— самостоятельный поиск и отбор информации;

— умение воспользоваться дополнительными источниками информации, такие как библиотека, книги, рекомендуемая литература;

— способность правильной формулировки мыслей, составление списка литературы, свободное владение информацией.

Когда студент или специалист сталкивается с дефицитом знаний в его профессиональной деятельности, то чаще всего на помощь приходит — самообразование. В таких ситуациях проявляется его рвение к самосовершенствованию, ведь без дополнительной подготовки и новых знаний, невозможно выйти на новый уровень развития профессиональных качеств [5].

Также в эти моменты можно столкнуться с тем, что информации в мире много, доступна она для всех, но не вся пригодна для использования, мы пришли к выводу, что перед тем как осваивать новое нужно произвести тщательный отбор.

Поиск и отбор новой информации проходит в три уровня.

Низший — репродуктивный, основан на собственной памяти человека и на наличии житейского опыта работы с информацией. Информационная культура проявляется: в воспроизведении уже созданной и введенной в общественный оборот информации, основанной на простых процессах работы с ней.

Средний уровень основан на развитии читательской деятельности человека. Переход на второй уровень характеризуется на осознании потребности в новых знаниях.

Высший уровень развития информационной культуры отличается осмыслением информационных ценностей. Переход на этот уровень связан с умением студента не только осознанно воспроизвести знания, творчески применять их в учебной, производственной и жизненной практике, но и самостоятельно производить новые знания [9].

Преподаватели высших учебных заведений тоже занимаются информационной культурой студентов, приобретая новые знания для себя, они делятся ими с обучающимися. В вузах страны накоплен большой опыт преподавания курса «Информационная культура». Наиболее активно курс вводится в преподавание вузов культуры и искусств, традиционно готовящих специалистов информационной сферы.

Многолетний опыт преподавания «Информационной культуры» доказал практическую востребованность как для студентов, так и для преподавателей. Однако всё в нашей жизни требует развития и совершенствования. Рассмотрение данной проблемы упирается в определение критериев информационной культуры студента, которая необходима для понимания того, что же в конечном итоге мы хотели бы сформулировать [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что потребность в информационной культуре постоянно растет. В современном мире недостаточно широко освещается проблема неподготовленности студентов в получении самостоятельных знаний. Мы считаем для того чтобы поднять уровень информационной культуры студентов, ВУЗ должен приложить все усилия для успешного развития учащихся. За информационной культурой будущее, а будущее студентов — это их профессиональная деятельность, которая напрямую зависит от новых технологий.

Литература:

  1. Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде//Высшее образование в России. — 2002.
  2. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности: учеб-метод.пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. — М, 2007. — 171 с.
  3. Евтюхина, Е. А. Предмет информационной культуры личности / Е. А. Евтюхина // Библиогр. — 2003. — № 4. — С. 56–60.
  4. Карташева М. Д., Гордеева Д. Д., Сулейменова Р. Д. Перспективы развития информационных технологий и уровень информационной культуры в современном мире// Интернаука. 2022 № 2–1 (225). С. 26–28.
  5. Костова, Р. С. Об информационной культуре студента / Р. С. Костова // Социол. исслед. — 2007. — № 8. — С. 134–136.
  6. Лавриненко, Н. А. Педагогический потенциал курса «Информационная культура специалиста» и условия повышения его эффективности: автореф.дис. канд. пед.наук. — 13.00.08 / Н. А. Лавриненко. — Краснодар, 2004.- 20 с.
  7. Павлидис В. Д., Сулейменова Р. Д., Чкалова М. В., Федоров Ю. И. Некоторые критерии и уровневые показатели формирования информационной культуры будущих инженеров//Наукосфера. 2021. № 5–2. С. 36–41.
  8. Сулейменова Р. Д., Василенко В. Ю., Скопинцев К. В. Проблемы человеческой индивидуальности в контексте информационной культуры//В книге: Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Махачкала, 2021. С. 113–116.
  9. Сулейменова Р. Д. Применение информационных технологий в профориентационной работе со старшеклассниками//В сборнике: Развитие цифровой экономики в Союзном Государстве Беларуси и России: достижения, проблемы, перспективы. Сборник статей международной заочной научно-практической конференции, Минск, 2021. С. 130–131.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, студент, знание, профессиональная деятельность, высшее учебное заведение, информационная культура студентов, информация, компьютерная грамотность, современный мир, уровень развития.


Похожие статьи

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся

Основные задачи современного школьного образования в контексте формирования и развития культуры информационного общества

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Некоторые аспекты потенциала гуманитарного образования в формировании личности школьников

Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи

Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности

Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

Похожие статьи

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся

Основные задачи современного школьного образования в контексте формирования и развития культуры информационного общества

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Некоторые аспекты потенциала гуманитарного образования в формировании личности школьников

Исторические аспекты становления самостоятельной работы студентов в системе высшего образования

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи

Основные аспекты формирования социокультурной среды университета средствами воспитательной деятельности

Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

Задать вопрос