Статья посвящена вопросам воспитания молодежи в условиях профессионального образования, а также формированию умений и навыков информационной культуры в целях распознавания киберэкстремизма, информационных источников.
Ключевые слова: молодежь, профессиональное образование, информационная культура, информационная безопасность, киберэкстремизм
Возрастающее значение информационных технологий в жизнедеятельности и развитии общества, формирование глобального информационного пространства и ускорение информационного обмена обуславливают приобретение информацией роли эффективного инструмента политической практики. Расширение возможностей информационного воздействия на индивидуальное и массовое сознание задает объективные предпосылки для его применения с целями социальной и политической дестабилизации. Мишенью такого негативного пропагандистского воздействия может выступать будущее государства- молодежь.
Первоочередного внимания в этой связи заслуживает вопрос формирования информационной культуры молодежи, связанная с противодействием перед различного рода манипулирующими воздействиями вследствие незавершенности становления ее ценностно-нормативной системы.
К числу основных сфер национальной безопасности относится информационная безопасность, обеспечение которой в условиях информационного общества признается одним из наиболее важных направлений политической практики. Внимание многих исследователей привлекает специфика современной молодежи как объекта целенаправленного информационно-психологического воздействия, проявляющаяся в ее подверженности манипулированию вследствие определенной незрелости, несформированности системы ценностных ориентаций, и т. д.
Способность человека поддаваться или противостоять информационному воздействию обусловлена, в первую очередь, характером передаваемой информации. Транслируемую информацию принято классифицировать, в частности, по мере интенсивности воздействия, в зависимости от степени активности сторон коммуникации, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Сообщение подразумевает обычное информирование одного участника коммуникации другим, т. е. простую передачу информации. Под убеждением понимают метод воздействия на индивидуальное или массовое сознание, основанный на логической аргументации, а также самостоятельной ее оценке и согласии с ней адресата. Внушение или суггестия, напротив, представляет собой неаргументированное, эмоционально-волевое воздействие на человека или на группу, предполагающее некритическое восприятие информации реципиентом, и, соответственно, ее пассивное усвоение в «готовом виде».
Данные формы информационного воздействия выступают основой для существования такого социально-политического феномена, как пропаганда. Начиная с работ Э. Бернейса, под пропагандой понимается система техник, позволяющая управлять общественным мнением, «сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс». Таким образом, пропаганда представляет собой целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, формирующее, посредством распространения информации, заданные взгляды и социальные представления. Надо отметить, что Э. Бернейсом пропаганда рассматривалась как феномен, свойственный прежде всего демократическому обществу с его свободой мнений и выступающий в нем инструментом «инженерии согласия». В то же время, в зависимости от цели использования им противопоставлялась так называемая «хорошая» и «недобросовестная» пропаганда.
Манипуляция сознанием предполагает скрытый характер своего осуществления, определяющий саму ее возможность и эффективность. Таким образом, скрытое, неявное информационное воздействие потенциально способно манипулировать индивидуальным и массовым сознанием, оказывая влияние на социальное поведение человека.
Подверженность информационному воздействию зависит также и от ряда социально-демографических характеристик, в частности возраста, пола и уровня образования. Следует отметить, что влияние социальной среды на формирование социальных установок и ценностей личности в последние десятилетия опосредуется средствами массовой коммуникации все в возрастающей степени.
Для молодежи, как показывают современные исследования, Интернет оказывается важнейшим каналом получения информации, при этом «степень приоритетности такого канала может быть определена как по количественным показателям — совокупностью трафика проходящего через него искомого информационного контента, так и по качественным — его доступностью/популярностью для членов целевой социальной группы (в данном случае — молодежи)». Интернет уже является основным источником информации для подавляющего большинства российской молодежи, становясь все более доступным для возрастающего числа молодых россиян, которые посвящают Интернет-коммуникации все большее количество времени. Более того, длительное «погружение» в Интернет-пространство становится отличительной особенностью нового поколения: «постоянное пребывание в Интернете стало одним из маркеров молодежного образа жизни». В этой связи рядом авторов применительно к современной реальности используется понятие «онлайн-молодежь».
Предпочтение молодежью Интернета как источника информации и средства общения, по нашему мнению, определяется возможностью реализации собственной активности, двусторонней коммуникацией, удобством и оперативностью, чрезвычайно широкими возможностями.
Возможности, предоставляемые ресурсами Интернета, определяют выраженность как позитивных, так и негативных эффектов от его использования. К положительным сторонам использования Сети он относит, в частности, доступность и разнообразие информации, способность одновременного удовлетворения не только познавательных, но и коммуникативных целей, интерактивность и т. д. Отрицательными эффектами Интернет-коммуникации, как резюмирует автор, можно считать преизбыток информации, приводящий к поверхностности восприятия, калейдоскопичность и мозаичность формируемой картины мира, размывание и диффузность идентичности личности, эмоциональное и нравственное снижение и др.
На основе теоретического анализа современных источников по данной проблеме мы предлагаем собственную классификацию таких Интернет-угроз молодежи:
- Формирование эгоистических установок и потребительского образа жизни.
- Снижение значимости семейных ценностей.
- Пропаганда насилия и жестокости.
- Вовлечение молодежи в секты.
- Угрозы безопасности социума.
Перечисленные угрозы определяют необходимость разработки ряда мероприятий, направленных на расширение информационного кругозора молодежи и формирования в ней информационной культуры, которая определяется следующим образом:
– информационная культура — это совокупность знаний, которыми обладает человек, и умение их использовать на практике для решения определенных задач;
– информационная культура — это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;
– информационная культура — это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;
– информационная культура — это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;
– информационная культура — это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию.
Говоря о киберэкстремизме необходимо уточнить его основополагающую точку, как само явление экстремизма:
Экстремизм — специфическая отрицательная особенность поведения и качество личности, ведущая характеристика которой — приверженность человека к радикальным взглядам, поступкам, идея. Экстремизм может иметь следующую основу: политическую, религиозную, экономическую, социальную и так далее, вплоть до бытовой почвы. Обобщающая черта экстремизма — агрессивность и разрушительность в отношении объекта, против которого он направлен.
Глобальные процессы информатизации современного общества и образования обусловливают существенное обострение проблем информационной безопасности. Информационный век принес миру не только повсеместное развитие технологий и компьютеризацию всей жизни, но и привел к появлению такой формы социальной девиации, как киберэкстремизм, который в настоящее время получает все более широкое развитие.
Важнейшим, в профилактике киберэкстремизма, является понимание социально-экономических и возрастных особенности личности и жизненных этапов, в которых находится современная молодежь. Специалисты считают наиболее опасным возрастом вступление в период экстремистской активности — возраст от 14 до 22 лет.
В контексте информационной культуры профилактика киберэкстремизма может быть сведена к следующему: фильтрация интернет-контента и персонификация доступа к потенциально опасным ресурсам. Контент может фильтроваться на трех уровнях: провайдера, сервера и клиентской станции. В случае серверной фильтрации трафик отсеивается на выделенном компьютере, где настроены доступ в Интернет и передача его на остальные компьютеры через локальную сеть.
Известные программы для организации серверной контент фильтрации для Windows — систем: МКФ, UserGate, Kerio, ISA Server, SafeSquid, а также прокси-серверы, на которых можно организовать фильтрацию. Для Linux-систем наиболее популярны DansGuardian и Mindwebfilter и др. При клиентской фильтрации на каждом компьютере устанавливается и настраивается программа-фильтр, что позволяет задать индивидуальные настройки для каждой машины. Примеры программных продуктов для Windows — систем: Интернет Цензор, ПКФ, NetPolice, KinderGate и др. Для Linux-систем: NetPolice ALT Linux, СКФ и др.
Следует отметить, что зачастую Интернет-фильтры не могут работать с контекстом, поэтому необходимо использовать существующие средства контекстной фильтрации. В настоящий момент она активно используется антиспам-фильтрами, а разработка её методов — перспективное направление научных исследований в в области обеспечения информационной безопасности молодежи.
Таким образом, профилактика киберэкстремизма — комплексная проблема, для решения которой необходимо задействовать юридические, психолого-педагогические и ИКТ-инструменты. Только их сочетание способно принести желаемый эффект в масштабах государства, который должен заключаться в улучшении уровня жизни населения, активизации пропаганды духовно-нравственных ценностей и традиций среди молодежи, отслеживании и устранении информации экстремистского характера, повышении информированности молодых людей о данной проблеме, научить их противостоять ей.
Литература:
- Горелкин А. В. Информационная безопасность молодежи как фактор устойчивого развития региона. / монография.Кемерово, 2015. — стр. 68–80.
- Старкова Н. А. Киберэкстремизм в молодежной среде как социальная проблема./ журнал «Фундаментальные исследования». — 2014. — № 12 (часть 7) — С. 1550–1554.
- Ефимова И. Ю., Варфоломеева Т. Н., Веремеенко О. О., Ступар О. С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г. Н. Чусавитиной, Е. В. Черновой. — Магнитогорск: Дом печати, 2014. — 203 с.