В статье рассматриваются понятия информационной безопасности и информационной культуры, а также представлены основные направления обеспечения информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет.
Ключевые слова : информационная безопасность, информационная культура, безопасное интернет-пространство, информационные угрозы, безопасность подростков в Интернете.
Интернет — глобальная информационно-коммуникационная сеть, которая является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Она включает в себя: социальные сети и мессенджеры для виртуального общения, огромное множество интернет-магазинов, онлайн-банкинг и многое другое. Особой популярностью Интернет пользуется у детей, в частности у подростков, потому что он предлагает им широкий спектр возможностей для выражения их индивидуальности, удовлетворения их образовательных и коммуникативных потребностей.
Об этом хорошо осведомлены интернет-террористы, интернет-мошенники, интернет-агрессоры и интернет-насильники, которые открыто или скрыто продают наркотические средства, алкоголь и другие психоактивные вещества, занимаются половой распущенностью, пропагандой жестокости и насилия, расовой и национальной неприязни, агрессивного и суицидального поведения и т. п. Подросток не способный без помощи взрослого сообщества на адекватном критическом уровне оценить опасность получаемой информации чаще, чем люди других возрастных категорий попадает в «ловушки» подобного рода интернет-дельцов. Поэтому защита детей от интернет-угроз является первостепенной задачей не только для России, но и для всех развитых стран мира.
В научной литературе термин «безопасность детей-подростков» в широком смысле определяется, как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих жизнедеятельность и устойчивое развитие молодого поколения, способного противостоять социальным и индивидуальным угрозам окружающей среды, целенаправленно реализуя свои основные социальные функции, как ресурс и потенциал общества». В настоящее время потенциально опасная информация усиливает свое влияние на подрастающее поколение, в результате чего нравственные ценности общества размываются.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646) термин «информационная безопасность» в широком смысле слова определяется, как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере и совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства [1]. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Прежде всего, такую защищенность ребенку должны обеспечивать значимые для него взрослые. Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Во втором пункте пятой статьи этого закона говориться о том, какая информация является опасной для детей: побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань и информацию порнографического характера [1].
Если говорить предметнее, информация не должна: изображать или описывать жестокость, любые виды насилия; вызывать у детей страх, ужас или панику в виде изображения или описания действий, явлений или событий, унижающих человеческое достоинство (смерть, заболевание, самоубийство, авария, катастрофа и т. п.); изображать натуралистические описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержать нецензурные слова и выражения.
О важности формирования информационной культуры подростков хорошо осведомлено мировое человеческое сообщество, о чём свидетельствуют многочисленные научные исследования информационного насилия, зависимости, девиантного и деликвентного информационного поведения самих подростков и такого же поведения по отношению к ним людей другого возраста [5].
К сожалению, эта информация недостаточно осмыслена на публицистическом уровне и массово не представлена на доступных подростков информационных каналах. Другими словами, недостаточно ведётся просветительская работа по предупреждению информационной опасности в интернет-пространстве и, как следствие, мы имеем низкие показатели уровня информационной культуры детей-подростков.
Важность формирования информационной культуры подростков вполне осознана, о чем свидетельствуют возросшее число исследований специалистов по информатике, культурологов, социологов, философов и иных специалистов. Специалисты по информатике связывают информационную культуру с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением такой культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. В своих научных исследованиях по вопросам информационной безопасности А. И. Гордин, кандидат педагогических наук, журналист отмечает, что в контексте информационной культуры целесообразно выделение двух основных аспектов — социокультурного и технико-технологического [4].
В социокультурном аспекте информационной культура включает в себя совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом понимании информационная культура определяет уровень информационного общения, представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации и построения новой информационной картины мира. В технико-технологическом смысле информационная культура предполагает использование оптимальных способов обращения с различными потоками информации и представление их для разрешения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. В данном аспекте информационная культура представлена неким показателем профессиональной культуры и выполняет прикладные функции, обеспечивающие жизнедеятельность общества.
Несмотря на то, что представленные аспекты строго выполняют каждый свои важные функции, существовать автономно они не могут. Два этих аспекта глубоко интегрированы и взаимно обусловлены в жизни каждого человека. На сегодняшний день без знаний, умений и навыков владения техническими средствами связи невозможно осуществлять большинство видов профессиональной деятельности, а также возникают проблемы в межличностном общении [4].
Информационная безопасность детей-подростков в контексте информационной культуры предполагает защиту личности каждого ребенка от негативного воздействия информации на его нравственное развитие, психическое и духовное здоровье и создание условий для социализации ребенка в обществе, формирования у него позитивного мировосприятия, сохранения его здоровья и благополучия. Для того, чтобы обеспечить информационную безопасность обучающихся в образовательном учреждении, необходимо осуществить совместную деятельность руководства данного учреждения, педагогического коллектива и родителей обучающихся по снижению риска причинения недостоверной, агрессивно окрашенной информацией вреда физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и (или) развитию детей.
Целесообразно обозначить необходимость повышения степени вовлеченности родителей в обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет. Чтобы действовать эффективно, родители должны быть обеспечены информацией по профилактике воздействия информационных угроз на здоровье и развитие их ребенка. Необходимо отметить, что с каждым годом негативные последствия посещения сети Интернет детьми-подростками уменьшаются за счет блокировки и недопущения детей до нежелательного и запрещенного контента посредством увеличения количества пользователей услуг «Родительского контроля» и расширения антивирусных программ.
Безусловно, защита подрастающего поколения должна осуществляться комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители. Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей также играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.
Отмечая важность вышесказанных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности в сети Интернет, хотелось бы сказать, что в сфере регулирования деятельности в Интернете в целом имеется качественная правовая база. Тем не менее, многие проблемы информационной безопасности возникают из-за недостаточной эффективности использования уже существующих правовых документов. Для обеспечения информационной безопасности подростков необходима постоянная системная работа и координация всех уровней власти, правоохранительных органов, образовательного сообщества, объединений родителей и юношеских организаций.
Литература:
- Алексеева Е. В. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 4 (46). С. 97–103.
- Войскунский А. Е. Исследования интернета в психологии // Интернет и российское общество / под ред. И. Н. Семеновой. М., 2018. С. 235–250.
- Горбунова А. Ю. Социальная сеть — угроза безопасности подростка / А. Ю. Горбунова // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 283–285.
- Гордин А. И., Гордина О. В. Информационная социализация детей и подростков: учеб.-метод. Пособие / А. И. Гордин, О. В. Гордина. — Иркутск: Изд-во «Иркут», 2019. — 118 с.
- Солдатова Г. У. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2018.