Статья посвящена проблеме незащищенности школьников при использовании современных информационных технологий. Описаны проблемы безопасности работы детей в сети Интернет.
Ключевые слова: информационная безопасность школьников, современные технологии в школах, общество виртуального мира.
The article is devoted to the problem of vulnerability of schoolchildren in the use of modern information technologies. The problems of safety of children 's work on the Internet are described.
Keywords: information security of schoolchildren, modern technologies in schools, virtual world society.
В современном мире достаточно трудно представить свою жизнь без гаджета с использованием сети интернет. Практически любой человек из любого государства имеет доступ к данной сети. Сейчас это самое простое средство связи с внешним миром. В школах сейчас все больше вводятся уроки с использованием информационных технологий и сети Интернет. Мы привыкли с помощью сети Интернет не только искать, но и давать информацию. Часто не задумываясь о том, как она будет использована другими людьми в дальнейшем. К сожалению, в наше время сеть Интернет скрывает в себе много негативной информации которую в себя впитывают в первую очередь неокрепшие умы школьников. В подростковой среде считается зазорным не иметь профиль в социальной сети или конструировать гендерно нетипичный образ самого себя [1].
В. В. Путин, выступая в марте 2017 года назвал преступниками кураторов и администраторов так называемых «групп смерти» [2] в социальных сетях. Он призвал всячески пресекать данную деятельность [3].
В статье мы рассматриваем данную проблему в сфере информационной безопасности школьников. Стратегия выстраивания информационной безопасности должна строиться с учетом различных негативных эффектов от использования современных устройств. Очевидно, что в данное время можно выделить два вида защиты школьника в киберпространстве:
- Применение так называемых фильтров-защит для детей в самом устройстве в виде программного обеспечения, либо настроек интернет провайдера (в данное время многие интернет провайдеры предлагают услугу «детский интернет» с ограниченным доступом к запрещенному контенту).
- Социально-психологическая способность противостоять, правильно реагировать на угрозы незнакомца в сети Интернет.
К сожалению, в настоящее время разработкой программного обеспечения в сфере информационной безопасности для школ занимаются коммерческие организации на платной основе. Единая комплексная система для всех учебных учреждений отсутствует. На сегодняшний день данный вид защиты позволяет ограничить доступ несовершеннолетних граждан к запрещенным сайтам. Но, к сожалению, существует проблема, когда ребенок может попасть на сайты с запрещенным контентом. Отключая данные фильтры, либо используя гаджеты без фильтров-программ, запрещающих нежелательный контент.
Рассматривая стратегию развития информационной безопасности школьника нужно учитывать основные негативные воздействия на ребенка. Условно разделим их на: физиологические, социальные и психологические. К физиологическим можно отнести: падение зрения, нарушение осанки, нахождение долгое время в сидячем состоянии. К социальным можно отнести минимальный опыт социального общения тем самым подвергая себя виртуальным угрозам таким как кибербуллинг, фишинг, груминг и т. д. К психологическим последствиям можем отнести: привязанность к виртуальной реальности и к используемым гаджетам, ослабление межличностных взаимоотношений. Чем раньше ребенок начинает осваивать гаджеты, тем больше он подвержен данным негативным воздействиям. Основная проблема для современного школьника заключается в полном отсутствии заинтересованности родителей в виртуальной жизни ребенка. Родители, имея низкую цифровую компетентность или так называемую отговорку на собственную занятость сознательно самоустраняются из данной сферы, предлагая ребенку самому разбираться со своей проблемой виртуального мира.
Для профилактики различных рисков, угроз и опасностей сети Интернет мы предлагаем создавать и внедрять курсы (уроки) по информационной безопасности не только для школьников, но и для их родителей всех возрастов. Для школьников и их родителей такие курсы должны стать частью образовательного процесса и иметь методическую поддержку специалистов данной сферы. С привлечением школьного психолога, социального педагога и т. д.
Ниже попробуем привести несколько основных правил для родителей и их детей.
Советы родителям по безопасности детей 12–16 лет.
- Требуется создать список правил посещения сети Интернет вне стен школы;
- Необходимо проводить беседу с детьми об их друзьях в виртуальном мире. Спрашивать о людях, с которыми дети общаются в сети Интернет;
- Нужно использовать программы-фильтры блокирования запрещенного контента;
- Проводить беседу про нежелательные встречи с незнакомцами из сети Интернет;
- Требуется приучить ребенка не выкладывать личную информацию на просторах сети Интернет;
- Приучите ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом, а себя просматривать посещаемые ребенком сайты и социальные сети, мессенджеры;
В настоящее время только комплексное решение данной проблемы как со стороны семьи, так и со стороны школы позволит уменьшить риски негативного воздействия на ребенка со стороны киберпространства. Высказывание академика А. П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Литература:
- Щекотуров А. В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — № 4 (110). — С. 80–88.
- Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая Газета, 2016. — Вып. 51.
- Путин прокомментировал ситуацию с пропагандой суицида в сети. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/552854. (дата обращения: 25.04.2020).
- Екимовская М. А. Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества // Молодой ученый. — 2015. — № 6.4. — С. 84–87. — URL https://moluch.ru/archive/86/16441/ (дата обращения: 16.11.2019).