Обучение подростков кибербезопасности и этике поведения в сети: формирование гражданской идентичности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 23.07.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Ленкова, Т. И. Обучение подростков кибербезопасности и этике поведения в сети: формирование гражданской идентичности / Т. И. Ленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — URL: https://moluch.ru/archive/529/116806/ (дата обращения: 27.07.2024).

Препринт статьи



В современном мире, где интернет играет огромную роль в жизни подростков, вопросы кибербезопасности приобретают особую актуальность. В этой статье мы рассмотрим значение кибербезопасности для подростков и этики поведения в сети.

Ключевые слова: гражданская идентичность, этика поведения, подросток, сеть, обучение.

Современное общество стало настолько проникнуто цифровыми технологиями, что понимание кибербезопасности и этики поведения в сети стало неотъемлемой частью гражданской идентичности. Гражданская идентичность — концепция, которая определяет, какие чувства и привязанности испытывает человек к своей стране, культуре и политической системе. Это чувство принадлежности к нации и уважение к её истории, обычаям и законам. Обучение подростков этике взаимоотношений в онлайн-пространстве становится необходимостью и играет ключевую роль в их повседневной жизни. Рассмотрим, как обучение кибербезопасности и этике в сети способствует формированию гражданского самосознания у подрастающего поколения.

Кибербезопасность — это комплекс мер, направленных на защиту компьютеров, серверов, мобильных устройств, сетей и данных от атак злоумышленников. Её цель — обеспечить безопасность пользователей и их компьютерных систем. Самостоятельное участие в цифровом мире молодого поколения ставит перед ними ряд рисков. В качестве угроз психологической безопасности и социализации в Сети отечественные исследователи выделяют интернет-зависимость, столкновение с недостоверной и навязчивой информацией, нарушение прав человека, изоляцию и потерю «Я», проблемы формирования идентичности, вред физическому здоровью, девальвацию моральных ценностей, снижение культурных стандартов, традиционные коммуникационные формы, переходы и ограничения, а также негативные социальные последствия. Таким образом подросток ненавязчиво подвергается различным видом опасности в сети, что приводит к негативным последствиям. Рассмотрим некоторые из них.

Опасности онлайн-пространства:

  1. Кибербуллинг — это травля в цифровом пространстве, то есть в интернете. Это касается оскорблений, неприятных шуток, размещения личной информации и угроз в сообщениях и комментариях. Подобная ситуация может затронуть кого угодно, а агрессором может стать человек, которому скучно. Кибербуллинг появляется через обмен мгновенными сообщениями, электронную почту, социальные сети и мобильные телефоны. Он характеризуется анонимностью и используется многими людьми. Форм онлайн-травли достаточно много, но вот примеры основных:

– клевета — это преднамеренное распространение ложной информации, которая наносит ущерб чести и достоинству другого человека;

– отчуждение — это прекращение близких отношений между кем-либо. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем больше человек исключён из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует и тем ниже становится его самооценка;

– флейминг — это, взаимный троллинг (высмеивание при помощи оскорблений), где основным и едва ли не единственным приёмом является переход на личности;

– хеппислепинг — это жестокое избиение жертвы в присутствии большого количества свидетелей, которые пытаются задокументировать происходящее, снимая всё на камеру мобильного телефона. Цель-опубликовать отснятый материал в интернете и получить ложное чувство славы.

  1. Пропаганда различных видов агрессии. Злоумышленникам удается легко манипулировать подростками, используя их беспомощность. На сайтах, которые находятся в интернете, можно встретить призывы к насилию и его проявлениям. Также размещаются видеоролики с сценами насилия и убийства. Содержащийся в нем контент является шокирующим и может нанести психологическую травму ребенку, что может отразиться впоследствии на его здоровье.
  2. Социальные сети. Опасность использования социальных сетей заключается в том, что незнакомцы могут выдать себя за друзей детей, заслужить их доверие, а затем втянуть их в незаконные действия. Даже взрослые иногда не способны распознать преступников, не говоря уже о детях. Ребенок считает хорошими тех, кто соглашается с его мнением, желаниями и увлечениями. Злоумышленник может запросить финансовую помощь у ребенка, оправдывая это крайне трудным положением.
  3. Нецензурная лексика, вульгарные выражения, грубые высказывания. В сети практически нет цензуры, из-за этого в процессе общения на различных форумах и в социальных сетях дети могут услышать мат, грубые шутки и вульгарное обращение. Впитывая новую информацию, ребенок легко может научиться непристойным фразам и шуткам, начнет дерзить взрослым.

Обучение кибербезопасности позволяет молодому поколению осознать эти опасности и научиться действовать ответственно и безопасно в интернете. Поэтому в образовательных учреждениях на разных ступенях обучения в рамках тематических классных часов или внеурочной деятельности проведение мероприятий, направленных на расширение и систематизацию знаний воспитанников, занимает важное место. Знание основных принципов кибербезопасности помогает защитить свою конфиденциальность, личные данные и предотвратить возможные негативные последствия.

В дополнение к безопасности, важно также учить подростков этике поведения в интернете. Основные принципы уважения, толерантности, этического общения и отношений как нельзя более актуальны в виртуальном пространстве. Ведь каждое слово, каждый пост, каждое действие онлайн имеют свое значение и могут негативно или позитивно отразиться как на других пользователях, так и на самом участнике сети. Обучение этой этике помогает формировать ответственное и уважительное отношение к окружающим людям в онлайн-среде.

Знание и понимание кибербезопасности и этики поведения в сети способствуют развитию критического мышления, самодисциплины, эмпатии и социальной компетентности. Эти навыки и ценности необходимы для успешного общения и взаимодействия в цифровом обществе, а также способствуют формированию гражданской идентичности. Подростки, осознавая свою ответственность и влияние в онлайн-среде, начинают чувствовать себя частью общества, где каждый член имеет свои права и обязанности перед другими.

Обучение кибербезопасности и сетевой этике помогает формировать гражданское самосознание у подрастающего поколения, потому что оно:

– обучает подростков распознавать опасности онлайн-мира, мошеннические схемы и формировать навыки безопасного поведения в цифровой среде;

– объясняет важность защиты личной информации, создания надёжных паролей и правильного реагирования на угрозы;

– акцентирует внимание на понятиях цифровых следов и цифровой этики, учит осознавать долгосрочные последствия своих действий в интернете;

– обучает подростков различать достоверную и недостоверную информацию, отличать правдивые источники от мошеннических;

– формирует критическое мышление и способность анализировать информацию, что помогает молодым людям принимать обоснованные решения в интернете.

Педагоги и родители имеют важную роль в этом процессе, поддерживая и направляя детей на пути к формированию сознательных и ответственных граждан современного общества.

Литература:

  1. Гражданское общество. — Текст: электронный // Моё обучение: [сайт]. — URL: https://lk.99ballov.ru/wiki/social/Grazhdanskoe_obshchestvo (дата обращения: 16.07.2024)
  2. Гражданская идентичность. — Текст: электронный // Знание.Вики: [сайт]. — URL: https://znanierussia.ru/articles/Гражданская_идентичность (дата обращения: 18.07.2024)
  3. Годик Ю. О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой интернет-аудитории / Ю. О. Годик. — Текст: электронный // Вестник Московского университета: [сайт]. — URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2011/6/ugrozy-i-riski-bezopasnosti-detskoy-i-podrostkovoy-internet-auditorii/ (дата обращения: 20.07.2024)
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.07.2024). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8a73d26dba7976d6c43cc94aa1515368fef256f0/ (дата обращения: 16.07.2024)


Задать вопрос