Формирование информационной культуры — один из факторов подготовки инженеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Лим, Д. В. Формирование информационной культуры — один из факторов подготовки инженеров / Д. В. Лим, М. П. Бирюков, Р. Д. Сулейменова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 369-371. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90829/ (дата обращения: 25.12.2024).



В данной работе исследуются принципы подготовки инженеров технических вузов и влияние информационной культуры на подготовку к будущей профессии. Какие основные навыки должен иметь будущий специалист инженерного направления, и как он должен ими правильно пользоваться не только в своей профессии, но и в обычной жизни.

Ключевые слова : информационная культура, подготовка инженеров, принципы подготовки инженеров.

This paper examines the principles of training engineers of technical universities and how information culture affects the preparation for a future profession. What are the basic skills a future engineering specialist should have, and how he should use them correctly not only in his profession but also in everyday life.

Keywords: information culture, training of engineers, principles of training of engineers.

По нашему мнению, каждый сегодняшний студент завтра станет специалистом, уровень квалификации которого напрямую зависит не только от полученных в университете знаний, но и от умения самостоятельно ориентироваться в море информации. Поэтому во время обучения нужно не только давать необходимый объем знаний, но и сподвигать к улучшению творческой активности студентов, их стремлению к самообучению и переосмыслению полученных знаний в течении всей жизни. Мы считаем, это невозможно без усвоения навыков ориентации в той информационной среде, которая выходит далеко за пределы узкопрофильных интересов и определяет неординарность деятельности, готовность к принятию самостоятельных и обоснованных решений по широкому кругу вопросов, т. е. без формирования и развития информационной культуры.

Понятие « информационная культура» можно трактовать по-разному. В нашем понимании, информационная культура — одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является одним из факторов успешной профессиональной подготовки инженеров, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационную культуру нужно понимать как важнейший аспект культурной деятельности человека.

Принципы подготовки инженеров

1) Подготовка и образование современного инженера, несомненно, должны учитывать контекст новой промышленной революции и современные практические задачи, которые стоят в различных областях деятельности.

Таблица 1

Этапы промышленной революции

годы

этапы

1550–1700

конструирование

1700–1850

проектирование

1850–2000

исследование

2000-по н/в

программирование

2) Мы считаем, что во время учебного процесса нужно имитировать расширенную систему разделения труда. Под расширенной следует понимать то, что она включает в себя не только инженерные позиции, но и позиции технологических предпринимателей, менеджеров, исследователей и т.д.

3) Не абстрактные схемы коллектива приходится учитывать при программировании, а конкретный коммуникативный профиль участников, и способ организации практического действия. Это сквозные компетенции, они должны быть у всех. При этом у некоторых будут уникальные личные способности.

4) Для этого, чтобы было возможно реализовать первые три принципа, абитуриенты должны прийти в вуз грамотными. В нашем понимании, грамотность — это, прежде всего, освоение языков и компьютерной грамотности.

5) Содержанием подготовки современного инженера должно быть освоение основных технологий инженерного мышления:

— конструирования;

— проектирования;

— исследования;

— «программирования».

Каждая следующая технология мышления «охватывает» предыдущие — они не исключают друг друга

6) Содержанием образования является освоение картины мира. Сегодня, с нашей точки зрения, такой минимальной картиной мира является «деятельностно-природная», а не чисто природная «научная» картина мира.

7) Необходима смена организационных форм. Проектные методы обучения, тренажеры, игровые формы организации должны занимать в структуре учебой программы не 5–10 %, как сегодня, а 60–70 %. Это полностью поменяет всю архитектуру учебного процесса

Таким образом, по нашему мнению, сформированная информационная культура помогает в подготовке инженеров не только в процессе обучения, но и в течении всей жизни человека.

Будущий специалист с сформированной информационной культурой характеризуется как личность, обладающий комплексом знаний и умений:

Во-первых, это владеть разными терминами, такие как информационный ресурсам, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение, информационная безопасность и др.;

Во-вторых, уметь грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;

В-третьих, иметь способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных поисковых систем;

В-четвертых, уметь рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;

В-пятых, знать нормы и правила «информационной этики» и уметь вести информационно-коммуникационный диалог.

Так же для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:

  1. Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.
  2. Внедрение новых информационных технологий в среднее профессиональное образование.
  3. Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.
  4. Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.
  5. Наличие современной материально-технической (компьютерной) базы и программного обеспечения.

Поскольку информационный компонент является основным в любом виде человеческой деятельности, и основу ее методологии составляет оперирование информацией, то необходимо научить студентов четко представлять свои профессиональные возможности и ограничения, находить интеллектуальные и психологические ресурсы для выработки решений различных задач.

Таким образом, следование этой методике предполагает приобретение современным специалистом своего рода мета-квалификации, то есть способности компенсировать профессиональные недостатки, формировать новые навыки и умения, самостоятельно совершенствовать свою квалификацию, в чем и помогает информационная культура.

Литература:

  1. А. Н. Дулатова Информационная культура личности: учебное пособие; -М.: Либериябибинформ,2007. -171 с.
  2. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебное пособие, Часть I.-Кемерово: Кемеровская государственная академия, 2004. -143с.
  3. Сулейменова Р. Д. Проблемы человеческой индивидуальности в контексте информационной культуры / Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Махачкала, 2021. С.113–116.
  4. Сулейменова Р. Д. Применение информационных технологий в профориентационной работе со старшеклассниками, 2021. С. 130–131.
  5. Павлидис В. Д., Сулейменова Р. Д., Чкалова М. В., Федоров Ю. И. Некоторые критерии и уровневые показатели формирования информационной культуры будущих инженеров, 2021. № 5–2. С. 36–41.
  6. Унайсарова Р. Д. Формирование информационной культуры будущих инженеров в процессе профессиональной подготовки в вузе, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, принцип подготовки инженеров, будущий специалист, информационная среда, информационное мировоззрение, подготовка инженеров, промышленная революция, современный инженер, сформированная информационная культура, учебный процесс.


Ключевые слова

информационная культура, подготовка инженеров, принципы подготовки инженеров

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе

Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Профессиональный английский язык в российской системе высшего образования: взгляд изнутри

Развитие и совершенствование иноязычных навыков способствует подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты языковой профессионально ориентированной подготовки бакалавров на со...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе

Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Профессиональный английский язык в российской системе высшего образования: взгляд изнутри

Развитие и совершенствование иноязычных навыков способствует подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты языковой профессионально ориентированной подготовки бакалавров на со...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Задать вопрос