Профессиональный английский язык в российской системе высшего образования: взгляд изнутри | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 916 раз

Библиографическое описание:

Кулаева, Е. И. Профессиональный английский язык в российской системе высшего образования: взгляд изнутри / Е. И. Кулаева, К. А. Мадунц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 418-422. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37475/ (дата обращения: 30.10.2024).



Развитие и совершенствование иноязычных навыков способствует подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты языковой профессионально ориентированной подготовки бакалавров на современном этапе с позиции обучающихся в вузе студентов.

Ключевые слова: английский язык, уровень, студенты, знания, специалисты

Владение иностранными языками большинством населения России остается на низком уровне.При этом почти всем отраслям народного хозяйства остро нужны специалисты со знанием иностранного языка. Особенно это касается компаний с зарубежным капиталом, тех, кто работает с иностранными партнерами, а также тех, чей бизнес связан с экспортом и импортом товаров или технологий. Работники со знанием английского (как устного, так и письменного) нужны в сферах закупок, управления производством, инженерии. Это касается и административного персонала: юристов, финансистов, IT или HR менеджеров, специалистов других направлений хозяйствующих субъектов.

В большинстве российских школ английский язык обязателен для изучения, и со второго класса ученики начинают постигать его основы. Существует множество УМК, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Традиционная методика обучения является наиболее распространенной, так как по ней ведется преподавание в школах, колледжах и университетах. Несмотря на ее активное использование, данная методика показала себя как одна из неэффективных, она не помогает преодолеть многие сложности и проблемы в изучении неродного языка.

Основа изучения иностранного языка — это заучивание правил и лексических единиц, затем их отработка на основе упражнений. Такая методика предполагает выполнение регулярных домашних заданий, контрольных работ, сдачу зачетов и экзаменов. При этом учащийся может испытывать большие трудности и сталкиваться с проблемами, как в вопросах усвоения знаний, так и в психологическом плане.

Следующая ступень образовательного процесса — вуз. В настоящее время в России имеется множество высших учебных заведений, в которых можно осваивать профессиональный английский язык как в рамках учебного плана, так и в рамках дополнительного образования (т. е. факультативно). На примере некоторых вузов Санкт-Петербурга видно, что лингвистическое направление подготовки достаточно доступно, но не все места бывают заняты зачисленными по конкурсу студентами (таб.1).

Таблица 1

Соотношение бюджетных мест изачисленных по конкурсу студентов вСанкт-Петербурге в 2014г. [2]

Название учебного заведения

Кол-во бюджетных мест (специализация «Лингвистика»)

Кол-во зачисленных по конкурсу

Санкт-Петербургский гос. университет

150

117

Российский гос. пед. университет им. А. И. Герцена

49

31

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

10

4

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

10

5

Вместе с тем, результаты исследования «Левада-центр» свидетельствуют о том, что 84 % россиян не владеют ни одним из иностранных языков. Среди тех, кто владеет каким-либо из иностранных языков, английский — самый распространенный, на нем опрошенные могут более-менее сносно общаться (данные 2008 года) [1].

Рассмотрим актуальные данные (2015 год) об уровне владения английским языком в России. Как отмечается в отчете EnglishFirst, Россия потеряла три позиции в рейтинге EF English Proficiency Index (EF EPI) 2015, а именно: опустилась с 36-го на 39-е место по уровню владения английским языком среди 70 крупнейших стран, где английский является иностранным. Для составления рейтинга специалисты English First тестировали в прошлом году 910 000 человек по всему миру. Общий уровень владения английским в России признан низким — с нашей страной в рейтинге соседствуют Эквадор (38-е место) и Мексика (39-е) (таб. 2). Вместе с тем, данные, предоставленные EF, демонстрируют, что общий уровень владения языком в РФ немного улучшился: если годом ранее из 100 баллов россияне получили 50,44, то в этом (2016-м) — 51,59. Улучшение положения в рейтинге аналитики объясняют общим ростом уровня знания английского в мире.

Таблица 2

Страны снизким иочень низким уровнем владения английским языком [5]

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

35 Перу

52,46

49 Шри-Ланка

47,89

63 Катар

43,72

36 Чили

51,88

50 Турция

47,62

64 Монголия

43,64

37 Франция

51,84

51 Йемен

47,60

65 Кувейт

42,65

38 Эквадор

51,67

52 Марокко

47,40

66 Ирак

40,69

39 Россия

51,59

53 Иордания

47,33

67 Алжир

40,34

40 Мексика

51,34

54 Казахстан

47,04

68 Саудовская Аравия

39,93

41 Бразилия

51,05

55 Египет

46,73

69 Камбоджа

39,15

42 ОАЭ

50,87

56 Иран

46,59

70 Ливия

37,86

43 Коста-Рика

50,53

57 Колумбия

46,54

44 Уругвай

50,25

58 Оман

46,34

45 Пакистан

49,96

59 Венесуэла

46,14

46 Гватемала

49,67

60 Азербайджан

46,12

47 Китай

49,41

61 Сальвадор

45,52

48 Панама

48,77

62 Таиланд

45,35

Говоря об актуальности владения английским языком в России, следует отметить, что он очень важен при приеме на работу, в первую очередь, в такие сферы, как наука и госслужба (рис. 1).

Рис. 1. Количество вакансий с требованием владеть английским языком на уровне разговорного [3]

«Кандидат со знанием иностранного языка «стоит» на 30–50 процентов дороже», — говорят менеджеры по подбору персонала. «Специалисты с хорошим знанием английского языка более востребованы на рынке и могут рассчитывать на повышенный уровень оплаты труда» [4, c. 241] (таб. 3).

Таблица 3

Влияние уровня английского языка на зарплату, руб/ месяц

Не знаю языка

Начальный уровень

Базовые знания

Средний уровень

Свободное владение

Менеджер по продажам/ по работе с клиентами

26000

31000

40000

45000

50210

Мерчендайзер

22500

30000

30000

30000

33306

Бухгалтер

30000

30000

40000

42900

45000

Офис-менеджер

25000

29997

31754

35000

39602

Медицинский представитель

41350

45000

46500

48000

51500

Юрист

27500

34194

40000

41157

57000

Оператор call-центра

25000

29000

30000

30000

35300

Системный администратор

34297

35000

40000

42623

44165

Директор/ управляющий магазином

34000

40000

50000

51000

56420

Программист 1С

30000

35000

44456

49760

54700

По данным агентства HeadHunter, специалисты, способные говорить на английском, при устройстве на работу могут сразу же получить надбавку от 3 тысяч до 20 тысяч рублей, но все зависит от уровня владения. Если рассматривать позиции менеджера по продажам или по работе с клиентами, то на начальном уровне владения английским языком (А1-А2 по шкале Совета Европы) он будет получать 31 тысячу рублей в месяц, средний уровень владения английским языком (В1-В2) — уже 45 тысяч, а свободное владение (С1) — более 50 тысяч рублей. Данный подход справедлив для большинства сфер трудовой деятельности, в том числе для программистов, юристов, бухгалтеров и даже операторов call-центров [3].

Чтобы выяснить, какие препятствия возникают у людей при изучении английского языка, и что же действительно мешает его освоению, мы провели анонимный опрос, участие в котором приняли 163 человека (рис. 2). Для получения более достоверного результата анкетирование проводилось как среди различных социальных групп (включая школьников, студентов, работников организаций и даже домохозяек), так и среди различных регионов. Соцопрос прошли школьники, обучающиеся в столичной школе (школа-лицей № 1426), подмосковной школе города Раменское (СОШ № 1), в отдаленной от Московского региона МОСШ поселка Верхнеказымский в ХМАО и в деревенской СОШ Орехово-Зуевского района Московской области. Наиболее важными, на наш взгляд, были ответы детей-подростков, ведь именно в образовательных школах формируется основной багаж знаний, в том числе и по английскому языку. Большую часть опрашиваемых составили студенты — люди, которые уже сформировали свои приоритеты и точно знают степень востребованности иностранных языков в современном мире. В связи с этим актуальными были мнения студентов бакалавриата из Московских вузов (Финансового университета, университета имени Г. В. Плеханова, ГУУ), Тульского педагогического университета, Академии управления МВД России, Ульяновского института гражданской авиации. Не остались без внимания и медицинские вузы: были учтены мнения студентов Тюменского и Рязанского университетов.

Рис. 2. Количество ответов в опросе «Что мешает Вам выучить английский язык?»

По результатам опроса была построена гистограмма, которая показывает, что почти половина опрошенных (48,4 %) главным препятствием считают собственную лень. Это значит, что, не смотря на всё изобилие ресурсов и возможностей, людям сложно бороться со своими пороками и основательно взяться за изучение неродного языка. Такое апатичное отношение может повлиять и на дальнейшую карьеру, и на жизнь в целом. Идя на поводу у лени, человек теряет интерес к развитию и совершенствованию. Незнание языка лишает людей возможности знакомиться и общаться с гражданами других стран, расширять горизонты познания, путешествовать, получать высокооплачиваемую работу.

Каждый четвертый участник проведенного опроса считает, что современному человеку не хватает времени (25,5 %) и практики (24,8 %) на «лингвистические подвиги». Нельзя не согласиться с данной оценкой. Зачастую большее количество времени мы уделяем вопросам, которые не способствуют нашему развитию. Повседневная рутина засасывает, не принося никакой пользы, и при этом влечет за собой проблему отсутствия практики. Знать теорию порой недостаточно, необходимо применять собственные знания и постоянно их совершенствовать. Но у современного человека зачастую нет времени или средств, чтобы отправиться в поездку заграницу, а личное окружение не способно поддержать беседу из-за отсутствия должного уровня подготовки.

Около 20 % ответов пришлись на пункт «отсутствие желания» и «нет способностей». Таким людям следует больше времени уделять собственному становлению, формированию кругозора и мотивации.

Только 14 человек из 163 предполагают, что причина неуспеха — плохое преподавание. Возможно, данной группе стоит приложить больше усилий, открыть для себя новые источники знаний, обратить внимание не только на внешние, но и на внутренние барьеры к изучению данного предмета. Всего 9 человек из опрошенных сообщили, что у них нет необходимости знать английский язык. Статистика становится более позитивной за счет тех людей, которые знают язык на высоком уровне. Вероятнее всего, большая часть из них — это работники шведской фирмы–производителя IP видеонаблюдений, которые также принимали участие в опросе, ведь для них совершенное знание английского языка является обязательным.

Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что учебным заведениям предстоит многое изменить в методике преподавания иностранного языка, а самим обучающимся стоит уделять больше времени изучению данной дисциплины, пытаться лучше стимулировать себя и добросовестнее относиться к процессу получения знаний, открывать новые возможности и развивать собственные способности, быть увереннее в себе и настойчивее идти к цели. Надеемся, что уровень английского языка в России будет расти и способствовать формированию высокоинтеллектуального общества.

Таким образом, на основании проведенного исследования, мы приходим к выводу о наличии противоречия: английский язык для профессиональных целей очень востребован на рынке труда, вместе с тем он обусловливает более высокий уровень заработной платы. Однако, английскому языку недостаточно хорошо обучают в средней школе, и далеко не все студенты считают нужным изучать профессионально ориентированный иностранный язык в вузе. Необходим пересмотр существующей системы языковой подготовки с целью смены ориентации обучения иностранному языку: нужно оптимизировать обучающие программы, мотивировать учащихся к освоению иностранного языка, пропагандировать дополнительное (внеаудиторное) изучение английского языка, сделать по возможности бесплатным доступ к информационным и учебным иноязычным ресурсам, активнее использовать новые информационные технологии, создавать в вузах такую языковую среду, чтобы студенты могли и хотели в нее погружаться.

Литература:

  1. Знание иностранных языков в России // Аналитический центр Юрия Левады // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.levada.ru/2008/09/15/znanie-inostrannyh-yazykov-v-rossii/
  2. Изучаем языки в вузах Санкт-Петербурга // Электронный ресурс. Режим доступа: http://vuz.edunetwork.ru/reviews/135
  3. Кому нужны англоязычные специалисты, и где искать работу тем, кто не знает иностранных языков // Электронный ресурс. Режим доступа: hh.ru
  4. Сольская, И.Ю., Фрейдман, О. А. Исследование рынка специалистов по логистике // Мир транспорта. Т. 14. № 1 (62). — 2016. — С. 236–244.
  5. Россия по уровню владения английским языком // Ведомости. 03 ноября 2015.
  6. Языковые карьеры // Российская газета — Федеральный выпуск № 6940 (72).
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, Россия, иностранный язык, уровень владения, EPI, высокий уровень, неродной язык, общий уровень владения, свободное владение, современный человек.


Похожие статьи

Проблема отбора аудиотекстов для развития аудирования на разных этапах обучения русскому языку как иностранному

Сегодня в мире внимание к изучению иностранных языков переживает новый процесс развития, что связано с картиной современной мира как мира глобального, когда границы не становятся между странами препятствием для коммуникации и общения во всех сферах д...

Innovative methods in teaching english for special purposes in a technical university

В современном техническом ВУЗе изучение английского языка занимает важное место и является важным компонентом в профессиональной подготовке специалистов для разных отраслей экономики. Внедрение инновационных методов преподавания английского языка ста...

Методы, приемы и технологии в обучении планированию в условиях СПО

Представленная статья посвящена вопросу обучения одному из ключевых умений выпускника учреждения среднего профессионального образования, который актуален в связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, новых профессиональн...

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Мотивированное стремление студентов технических вузов к непрерывному самообразованию при овладении иностранным языком, способствующее успешной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются современные подходы и приемы обучения к активизации деятельности студентов при овладении иностранным языком, что должно привести к их иноязычной профессиональной компетенции. Особенностью данной статьи является то, что для по...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Эффективность индивидуализации обучения иностранному языку в экономическом вузе

Статья рассматривает процесс индивидуализации обучения иностранному языку студентов экономических специальностей как актуальную тенденцию в условиях высшей школы. Данная работа обзорно представляет некоторые точки зрения по проблеме, описывает услови...

Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся

В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В результате анализа таких конкурсов профессионального мастерства, как краевой открытый фестиваль «Студ...

Латинский язык как инструмент формирования профессиональной компетенции студентов-юристов

В статье исследуется вопрос изучения латинского языка, как основ профессиональной подготовки юриста. Немаловажную роль в данном контексте играет овладением латинским языком.

Похожие статьи

Проблема отбора аудиотекстов для развития аудирования на разных этапах обучения русскому языку как иностранному

Сегодня в мире внимание к изучению иностранных языков переживает новый процесс развития, что связано с картиной современной мира как мира глобального, когда границы не становятся между странами препятствием для коммуникации и общения во всех сферах д...

Innovative methods in teaching english for special purposes in a technical university

В современном техническом ВУЗе изучение английского языка занимает важное место и является важным компонентом в профессиональной подготовке специалистов для разных отраслей экономики. Внедрение инновационных методов преподавания английского языка ста...

Методы, приемы и технологии в обучении планированию в условиях СПО

Представленная статья посвящена вопросу обучения одному из ключевых умений выпускника учреждения среднего профессионального образования, который актуален в связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, новых профессиональн...

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Мотивированное стремление студентов технических вузов к непрерывному самообразованию при овладении иностранным языком, способствующее успешной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются современные подходы и приемы обучения к активизации деятельности студентов при овладении иностранным языком, что должно привести к их иноязычной профессиональной компетенции. Особенностью данной статьи является то, что для по...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Эффективность индивидуализации обучения иностранному языку в экономическом вузе

Статья рассматривает процесс индивидуализации обучения иностранному языку студентов экономических специальностей как актуальную тенденцию в условиях высшей школы. Данная работа обзорно представляет некоторые точки зрения по проблеме, описывает услови...

Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся

В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В результате анализа таких конкурсов профессионального мастерства, как краевой открытый фестиваль «Студ...

Латинский язык как инструмент формирования профессиональной компетенции студентов-юристов

В статье исследуется вопрос изучения латинского языка, как основ профессиональной подготовки юриста. Немаловажную роль в данном контексте играет овладением латинским языком.

Задать вопрос