Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 10.03.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Никеенко, А. А. Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств / А. А. Никеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100632/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально-важных качеств.

Ключевые слова: профессионально важные качества, формирование, студент, колледж, типы обучения, развивающее, проблемное.

Профессионально важные качества (далее ПВК) студентов неотъемлемая часть будущей профессиональной деятельности специалиста, сейчас рынок труда предъявляет к кандидатам на занимаемую должность все больше требований именно поэтому формирование у студентов ключевых ПВК специальности (профессии) является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.

В условиях современного образования в колледже, каждый педагогический работник в своей практике использует различные типы обучения для реализации усвоения знаний, умений и навыков, но формирование ПВК в процессе деятельности не отслеживается, поэтому данное исследование можно считать актуальным.

Исходя из этого цель исследования: теоретический анализ влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств студентов колледжа.

Основополагающим для данного исследования является описательный метод, включающий прием наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения. В исследовании также применены методы синхронного и диахронного анализа языковых и научных фактов.

База исследования это идеи современных концепций развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев); идеи о единстве биологического и социального в структуре личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготкий, К. К. Платонов), о сущности и структуре профессиональной и педагогической деятельности (С. Я. Батышев, Н. В. Кузьмина, В. Д. Шадриков); выводы отечественных и зарубежных педагогов и психологов относительно формирования ПВК (Т. А. Воробьева, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Корнеева, Б. В. Кулагин, Е. А. Климов, В. И. Марищук).

Что же такое тип обучения и какие они бывают?

В зависимости от характера организации процесса преподавания и усвоения знаний, от специфики построения содержания учебного материала и ведущих методов и средств обучения, применяемых при этом, можно выделить несколько основных видов обучения: сократовское, догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.

Сократовское обучение предполагает ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы — верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.

Возможно ли использование сократовского типа обучения в процессе образовательной деятельности на развитие ПВК студентов в колледже? Да, так как Сократовский метод: не позволяет собеседнику отвлекаться, держит его внимание, концентрирует на предмете обсуждения, с помощью наставника собеседник самостоятельно приходит к истине. В процессе Сократовского обучения у студентов формируется стремление вызвать к жизни лучшие духовные качества личности и развить их, дать им «второе дыхание».

Догматическое — обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру. Преимуществом данного типа является повышение теоретического уровня учебного материала, студент учиться находить решение поставленной задачи.

Возможно ли использование догматического типа обучения в процессе образовательной деятельности на развитие ПВК студентов в колледже?

Нет, так как в процессе обучения наблюдается: отсутствие самостоятельности, слабая мотивацию учебного труда студентов, в частности, отсутствие самостоятельного целеполагания, цели обучения ставит преподаватель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности студента производится не самостоятельно, а педагогом.

Объяснительно-иллюстративное обучение (репродуктивное) — тип обучения, цель которого — передача-усвоение знаний и применение их на практике.

Объяснительно-иллюстративное обучение предполагает ориентация этого вида обучения в основном только на репродуктивное усвоение учащимися знаний, умении и навыков; учебный процесс требует от учащихся главным образом воспроизводящего типа мышления; творческое мышление функционирует крайне недостаточно. В связи с этим при данном типе обучения ПВК студентов формируются слабо, или не формируются вовсе.

Проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний. Проблемное обучение предполагает усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов, формирование диалектико-материалистического мышления студентов, воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного можно считать, что ПВК будущего специалиста при обучении в колледже будут формироваться именно в условиях проблемного обучения.

Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога. Плюсами данного типа обучения можно считать: дозированность предлагаемого материала, осуществление активной работы самостоятельно, у каждого индивидуализация темпа обучения, а также объема материала. В процессе программированного обучения слабо выделяется формирование ПВК у студентов, так как обучение не вполне самостоятельно, оно предполагает решение одной определенной задачи и поиск информации по ней, что исходя из вышесказанного напрямую не влияет на формирование ПВК у студентов колледжа обучающихся по данному типу обучения.

Развивающее обучение — такое обучение, с помощью которого используются методы и формы, основанные на закономерности развития личности.

Данный тип обучения хорошо подходит для развития ПВК у студентов колледжа так как в процессе обучение происходит синтез и анализ информации, развитие творческих способностей, проявление студента в коллективной и индивидуальной работе, предполагается формирование умения у студента находить нестандартные решения. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития, то есть обучение и развитие находятся в единстве. Обучение идет немного впереди развития, стимулируя, но в то же время, опираясь на него.

Так как по системе Л. В. Занкова большая часть времени уделена практике, у которой нет готового образца, недостатком данного типа обучения можно считать то, что на теоретическую часть и на закрепление материала отводится меньше времени.

Исходя из теоретического анализа различных типов обучения можно сделать вывод что при использовании таких типов обучения как развивающее и проблемное, можно наблюдать развитие ПВК студентов колледжа в большей степени.

В результате исследования были проанализированы типы обучения, их понятие, достоинства и недостатки, их влияние на формирование ПВК будущего специалиста, были выделены два наиболее благоприятных типа обучения для формирования ПВК студентов колледжа.

В развитие данного исследование прогнозируется проведение непосредственно эксперимента — проведение тестирование студентов колледжа на уровень формирования ПВК, проведение курса занятий по различным типам обучения для двух со направленных групп, и анализ полученных результатов, на каком же типе обучения наблюдается повышенное формирование профессионально важных качеств.

В соответствии с полученными данными типы обучения проблемное и развивающее можно использовать в ходе занятий для успешного формирования профессионально-важных качеств учащихся.

Литература:

  1. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
  2. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим. // http: // www.eidos.ru / journal / 2010/ 0930–23.htm (дата обращения: 04.03.2022).
  3. Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — № 17. — С. 566–568. — URL https://moluch.ru/archive/121/33374/ (дата обращения: 04.03.2022).
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2001, 2002.
  5. Цзян Сюй. Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа // Молодой ученый. — 2016. — № 27. — URL https://moluch.ru/archive/131/36681/ (дата обращения: 04.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): тип обучения, проблемное обучение, различный тип обучения, студент колледжа, формирование, обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, программированное обучение, развивающее обучение, развитие.


Похожие статьи

Формирование профессионально важных качеств студентов колледжа электроэнергетического направления

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью определения соответствия заявленных профессионально важных качеств рынком труда и наличия их у студентов колледжа обучающихся по этому направлению. Исходя из этого в статье приведены основные про...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе

Развитие коллектива является основополагающим компонентом становления и развития личности. В данной статье рассмотрена различные аспекты педагогов и психологов, занимавшихся изучением коллектива.

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Теория и методика раннего обучения иностранным языкам

Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальна, так как от путей ее решения зависит успешность будущего развития и воспитания детей, что является залогом их конкурентоспособности на рынке труда, а также их успешности в цел...

Успешность обучения студента с точки зрения его эмоционального состояния

В статье рассматривается один из подходов к развитию успешности обучения студентов, через формирование эмоционального интеллекта и развитие навыков социальной коммуникации и адаптации. Основные положения данной статьи могут лечь в основу разработки п...

Формирование мотивации к УУД у учащихся младших классов на уроках английского языка с помощью эмотивных сказок

Особое место в основе воспитательного и образовательного процесса занимает формирование универсальных учебных действий учащихся за счет мотивационной сферы. Наиболее благоприятным периодом активного формирования сферы мотивов является младший школьны...

Динамика и влияние отношений тренера и ученика на спортивные достижения и психологическое благополучие в спорте

Исследование взаимоотношений между тренером и учеником в спорте является ключевым аспектом успешной тренировочной деятельности и достижения спортивных целей. Данный научный обзор освещает динамику отношений тренера и ученика, их влияние на спортивные...

Похожие статьи

Формирование профессионально важных качеств студентов колледжа электроэнергетического направления

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью определения соответствия заявленных профессионально важных качеств рынком труда и наличия их у студентов колледжа обучающихся по этому направлению. Исходя из этого в статье приведены основные про...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе

Развитие коллектива является основополагающим компонентом становления и развития личности. В данной статье рассмотрена различные аспекты педагогов и психологов, занимавшихся изучением коллектива.

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Теория и методика раннего обучения иностранным языкам

Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальна, так как от путей ее решения зависит успешность будущего развития и воспитания детей, что является залогом их конкурентоспособности на рынке труда, а также их успешности в цел...

Успешность обучения студента с точки зрения его эмоционального состояния

В статье рассматривается один из подходов к развитию успешности обучения студентов, через формирование эмоционального интеллекта и развитие навыков социальной коммуникации и адаптации. Основные положения данной статьи могут лечь в основу разработки п...

Формирование мотивации к УУД у учащихся младших классов на уроках английского языка с помощью эмотивных сказок

Особое место в основе воспитательного и образовательного процесса занимает формирование универсальных учебных действий учащихся за счет мотивационной сферы. Наиболее благоприятным периодом активного формирования сферы мотивов является младший школьны...

Динамика и влияние отношений тренера и ученика на спортивные достижения и психологическое благополучие в спорте

Исследование взаимоотношений между тренером и учеником в спорте является ключевым аспектом успешной тренировочной деятельности и достижения спортивных целей. Данный научный обзор освещает динамику отношений тренера и ученика, их влияние на спортивные...

Задать вопрос