Успешность обучения студента с точки зрения его эмоционального состояния | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Караханян, К. Г. Успешность обучения студента с точки зрения его эмоционального состояния / К. Г. Караханян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40932/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается один из подходов к развитию успешности обучения студентов, через формирование эмоционального интеллекта и развитие навыков социальной коммуникации и адаптации. Основные положения данной статьи могут лечь в основу разработки психолого-педагогических программ развития успешности обучения студентов.

Ключевые слова: успешность обучения, успешность студента, успешность изучения

Keywords: success of learning, student success, success of studying

Анализ научных теорий, концепций и подходов, изложенных в научной литературе, показал, что понятие «успешность обучения» рассматривается как в психологическом, так и педагогическом направлении. Авторы, которые рассматривают успешность в психологическом аспекте считают, что основа успешности — это эмоциональное состояние обучающегося, которое выражает его личные возможности и отношение к выполняемой деятельности. Так успешность с точки зрения одаренности рассматривал Ф. Гальтон, как отражение самооценки — У. Джеймс, как мотивацию к достижениям — X. Хекхаузен, как стремление человека к превосходству или реализации в обществе — А. Адлер, как потребность самоактуализации — А. Маслоу, как потребность в призвании — -A. A. Налчаджян и др.

Вышедшая в 1995 г. книга Даниеля Гольмана «Эмоциональная культура: почему она может иметь большее значение, чем IQ» пробудила горячий интерес к роли, которую играет в нашей жизни эмоциональная культура. Д. Гольман сделал великолепный обзор многолетних исследований в психологии деятельности и общения, изложив эту тему широкому читателю в последовательной и доступной форме. На основе его трудов и теста на эмоциональную культуру Реувеном Бар-Онома, психолог-клиницист Стивен Дж. Стайн (Steven J. Stein, Ph/D) и член правления Международного Общества Психоаналитических Исследований Говард Е. Бук (Howard E. Book, M.D., D.Psych., F. R. P.C) в своих исследованиях выделили основные психологические сферы, которые оказывают влияние на успешность [2]:

  1. Рефлексия — умение распознавать свои чувства, потребности, осознавать действия, которые влияют на окружающих;
  2. Ассертивность — умение открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения;
  3. Независимость — умение направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;
  4. Самоуважение — умение признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости;
  5. Самореализация — умение реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.
  6. Общественные навыки — умение взаимодействовать с другими индивидами в обществе, включает в себя три градации:

– Эмпатия — это умение понимать, что другие люди могут чувствовать и думать.

– Социальная Ответственность — это умение сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы.

– Межличностные Отношения — это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости.

  1. Сфера Приспособляемости (Адаптивности) включает в себя ваше умение быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения. Ее три шкалы:

– Понимание (Адекватная оценка)

– Действительности — умение видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вам хочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь;

– Гибкость — умение согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями;

  1. Умение «Решать Проблемы» — умение определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения.
  2. Сфера «Умения Справиться со Стрессом» касается вашей способности выдерживать стресс и контролировать свои импульсы. Его две градации -

– Переносимость Стресса — умение оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь;

– Контроль над Импульсами — умение сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.

  1. Сфера Общего Настроения тоже имеет две градации.

– Оптимизм — это умение поддерживать реалистичную положительную установку, особенно принеблагоприятных обстоятельствах;

– Счастье (Happiness) — умение быть довольным жизнью, доставлять удовольствие себе и другим и с энтузиазмом и радостью предаваться ряду увлечений.

По мнению А. А. Николаевой, молодежная активность формируется с помощью социальных технологий, применяемых в высшем учебном заведении. Н. А. Фролова отмечает, что социальная активность молодежи в вузе, может реализовываться комплексом университетских и городских мероприятий для формирования студентами собственного социального круга коммуникаций. Мы придерживаемся мнения, что развитие успешности обучения студентов можно обеспечить комплексом психолого-педагогических программ. Современные требования образования определяют для нас необходимость компетентностного подхода в образовательном процессе. Тогда для построения психолого-педагогических программ развития успешности обучения студента, нам необходимо сформулировать компетенции успешного обучения. Из вышеизложенного анализа мы предлагаем примерно следующую формулировку компетенций:

– Способность дифференцировать собственные чувства, умение выражать свои эмоции и мысли, в том числе и негативные.

– Умение выстраивать отношения в коллективе с учетом своих личностных особенностей и нести ответственность за свои поступки.

Вышеизложенный подход в формировании умении и навыков студентов, учитывая эмоциональные особенности, помогут психологам и педагогам формировать у студентов социальные компетенции для повышения успешности обучения студентов и переходу на новый уровень успешности.

Литература:

  1. Николаева А. А. Социальные технологии формирования молодежной активности в современном российском обществе / Николаева А. А., Фролова Н. А., Образование и общество. 2012. № 3. С. 51
  2. Стивен Стайн, Говард Бук. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех / Steven J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success, Stoddart Publishing Co. Limited 2000 года.
  3. Фролова Н. А., Социальная активность современной российской молодежи: монография / Н. А. Фролова, А. А. Николаева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. технический ун-т». Орел, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, эмоциональная культура, развитие успешности обучения студентов, чувство.


Похожие статьи

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов

В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Взаимосвязь креативности со способностью к адаптации детей среднего школьного возраста

Полноценная реализация детского потенциала личности во многом зависит от социальной поддержки. Вместе с тем, креативные дети могут иметь как успехи, так и проблемы, связанные с их адаптацией в социуме. В статье приводятся теоретические основы некотор...

Похожие статьи

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи

Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...

Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов

В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Взаимосвязь креативности со способностью к адаптации детей среднего школьного возраста

Полноценная реализация детского потенциала личности во многом зависит от социальной поддержки. Вместе с тем, креативные дети могут иметь как успехи, так и проблемы, связанные с их адаптацией в социуме. В статье приводятся теоретические основы некотор...

Задать вопрос