Развитие коллектива является основополагающим компонентом становления и развития личности. В данной статье рассмотрена различные аспекты педагогов и психологов, занимавшихся изучением коллектива.
Ключевые слова: формирование коллектива, теоретические аспекты, коллектив.
Цель: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию коллективных взаимоотношений младших школьников.
Развитие коллектива и процесс развития личности связаны. Уровень развития личности ребенка напрямую зависит от развития коллектива школьников, структуры отношений, сложившихся в нем. Активность учащихся выступает в роли воспитательной силы, воздействующей на развитие коллектива. Отношения в коллективе развиваются тем стремительнее, чем более активны члены коллектива, чем более полно они используют свои возможности. Проблема формирования и развития коллектива в современной школе актуальна для учителей и предполагает изучение различных практических задач, опыта работы с коллективом младших школьников.
В младшем возрасте очень важно предать отношениям детей со сверстниками дух доброжелательности, развитие стремления и умения оказывать помощь друг другу, совместными усилиями достигать поставленных целей, значимых для всего коллектива и для каждого участника отдельно.
Изучением данной темы занимались такие педагоги, как А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, С. А. Смирнов.
Понятие о коллективе в педагогике складывалось постепенно, по мере осознанности его роли в социализации ребенка. В своей книге Немов Р. С. «Путь к коллективу» сообщает, что «…педагоги рано обратили внимание, что дети стихийно объединяются в свои сообщества» Если воспитание стремится быть успешным, оно должно организовывать деятельность детей в сообществах. [10, с 158]
Я. А. Коменский для создания таких детских сообществ создавал в школе модель взрослой жизни, чтобы ученики могли усвоить правила совместной деятельности и опыт отношений в социуме.
И. Г. Песталоцци создавал совместные коллективы в детских приютах уже в XVIII в. Он руководствовался детским самоуправлением, организовывал дежурства, полезный труд крестьянам в деревнях. [11, с 67]
Педагоги 19 века, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, распространяли гуманизацию коллектива в детских гимназиях, культивировали «дух товарищества». С. Т. Шацкий считал коллективные отношения одним из главных направлений в воспитании, способном создать оптимальные и комфортные условия для развития личности каждого ребенка.
В своих практических исследованиях С. Т. Шацкий руководил одной из первых школ-коммун, входящей с Первую опытную станцию по народному образованию. С. Т. Шацкий на практике доказал, что первичный школьный колелктив является эффективной формой организации воспитанников, способствующей всестороннему развитию личности каждого ребенка. [5, с 57]
Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.
В процессе работы с учащимися С. Т. Шацкий выяснил, что дети стремятся объединяться инстинктивно, при этом влияя друг на друга сильнее, чем педагоги. Благодаря наблюдениям, Шацкий сделал вывод о том, что детский коллектив — это прежде всего воспитательный инструмент, главной задачей которого является сплочение детей в процессе реализации актуальной для них деятельности. [5, с 37]
Педагоги 20 века: А. Н. Пинкевич, В. Н. Сорока-Россинский, М. М. Пистрак, С. М. Ривес в своей практике также воплощали идею воспитания детей в коллективе. Педагоги Западной Европы Я. Корчак, А. Нейл, С. Френе, Г. Винекен считали принципы самоуправления и общественного труда главенствующим в школах и приютах того времени.
Теория развития человека утверждает, что развитие личности и взаимоотношений людей обусловлено развитием его отношений в коллективе.
В основе закономерностей воспитания лежит принцип формирования личности путем коллектива и через коллектив.
Н. К. Крупская поддерживала позицию С. Т. Шацкого и говорила о том, что только жизнь детей в коллективе способствует воспитанию учащихся с хорошо развитой направленностью. Она считала, что значимые цели закладывают основу для развития и сплочения коллектива учащихся. [5, с 76]
А. С. Макаренко более фундаментально определял понятие и сущность коллектива как «живого организма». Данная формулировка характеризует коллектив как живой организм со своими органами, имеющими полномочия, ответственность, зависимость друг от друга. [6, с 26]
Таким образом, можно сделать вывод, что опыт коллектива неизменно важен для школьников в наши дни. Только благодаря такому опыту у современных школьников формируются умения управлять и в то же время подчиняться, быть качественным исполнителем, понимающим ответственность перед обществом. Так же развивается умение распоряжаться, умение учиться и осознавать важность для сверстников, умение работать слаженно и согласованно с другими участниками коллектива. Младшие школьники в отношениях коллектива постепенно овладевают ценностями, осваивают традиции и нормы взаимоотношений в обществе. Вместе с этим учащиеся приобретают качества, характеризующие развитую личность, а именно: самостоятельность, уверенность, лидерские качества и постоянное стремление к дальнейшему развитию.
Литература:
1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 2010. — 78 c.
2. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова / Педагогика. — 2012. — № 5. — С. 42–46.
3. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. — Санкт- Петербург: Тезариус, 2015. — 76 c.
4. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. -М., 2004.
5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 2009. — 92 с.
6. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. — М.: Новая школа, 2010. — 202 с.
7. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М.: ПЕР СЭ, 2012. — 192 с.
8. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов / Педагогика. — 2013. — № 2. — 50с.
9. Немов Р. С. Путь к коллективу. — М.: Просвещение, 2000. — C. 179.
10. Никитина Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. — 2004 — № 7. — С. 90–107.
11. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС — пресс, 2004. — 365 с.
12. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, 2000. — 202 с.
13. Рындак В. Г. Педагогика: учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 2006. — 495 с.
14. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
15. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогики развития/ В. И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000. — № 2. — 37–49 с.
16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 2000. — 326 c.