Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 18.06.2018

Статья просмотрена: 2272 раза

Библиографическое описание:

Грачёва, Н. В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе / Н. В. Грачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 306-307. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51406/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развитие коллектива является основополагающим компонентом становления и развития личности. В данной статье рассмотрена различные аспекты педагогов и психологов, занимавшихся изучением коллектива.

Ключевые слова: формирование коллектива, теоретические аспекты, коллектив.

Цель: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию коллективных взаимоотношений младших школьников.

Развитие коллектива и процесс развития личности связаны. Уровень развития личности ребенка напрямую зависит от развития коллектива школьников, структуры отношений, сложившихся в нем. Активность учащихся выступает в роли воспитательной силы, воздействующей на развитие коллектива. Отношения в коллективе развиваются тем стремительнее, чем более активны члены коллектива, чем более полно они используют свои возможности. Проблема формирования и развития коллектива в современной школе актуальна для учителей и предполагает изучение различных практических задач, опыта работы с коллективом младших школьников.

В младшем возрасте очень важно предать отношениям детей со сверстниками дух доброжелательности, развитие стремления и умения оказывать помощь друг другу, совместными усилиями достигать поставленных целей, значимых для всего коллектива и для каждого участника отдельно.

Изучением данной темы занимались такие педагоги, как А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, С. А. Смирнов.

Понятие о коллективе в педагогике складывалось постепенно, по мере осознанности его роли в социализации ребенка. В своей книге Немов Р. С. «Путь к коллективу» сообщает, что «…педагоги рано обратили внимание, что дети стихийно объединяются в свои сообщества» Если воспитание стремится быть успешным, оно должно организовывать деятельность детей в сообществах. [10, с 158]

Я. А. Коменский для создания таких детских сообществ создавал в школе модель взрослой жизни, чтобы ученики могли усвоить правила совместной деятельности и опыт отношений в социуме.

И. Г. Песталоцци создавал совместные коллективы в детских приютах уже в XVIII в. Он руководствовался детским самоуправлением, организовывал дежурства, полезный труд крестьянам в деревнях. [11, с 67]

Педагоги 19 века, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, распространяли гуманизацию коллектива в детских гимназиях, культивировали «дух товарищества». С. Т. Шацкий считал коллективные отношения одним из главных направлений в воспитании, способном создать оптимальные и комфортные условия для развития личности каждого ребенка.

В своих практических исследованиях С. Т. Шацкий руководил одной из первых школ-коммун, входящей с Первую опытную станцию по народному образованию. С. Т. Шацкий на практике доказал, что первичный школьный колелктив является эффективной формой организации воспитанников, способствующей всестороннему развитию личности каждого ребенка. [5, с 57]

Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

В процессе работы с учащимися С. Т. Шацкий выяснил, что дети стремятся объединяться инстинктивно, при этом влияя друг на друга сильнее, чем педагоги. Благодаря наблюдениям, Шацкий сделал вывод о том, что детский коллектив — это прежде всего воспитательный инструмент, главной задачей которого является сплочение детей в процессе реализации актуальной для них деятельности. [5, с 37]

Педагоги 20 века: А. Н. Пинкевич, В. Н. Сорока-Россинский, М. М. Пистрак, С. М. Ривес в своей практике также воплощали идею воспитания детей в коллективе. Педагоги Западной Европы Я. Корчак, А. Нейл, С. Френе, Г. Винекен считали принципы самоуправления и общественного труда главенствующим в школах и приютах того времени.

Теория развития человека утверждает, что развитие личности и взаимоотношений людей обусловлено развитием его отношений в коллективе.

В основе закономерностей воспитания лежит принцип формирования личности путем коллектива и через коллектив.

Н. К. Крупская поддерживала позицию С. Т. Шацкого и говорила о том, что только жизнь детей в коллективе способствует воспитанию учащихся с хорошо развитой направленностью. Она считала, что значимые цели закладывают основу для развития и сплочения коллектива учащихся. [5, с 76]

А. С. Макаренко более фундаментально определял понятие и сущность коллектива как «живого организма». Данная формулировка характеризует коллектив как живой организм со своими органами, имеющими полномочия, ответственность, зависимость друг от друга. [6, с 26]

Таким образом, можно сделать вывод, что опыт коллектива неизменно важен для школьников в наши дни. Только благодаря такому опыту у современных школьников формируются умения управлять и в то же время подчиняться, быть качественным исполнителем, понимающим ответственность перед обществом. Так же развивается умение распоряжаться, умение учиться и осознавать важность для сверстников, умение работать слаженно и согласованно с другими участниками коллектива. Младшие школьники в отношениях коллектива постепенно овладевают ценностями, осваивают традиции и нормы взаимоотношений в обществе. Вместе с этим учащиеся приобретают качества, характеризующие развитую личность, а именно: самостоятельность, уверенность, лидерские качества и постоянное стремление к дальнейшему развитию.

Литература:

1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 2010. — 78 c.

2. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова / Педагогика. — 2012. — № 5. — С. 42–46.

3. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. — Санкт- Петербург: Тезариус, 2015. — 76 c.

4. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. -М., 2004.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 2009. — 92 с.

6. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. — М.: Новая школа, 2010. — 202 с.

7. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М.: ПЕР СЭ, 2012. — 192 с.

8. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов / Педагогика. — 2013. — № 2. — 50с.

9. Немов Р. С. Путь к коллективу. — М.: Просвещение, 2000. — C. 179.

10. Никитина Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. — 2004 — № 7. — С. 90–107.

11. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС — пресс, 2004. — 365 с.

12. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, 2000. — 202 с.

13. Рындак В. Г. Педагогика: учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 2006. — 495 с.

14. Сластенин В. А. Методика воспитательной работы. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.

15. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогики развития/ В. И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000. — № 2. — 37–49 с.

16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 2000. — 326 c.

Основные термины (генерируются автоматически): коллектив, развитие коллектива, развитие личности, друг, педагог, умение, школьник.


Ключевые слова

коллектив, формирование коллектива, теоретические аспекты

Похожие статьи

Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально...

Психологические особенности поведения животных

Целью изучения зоопсихологии является углубление знаний в общей психологии. Следствием этого является выявление предпосылок формирования сознания человека. Знания о механизмах развития психики животных стали основами для изучения многих психических з...

Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника

Статья посвящена изучению вопроса влияния уровня образования родителей на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В статье приведено описание основных результатов эмпирического исследования, посвященного изучению данного вопроса.

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальну...

Структурные компоненты женской сексуальности

Актуальных проблемой современной психологии является исследование вопросов сексуальности и психосексуального развития женщин. Одним из наиболее дискуссионных аспектов в данной области является структура женской сексуальности и ее основные компоненты....

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе

Проведено теоретическое исследование проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе. В статье рассматриваются особенности адаптации детей-мигрантов; дается характеристика основных поня...

Похожие статьи

Теоретические аспекты влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально...

Психологические особенности поведения животных

Целью изучения зоопсихологии является углубление знаний в общей психологии. Следствием этого является выявление предпосылок формирования сознания человека. Знания о механизмах развития психики животных стали основами для изучения многих психических з...

Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника

Статья посвящена изучению вопроса влияния уровня образования родителей на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В статье приведено описание основных результатов эмпирического исследования, посвященного изучению данного вопроса.

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальну...

Структурные компоненты женской сексуальности

Актуальных проблемой современной психологии является исследование вопросов сексуальности и психосексуального развития женщин. Одним из наиболее дискуссионных аспектов в данной области является структура женской сексуальности и ее основные компоненты....

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе

Проведено теоретическое исследование проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в процессе адаптации в поликультурном классе. В статье рассматриваются особенности адаптации детей-мигрантов; дается характеристика основных поня...

Задать вопрос