Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XLI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Филимонова, Ю. Ю. Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры / Ю. Ю. Филимонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 66-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17299/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализации и правового воспитания школьников. На основе теоретического анализа делаются предположения о специфике правового воспитания подрастающего поколения. Внимание автора сосредоточено на рассмотрении теоретико-методологических основ реализации технологии правового воспитания при формировании правопослушной личности в образовательной организации. Выявлены и проанализированы проблемы правового образования и воспитания в образовательных организациях.

Ключевые слова: правовая социализация, правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, правовое просвещение, личность.

Введение. Изменения в различных сферах общества, переоценка ценностей, изменение сознания граждан, обновление законодательства, построение правового государства в соответствии со сложившимися в стране условиями диктуют необходимость пересмотра отношения к правовому воспитанию и воспитанию и обновлять их в учебном процессе. Правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, понимающей свои реальные интересы, знающей свои права и обязанности, умеющей защищать свои права законными средствами, уважающей права и законные интересы других людей. Правильное воспитание каждой личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. Данная проблема многогранна и затрагивает как общие вопросы правового воспитания и социально-педагогического обеспечения правовой социализации, так и отдельные аспекты, связанные с теорией и методикой формирования их важных компонентов: правовой культуры, правосознания, правовой грамотности и др.

Цель и задачи статьи. Проанализировать роль правового воспитания школьников в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. Правовое просвещение представляет собой сложный многогранный процесс, направленный на формирование у подрастающего поколения системы правовых знаний, то есть правовой грамотности. В основе системы правового воспитания лежат такие формы деятельности, как правовое просвещение, пропаганда правовых знаний, наглядно-демонстрационные формы (стенды, видеоматериалы и др.). Ответственность за этот процесс разделяется между обществом, семьей и школой. В то же время именно школа является основным институтом общества, позволяющим целенаправленно и системно организовать процесс правового воспитания с целью повышения эффективности юридического образования в целом. Традиционно правовое воспитание реализуется в организациях образования и учреждениях культуры как процесс информирования детей, подростков, молодежи и взрослых, направленный на повышение их правовой грамотности.

В процессе исследования я провела анкетирование 15 педагогов — учителей начальных классов средней школы.

В анкете были вопросы правового просвещения при проведении уроков физической культуры.

Важность проведения правового просвещения на уроках физкультуры считают лишь 55 % респондентов. 45 % респондентов посчитали, что тема правового просвещения должна быть рассмотрена на других учебных предметах, таких как: право или история.

Темы правового просвещения на уроках физической культуры касаются 60 % опрошенных учителей.

Изучению правил при проведении игр на уроках физической культуры уделяют внимание 60 % преподавателей, число преподавателей, касающихся темы изучения техник безопасности при проведении уроков — 30 %, затрагивают темы олимпийских соревнований, например, антидопинговых мероприятий — 10 %.

Темы уроков физической культуры

Рис. 1. Темы уроков физической культуры

Основания часть преподавателей — 50 % говорят с детьми на тему правового просвещения около 15 минут на каждом уроке (как вводная часть). Проводят полноценный классный час по данной тематике — 10 % тематические классные часы («Мои права», «Я и закон» и пр.), встречи с представителями правопорядка (сотрудниками полиции, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и пр.), акции, деловые игры и другие активные формы работы, семинары по проблемам правового воспитания для педагогов, выступления на родительских собраниях. 40 % оформляют информацию, в виде информационных стендов и памяток для родителей и детей («Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Права ребенка» и пр.)

Организация работы

Рис. 2. Организация работы

Заключение. В ходе исследования было установлено, что сведение юридического образования к изучению норм права и права способствует развитию системы правовых знаний, но не гарантирует формирования правосознания и ознакомления с правовая культура общества. Правовое просвещение, как важное направление правового воспитания, должно строиться как процесс вхождения подрастающего поколения в правовую культуру общества, основанный на выработке нравственных ориентиров.

В ходе эксперимента доказано, что в современной школе как образовательной организации, направленной на выполнение социального заказа общества на образование и воспитание, цели, задачи, содержание и формы правового воспитания в деятельности специалистов (классного руководителя, социального педагог и психолог) подчиняются единой задаче психологического и социально-педагогического сопровождения развития личности ребенка и представляют собой комплексную технологию решения задач обучения, воспитания и социализации учащихся.

В школьной практике основные формы юридического образования носят информационный характер. Данный вид деятельности реализуется посредством использования таких форм работы, как информационные стенды и памятки для родителей и детей («Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Права ребенка» и др.), тематические классные часы («Мои права», «Я и закон» и др.), встречи с представителями правоохранительных органов (полицейские, прокуратура, комиссии по делам несовершеннолетних и др.), акции, деловые игры и другие активные формы работы, семинары по правовому просвещению педагогов, выступления на родительских собраниях [8].

Заключение. Таким образом, считаем необходимым отметить, что удовлетворение социального заказа на правовое воспитание и правовую социализацию личности представляет собой сложную задачу: невозможно осуществить только правовую социализацию личности без ее духовно-нравственной, религиозной, идеологическая составляющая. Наилучшим способом гармонизации жизни в обществе является предупреждение негативных социальных явлений с прицелом на будущее, целенаправленная системная деятельность институтов общества и государства по правовому воспитанию подрастающего поколения.

Литература:

  1. Бессарабов Р. А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. — 2010. — № 4. — С. 118–122.
  2. Быстрова Н. В., Уханов А. Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. — 2017. — С. 177–180.
  3. Быстрова Н. В., Уханов А. Ф., Гриценко Н. Е., Румянцева Н. А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53–9. С. 130–136.
  4. Каландаришвили З. Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 137. — С. 116–123.
  5. Крутиков М. Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3–1. — С. 200–209.
  6. Попова Т. В. Социально-педагогические проблемы правовой социализации несовершеннолетних // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 4. — С. 100.
  7. Попова Т. В. Специфика психолого-педагогической поддержки жизненного самоопределения современного подростка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — № 5 (49). — С. 89–91.
  8. Резников Е. В. Особенности правовой социализации // Общество и право. -2014. — № 1 (47). — С.24–26.

Похожие статьи

Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента

Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье показана актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся фактором их дальнейшей социализации. Раскрыто содержание понятия «правовая культура», определены его составляющие, выявл...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Взаимосвязь традиционного и инновационного развития культуры этноса

В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и его реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в о...

Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики

В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных обла...

Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект)

В рамках настоящей статьи рассматривается система военно-патриотического воспитания молодёжи. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности, концепции допризывной подготовки граж...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Похожие статьи

Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента

Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска н...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье показана актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся фактором их дальнейшей социализации. Раскрыто содержание понятия «правовая культура», определены его составляющие, выявл...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Взаимосвязь традиционного и инновационного развития культуры этноса

В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и его реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в о...

Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики

В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных обла...

Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект)

В рамках настоящей статьи рассматривается система военно-патриотического воспитания молодёжи. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности, концепции допризывной подготовки граж...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...