Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью определения соответствия заявленных профессионально важных качеств рынком труда и наличия их у студентов колледжа обучающихся по этому направлению. Исходя из этого в статье приведены основные профессионально-важные качества специалистов и методики их определения.
Ключевые слова: профессионально важные качества, формирование, студент, колледж, электроэнергетический профиль, методика.
Профессиональная подготовка студента в колледже — процесс актуальный и непременно учитывает комплекс полученных знаний и навыков.
Весь педагогический процесс в среднем профессиональном образовании далее СПО основан на федеральном государственном образовательном стандарте далее ФГОС который отражает такие показатели как профессиональные и общие компетенции, которые необходимо освоить студенту за время обучения. И основное требование министерства образования в сфере среднего профессионального образования это удовлетворение потребностей рынка труда. Профессиональные компетенции отражают профессиональные навыки будущего специалиста, общие компетенции показывают социально-личностные качества выпускника, обеспечивающие осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Анализируя рынок труда и требования, предъявляемые к кандидатам на занимаемую должность, мы находим графу профессионально-важные качества далее ПВК.
Что же такое эти профессионально-важные качества, какие нужны для данного вида деятельности и как их определить?
Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. [1].
Исходя из этого целью исследования является теоретическое обоснование и подбор модели диагностики профессионально важных качеств личности студентов колледжа, обучающихся по электроэнергетическому профилю.
Данную тему можно считать актуальной, так как рынок труда предъявляет высокие требования к ПВК будущих специалистов, обеспечивающих работу энергетического и электротехнического оборудования, которые в силу своей профессиональной принадлежности находятся в зоне повышенной ответственности. Некомпетентность такого специалиста чревата гибелью людей и нанесением вреда обществу, а исследование их развития в отечественной психологии еще не проводилось.
Основополагающим для данного исследования является описательный метод, включающий прием наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения. В исследовании также применены методы синхронного и диахронного анализа языковых и научных фактов.
База исследования это идеи современных концепций развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев); идеи о единстве биологического и социального в структуре личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготкий, К. К. Платонов), о сущности и структуре профессиональной и педагогической деятельности (С. Я. Батышев, Н. В. Кузьмина, В. Д. Шадриков); выводы отече-ственных и зарубежных педагогов и психологов относительно формирования ПВК (Т. А. Воробьева, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Корнеева, Б. В. Кулагин, Е. А. Климов, В. И. Марищук).
Изучив профессиональный стандарт работников отрасли электроэнергетики, были выявлены характерные трудовые функции:
- осуществление осмотров и обходов электротехнического оборудования, устройств и механизмов;
- работа с персональным компьютером;
- действия по ликвидации аварий;
- умение оперативно вести себя в быстроразвивающейся опасной ситуации, выбирать состав и последовательность требуемых действий при выполнении работ;
- умение делать чертежи и читать электрические схемы; работать с большими объемами информации;
- работать в команде; обладать организаторскими навыками;
- уметь решать комплексные сложные задачи [2].
По результатам анализа литературных источников и профессиональных ФГОС работников отрасли электроэнергетики были выделены следующие профессионально важные качества, которые являются наиважнейшими в процессе труда:
– Ответственность за свои действия и работу всей бригады.
– Исполнительность по отношению к трудовым обязанностям
– Устойчивость концентрированного внимания на определенной задаче.
В соответствии с выделенными ПВК специалиста по электроэнергетическому направлению, ставилась задача определить какие методики позволяют выявить уровень развития этих качеств.
В широком доступе представлены различные методики определения степени формирования представленных выше ПВК, но в данном исследовании остановимся на одной для каждого.
Степень ответственности студента обучающегося по специальности электроэнергетического профиля следует проводить по методике «Многомерно — функциональной диагностики ответственности» Прядеина В. П., так как по данной методике можно определить не только степень ответственности испытуемого, но и выразить особенности субъекта в части ответственности такие как: самостоятельность, нерешительность, какие эмоции испытывает субъект при выполнении ответственных заданий, умеет ли испытуемый абстрагироваться от внешних обстоятельств при выполнении работы, зависит ли его ответственность от внешних факторов, желает ли обратить на себя внимание при выполнении задачи, либо получить вознаграждение, нежели он осмыслено ответственно подходит к поставленной задаче, и наконец показывает ли желает субъект исследования показать себя лучше в глазах других.
Степень формирования такого ПВК как исполнительность у студента электроэнергетика следует проводить по методике «Диагностика стиля исполнительности (ИСП–2К)» Прядеин В. П. так как данная методика позволяет определить у испытуемого не только степень исполнительности, но и каких мотивов он придерживается при выполнении поставленной задачи, а это непосредственно сказывается на его работе в целом, так же эта методика позволяет определить целеустремленность испытуемого к поставленной задаче.
И последнее, и самое основное ПВК студентов электроэнергетического профиля такое как устойчивость концентрированного внимания, основное оно так как от концентрации внимания зависит безопасность монтера: неправильно подключенный проводок способен вызывать замыкание, обесточить всю сеть и ударить током специалиста. Выбранная методика для определения такого ПВК как внимание — это Корректурная проба Бурдона. Данная методика отлично подходит студентам, обучающимся по данному направлению так как она показывается непосредственно концентрацию внимания испытуемого на определённой задаче, но и дополнительно раскрывает такие сведения о внимании испытуемого как переключаемость внимания, а в условиях работы часто приходится выполнять поставленную задачу в несколько этапов с перерывом на другую задачу, и такому студенту необходимо быстро переключится на новый вид деятельности.
Отобранные мной основные ПВК и средства диагностики представлены в виде таблицы 1.
Таблица 1
Параметры ПВК и средства их диагностики
№ |
Профессионально важные качества (ПВК) |
Средства диагностики |
1 |
Ответственность |
«Многомерно-функциональная диагностика ответственности» Прядеин В. П. |
2 |
Исполнительность |
«Диагностика стиля исполнительности (ИСП–2К)» Прядеин В. П. |
3 |
Внимательность |
Корректурная проба Бурдона |
Развитие указанных профессионально важных качеств возможно посредством моделирования конкретных, личностно-значимых для студента ситуаций, т. е. создания моделей реальных ситуаций, которые задают задачи, решаемые субъектом в ходе жизнедеятельности, влияющие на его поведение и мировоззрение.
В результате исследования были проанализированы работы отечественных психологов и анализ рынка труда и нормативной документации специфики работы специалистов электроэнергетического профиля и выбраны наиважнейшие ПВК специалистов данной области такие как: ответственность, исполнительность, внимательность. Определены и обоснованы методики диагностики непосредственно каждого определённого ПВК.
В развитие данного исследования прогнозируется: проведение тестирования по приведенным методикам студентов колледжа электроэнергетического направления с целью выявления соответствия их ПВК заявленным для данных специалистов., формулировка и подбор методов воздействия на студентов для возможности формирования и развития, выбранных ПВК в условиях обучения, применение методик, выбранных теоретическим исследованием в экспериментальном варианте и анализ полученных результатов.
В соответствии с полученными данными в результате исследования, методики определения ПВК специалистов электроэнергетического профиля, представленные в данной статье, можно рекомендовать к использованию в процессе психологического тестирования первокурсников, поступающих на данное направление.
Литература:
- Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
- Приказ Минобрнауки России от 23.01.2018 N 44 (ред. от 01.09.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49991)