Формирование мотивации к УУД у учащихся младших классов на уроках английского языка с помощью эмотивных сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 07.06.2020

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Ильинская, Я. А. Формирование мотивации к УУД у учащихся младших классов на уроках английского языка с помощью эмотивных сказок / Я. А. Ильинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 609-612. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71319/ (дата обращения: 17.12.2024).



Особое место в основе воспитательного и образовательного процесса занимает формирование универсальных учебных действий учащихся за счет мотивационной сферы. Наиболее благоприятным периодом активного формирования сферы мотивов является младший школьный возраст, который, в свою очередь, характеризуется как исходная точка систематического обучения. Изучив теоретический материал по данной теме, мы определили основные особенности формирования мотивов изучения английского языка, также была выявлена и проанализирована специфика становления универсальных учебных действий. В статье мы рассматриваем использование эмотивных волшебные английских сказок, как один из факторов формирования мотивов изучения английского языка в школе, механизмом удержания познавательного интереса учащихся и средством дальнейшего повышения мотивации детей к освоению УУД.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, мотивация, мотивы обучения, младший школьный возраст, эмотивные сказки.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает становление и развитие личности, так как они являются главной основой воспитательного и образовательного процесса. Возможность успешного самостоятельного постижения новых умений, знаний и компетентностей происходит за счет овладения школьником универсальными учебными действиями — усвоении умения учиться [1, с.47].

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» произошло из-за изменения концепции образования: целью стало развитие личности учащегося, в то время как овладение умениями, знаниями и навыками отошло на задний план. ФГОС общего образования понимает УУД как «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса», «…умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [4]. Исходя из этого, можно сказать, что в понятии «универсальные учебные действия» заложен комплекс способностей к саморазвитию, совершенствованию полученных знаний, при активном и сознательном получении социального опыта. УУД — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностных, смысловых и операционных характеристик. При изучении УУД следует обратиться к мотивам обучения, которые в свою очередь запускают процесс познания.

Мотивация является одной из главных фундаментальных проблем зарубежной и отечественной психологии и педагогики. Являясь сложным многоуровневым регулятором человеческой жизнедеятельности, мотивационная система человека имеет сложное строение. Мотивация включает в себя: область идеального, автоматически осуществляемые установки и актуальные стремления человека.

Мотивация, являясь многоуровневой системой побудителей, включает в себя потребности, интересы, стремления, идеалы, установки, мотивы и эмоции. Любая деятельность человека является полимотивированной, что означает, что все мотивы проявляют себя вне зависимости друг от друга, более того, они взаимодействуют и даже могут выступать в отрицательной форме. Определить преломление в сознании ученика и проблем, связанных с ним, а также определить побуждения и стремления во время деятельности учения — одна из важнейших задач педагогики. Учение подразумевает под собой систематический процесс усвоения человеком конкретного количества знаний и умений, а не просто процесс овладения частным или общим навыком. Согласно И. П. Подласому, результат обучения обусловлен интересом, мотивами обучения и пониманием цели обучения [9, с. 373]. По мнению А. К. Марковой: «мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [7, с. 48].

Проанализировав процесс обучения, можно выделить следующие функции учебных мотивов:

− побуждающую функцию, отражающую направленность энергии мотива на конкретный объект. Здесь происходит выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению определенных познавательных целей. Побуждающая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

− регулирующая функция, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося, либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация регулирующей функции всегда тесно связана с иерархией мотивов.

Л. И. Божович обращает внимание на то, что иерархия мотивов побуждает учебную деятельность школьников, в которой доминируют либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общества [2, 3].

Важно отметить, что изучение развития учебной мотивации у младших школьников заключается в определении отношения к учению и учебным предметам, ведущих мотивов и потребностей в структуре мотивации. Младший школьный возраст является началом целенаправленного воспитания и обучения, учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка и играет главную роль в формировании и становлении, а в последующем развитии всех психических свойств и качеств ребенка [6, с. 215].

Этот возраст обладает большими резервами для формирования мотивационной сферы учения. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст является своего рода «базисом» для становления учебной мотивации, от которого во многом зависит развитие мотивации в течение всего школьного возраста [10, c. 169].

Проблема формирования и поддержания учебной мотивации напрямую связана с проблемой интереса к обучению и проблемой потребности в познании. Познавательный интерес играет большую роль в развитии личности учащегося вследствие того, что познавательная деятельность в данной предметной области активизирует психические процессы личности под влиянием интереса к ней, и приносит личности глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Все это говорит том, что познавательный интерес является важным мотивом активности личности и ее познавательной деятельности.

К. Д. Ушинский понимает заинтересованность как основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться и стремиться к самосовершенствованию.

Чрезвычайно значимые для познавательного интереса компоненты, которые вызывают чувство удивления, становятся, как известно, началом всякого познания, и мы полагаем, что их можно найти в эмотивных сказках. Занимательность эмотивных сказок как учебного материала связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на персонажа и на школьника. В психолого-педагогическом словаре использование эмотивных сказок в обучении заключается во включении в обучение различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного иллюстрационного и иллюстративного материала.

Способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией процесса обучения могут восприниматься учащимися как необычное, удивительное, неожиданное, комическое, вызывают интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Изучив литературу по проблеме развития учебной мотивации у младших школьников на уроках английского языка, мы выяснили, что младший школьный возраст является основным периодом для её формирования, так как дети в этом возрасте обладают высоким стремлением и уверенностью в собственных силах по отношению к любой деятельности.

Для того чтобы учебная деятельность на уроках английского языка в младшем школьном возрасте носила положительный характер, необходимо формировать и поддерживать учебную мотивацию у учащихся. Ведь именно она является важным условием успешного обучения школьников, а также процессом, запускающим, направляющим и поддерживающим усилия, которые нацелены на выполнение деятельности учения. В этот период главной задачей педагогов является поддерживать стремление и желание учиться у младших школьников.

В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих. В процессе обучения, деятельность ученика сопровождается целой группой мотивов: мотивы, направленные на овладение знаниями и на получение хороших оценок, а также на одобрение родителей и на установление желаемых взаимоотношений ребёнка со сверстниками [9, с. 236].

Для развития учебной мотивации на уроках английского языка необходимо повышать интерес и внимание к учебному материалу у младших школьников. Использование эмотивных волшебных сказок, возбуждающих интерес и внимание учащихся на уроке представляют собой занимательный материал. Использование сказок в психолого-педагогической литературе на разных этапах урока может способствовать развитию познавательных мотивов учебной мотивации у младших школьников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при создании благоприятных условий, при использовании оптимальных методов, приёмов и средств, развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках английского языка будет эффективным, за счет чего произойдет формирование универсальных учебных действий.

Литература:

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды/ Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 349 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография/ Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. 400 с.

4. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Российское образование федеральный портал URL: http://www.edu.ru/documents/ (дата обращения: 20.09.2019).

5. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учебное пособие/ И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. 160 с.

6. МакКеланд, Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 665 с.

7. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников/ А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1980. № 5. 47- 59 с.

8. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу. 3-е изд.СПб.: Питер, 2006. — 352 с.

9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов:Кн.1. М.: ВЛАДОС, 1999. 576 с.

10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. Издание 2-е, стереотипное. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 416 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, младший школьный возраст, английский язык, учебный материал, мотив, действие, мотив обучения, школьник, образовательный процесс, познавательная деятельность.


Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Способы повышения мотивации при изучении английского языка

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Способы повышения мотивации при изучении английского языка

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Задать вопрос