Особое место в основе воспитательного и образовательного процесса занимает формирование универсальных учебных действий учащихся за счет мотивационной сферы. Наиболее благоприятным периодом активного формирования сферы мотивов является младший школьный возраст, который, в свою очередь, характеризуется как исходная точка систематического обучения. Изучив теоретический материал по данной теме, мы определили основные особенности формирования мотивов изучения английского языка, также была выявлена и проанализирована специфика становления универсальных учебных действий. В статье мы рассматриваем использование эмотивных волшебные английских сказок, как один из факторов формирования мотивов изучения английского языка в школе, механизмом удержания познавательного интереса учащихся и средством дальнейшего повышения мотивации детей к освоению УУД.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, мотивация, мотивы обучения, младший школьный возраст, эмотивные сказки.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает становление и развитие личности, так как они являются главной основой воспитательного и образовательного процесса. Возможность успешного самостоятельного постижения новых умений, знаний и компетентностей происходит за счет овладения школьником универсальными учебными действиями — усвоении умения учиться [1, с.47].
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» произошло из-за изменения концепции образования: целью стало развитие личности учащегося, в то время как овладение умениями, знаниями и навыками отошло на задний план. ФГОС общего образования понимает УУД как «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса», «…умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [4]. Исходя из этого, можно сказать, что в понятии «универсальные учебные действия» заложен комплекс способностей к саморазвитию, совершенствованию полученных знаний, при активном и сознательном получении социального опыта. УУД — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностных, смысловых и операционных характеристик. При изучении УУД следует обратиться к мотивам обучения, которые в свою очередь запускают процесс познания.
Мотивация является одной из главных фундаментальных проблем зарубежной и отечественной психологии и педагогики. Являясь сложным многоуровневым регулятором человеческой жизнедеятельности, мотивационная система человека имеет сложное строение. Мотивация включает в себя: область идеального, автоматически осуществляемые установки и актуальные стремления человека.
Мотивация, являясь многоуровневой системой побудителей, включает в себя потребности, интересы, стремления, идеалы, установки, мотивы и эмоции. Любая деятельность человека является полимотивированной, что означает, что все мотивы проявляют себя вне зависимости друг от друга, более того, они взаимодействуют и даже могут выступать в отрицательной форме. Определить преломление в сознании ученика и проблем, связанных с ним, а также определить побуждения и стремления во время деятельности учения — одна из важнейших задач педагогики. Учение подразумевает под собой систематический процесс усвоения человеком конкретного количества знаний и умений, а не просто процесс овладения частным или общим навыком. Согласно И. П. Подласому, результат обучения обусловлен интересом, мотивами обучения и пониманием цели обучения [9, с. 373]. По мнению А. К. Марковой: «мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [7, с. 48].
Проанализировав процесс обучения, можно выделить следующие функции учебных мотивов:
− побуждающую функцию, отражающую направленность энергии мотива на конкретный объект. Здесь происходит выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению определенных познавательных целей. Побуждающая функция тесно связана с устойчивостью мотива;
− регулирующая функция, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося, либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация регулирующей функции всегда тесно связана с иерархией мотивов.
Л. И. Божович обращает внимание на то, что иерархия мотивов побуждает учебную деятельность школьников, в которой доминируют либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общества [2, 3].
Важно отметить, что изучение развития учебной мотивации у младших школьников заключается в определении отношения к учению и учебным предметам, ведущих мотивов и потребностей в структуре мотивации. Младший школьный возраст является началом целенаправленного воспитания и обучения, учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка и играет главную роль в формировании и становлении, а в последующем развитии всех психических свойств и качеств ребенка [6, с. 215].
Этот возраст обладает большими резервами для формирования мотивационной сферы учения. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст является своего рода «базисом» для становления учебной мотивации, от которого во многом зависит развитие мотивации в течение всего школьного возраста [10, c. 169].
Проблема формирования и поддержания учебной мотивации напрямую связана с проблемой интереса к обучению и проблемой потребности в познании. Познавательный интерес играет большую роль в развитии личности учащегося вследствие того, что познавательная деятельность в данной предметной области активизирует психические процессы личности под влиянием интереса к ней, и приносит личности глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Все это говорит том, что познавательный интерес является важным мотивом активности личности и ее познавательной деятельности.
К. Д. Ушинский понимает заинтересованность как основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться и стремиться к самосовершенствованию.
Чрезвычайно значимые для познавательного интереса компоненты, которые вызывают чувство удивления, становятся, как известно, началом всякого познания, и мы полагаем, что их можно найти в эмотивных сказках. Занимательность эмотивных сказок как учебного материала связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на персонажа и на школьника. В психолого-педагогическом словаре использование эмотивных сказок в обучении заключается во включении в обучение различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного иллюстрационного и иллюстративного материала.
Способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией процесса обучения могут восприниматься учащимися как необычное, удивительное, неожиданное, комическое, вызывают интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.
Изучив литературу по проблеме развития учебной мотивации у младших школьников на уроках английского языка, мы выяснили, что младший школьный возраст является основным периодом для её формирования, так как дети в этом возрасте обладают высоким стремлением и уверенностью в собственных силах по отношению к любой деятельности.
Для того чтобы учебная деятельность на уроках английского языка в младшем школьном возрасте носила положительный характер, необходимо формировать и поддерживать учебную мотивацию у учащихся. Ведь именно она является важным условием успешного обучения школьников, а также процессом, запускающим, направляющим и поддерживающим усилия, которые нацелены на выполнение деятельности учения. В этот период главной задачей педагогов является поддерживать стремление и желание учиться у младших школьников.
В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих. В процессе обучения, деятельность ученика сопровождается целой группой мотивов: мотивы, направленные на овладение знаниями и на получение хороших оценок, а также на одобрение родителей и на установление желаемых взаимоотношений ребёнка со сверстниками [9, с. 236].
Для развития учебной мотивации на уроках английского языка необходимо повышать интерес и внимание к учебному материалу у младших школьников. Использование эмотивных волшебных сказок, возбуждающих интерес и внимание учащихся на уроке представляют собой занимательный материал. Использование сказок в психолого-педагогической литературе на разных этапах урока может способствовать развитию познавательных мотивов учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при создании благоприятных условий, при использовании оптимальных методов, приёмов и средств, развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках английского языка будет эффективным, за счет чего произойдет формирование универсальных учебных действий.
Литература:
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды/ Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 349 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография/ Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. 400 с.
4. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Российское образование федеральный портал URL: http://www.edu.ru/documents/ (дата обращения: 20.09.2019).
5. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учебное пособие/ И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. 160 с.
6. МакКеланд, Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 665 с.
7. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников/ А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1980. № 5. 47- 59 с.
8. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу. 3-е изд.СПб.: Питер, 2006. — 352 с.
9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов:Кн.1. М.: ВЛАДОС, 1999. 576 с.
10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. Издание 2-е, стереотипное. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 416 с.