Художественно-эстетическое воспитание является частью системы музыкального образования. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества, о различных видах искусств, в частности музыки, – т.е. о художественно-эстетических ценностях. Это воспитание призвано обеспечить развитие максимально творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию, умеющей использовать и ценить духовные и материальные богатства общества, а на основе этого – развивать и продвигать искусство нового времени.
Учитывая значение художественно-эстетического воспитания личности и возможности современной педагогической технологии как – метод проектов, в Колледже Русской культуры им. А.С. Знаменского г. Сургута, мною был разработан и в настоящее время проводится проект «Уроки детской филармонии» для учащихся младших и старших классов музыкально-исполнительских отделений. Этот проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, выявление их личной инициативы, и реализуется в форме уроков-концертов, музыкально-литературных вечеров с применением различных методов обучения. Одним из них является метод свободных ассоциаций, свойственный в целом искусствоведению, что даёт возможность проведения параллелей между различными видами искусств, связанных в определённом контексте с музыкой. А также исследовательские методы – «мозговой атаки», «круглого стола» с целью выдвижения гипотез решения поставленных задач, анализа полученных данных, подведения итогов.
Филармония (от греч. phileo и harmonia) в переводе обозначает «люблю гармонию». В Музыкальной энциклопедии (гл. ред. Ю.В. Келдыш) понятие имеет значение организации, в задачу которой входит пропаганда музыкальных произведений и исполнительского мастерства, а также других видов искусства (танец, художественное чтение). Филармония способствует выдвижению и художественному росту молодых исполнителей, организуя концертную работу в специальных стационарных залах [5, с. 806].
Филармонические общества появились в ХIX веке в городах Европы и Америки (Петербург, Москва, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и другие), и они пропагандировали главным образом симфоническую музыку. В ХХ веке в странах Европы – филармонии стали государственными организациями, а в 1976 году в России насчитывалось уже 136 филармоний.
Учитывая, что в задачу филармонии входит пропаганда лучших музыкальных произведений русской и зарубежной классики, а также современных композиторов, – в проекте «Уроки детской филармонии» соединяются две важные функции. Во-первых, такая форма проекта дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая с исполнением произведений на уроках-концертах. Во-вторых, воспитывает у детей интерес к классической музыке, подготавливая их к большому искусству. «Уроки детской филармонии» зарождают интерес, а затем и духовную потребность в классической музыке, начиная знакомством с яркими музыкальными произведениями, с инструментами симфонического оркестра и их техническими возможностями. Для исполнения произведений разных жанров, кроме юных музыкантов, приглашаются также преподаватели Колледжа русской культуры, и профессиональные музыканты, актеры, художники г. Сургута.
Известно, что одной из главных задач художественно-эстетического воспитания является формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов на основе выявления эстетического начала в каждом музыкальном произведении и осмысление этой музыки. Воздействие же через «Уроки детской филармонии» на духовный мир обучающегося способствует формированию целостного представления о возможных путях и перспективах развития современной музыки и современного искусства.
Известный отечественный музыкальный педагог и композитор – Д.Б. Кабалевский считал, что искусство в воспитании играет особую, ничем не заменимую роль. Эта особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что любое произведение искусства в самом себе содержит нравственное начало. В искусстве же, в частности в музыке, нравственное содержание – воспевание добра и осуждение зла – является его душой, смыслом его существования, основной силой его воздействия на человека, его преобразующим фактором в жизни общества [3].
Музыка, обладая большой художественной силой, является эффективным средством художественно-эстетического воспитания личности в условиях современного мира. Мы живём в мире технологий – число прорывов в науке растёт прогрессивно. Настолько быстро, что порой сложно за ними успевать. Принципиально меняется и содержание современной академической музыки, поскольку меняется поле информации, круг интересов и принцип мышления у современных композиторов. Спокойная и мелодичная, энергичная и тревожная, музыка отображает волнения души и характер человека. Каждый для себя определяет, какая музыка ему нравится, а что вызывает отрицательные эмоции. В образовательном процессе музыкальные пристрастия могут формироваться с самого начала, а иногда увлечение той или иной музыкой может меняться на протяжении всей жизни. Ведь все зависит не только от личных ощущений обучающихся, но и от окружения, которое мощно воздействует на отношение к музыке или моду на определенные музыкальные стили, тенденции, коллективы.
Основными целями деятельности в рамках проекта «Уроки детской филармонии» являются следующие:
показ классических, или создание новых сочинений музыкального искусства для детей, а также видео-показ хореографических и оперных произведений в целях формирования эстетического и художественного вкуса, пробуждения творческих способностей подрастающего поколения;
просветительская деятельность, реализующая одновременно духовные потребности зрителей-слушателей;
образовательная деятельность, осуществляемая в результате изучения, исполнения учащимися лучших образцов русской и зарубежной музыки, способствующая профессиональной подготовке детей-артистов (музыкантов, вокалистов), и создающая условия для развития творческих способностей обучающихся;
создание необходимых условий для роста профессионального мастерства учащихся;
укрепление внутренних и внешних творческих связей между музыкантами, посредством обмена творческими идеями на «Уроках детской филармонии».
Музыка является и всегда являлась отражением эпохи. Слова, которые хотели услышать все, сливались с определенным ритмом и отражались в музыке. Примечательно в этом смысле высказывание крупнейшего отечественного композитора ХХ столетия Д.Д. Шостаковича: «Каждое большое музыкальное произведение – это свидетельство дум и чувств не только одного человека, но множества людей. Музыка не только пробуждает дремлющие до времени в человеке чувства, но и дает им выражение. Она позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода» [14, с. 11]. В некоторых произведениях звучала пропаганда, а в некоторых – протест, одни были наполнены любовью, а другие – печалью и недовольством. И каждый для себя определял, что ему интересно в данный момент. При этом одни мелодии звучали везде, а другие, чтобы послушать, приходилось искать.
Современная академическая музыка, звучащая на уроках «Детской филармонии», знакомит учащихся с разнообразными инновационными композиторскими находками, приёмами отображения окружающей действительности через определённые звуковысотные организации музыкальной ткани, разнообразными фактурными сочетаниями. В ней уже нет запретов и ограничений. Но она имеет свои ответвления и направления, которых придерживаются музыканты и композиторы, слушатели и художественные руководители самых разных творческих коллективов.
В рамках проекта «Уроки детской филармонии» осуществляются следующие виды деятельности:
организация и проведение концертной, просветительской деятельности;
осуществление образовательной деятельности через знакомство с жанрами и формами музыки, музыкальными инструментами и их возможностями, создателями произведений музыкального и других видов искусств;
подготовка концертных мероприятий для показа на сцене или для записи на видео-носители;
организация творческих встреч с музыкантами, художниками, актерами;
осуществление методического обеспечения творческой деятельности юных музыкантов.
Приобщение к академической музыке на уроках «Детской филармонии» способствует формированию музыкальной и общей грамотности обучающихся, а именно:
способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с нею связанное;
особого «чувства музыки», позволяющего воспринимать её эмоционально, отличая в ней подлинное от деланного;
умения на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;
способности на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.
Таким образом, проект «Уроки детской филармонии» способствуют формированию основных навыков и умений обучающихся:
понимания современного языка искусства, как средства коммуникации между людьми;
расшифровки и передачи информации через доступные средства выразительности искусства современной музыкальной композиции;
перевода информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства (например, литературы) в выражение посредством другого вида искусства, в конкретном случае, музыки;
эстетического восприятия явлений окружающего мира и передачи своего восприятия мира через художественный образ в дальнейшей исполнительской и другой творческой деятельности.
В заключении хотелось бы отметить значение «Уроков детской филармонии» как средства художественно-эстетического воспитания личности. В рамках этого проекта осуществляется процесс формирования у учащихся образного мышления, способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности в качестве юного композитора, музыканта-исполнителя или грамотного слушателя. «Уроки детской филармонии» являются необходимым дополнением к учебной деятельности, развивающей логическое и творческое мышление будущих музыкантов-профессионалов на основе участия в совместном творческом проекте.
Литература:
Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке: Исследование. – М.: Музыка, 2009. – 256 с.
Кабалевский Д.Б. Избранные статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1963. – 364 с.
Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.
Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Б.М. Целковников; под ред. Э.Б. Абдуллина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. т. 5. Симон – Хейлер. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 1056 с.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. – М.: Академия, 2006. – 228 с.
Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. – 333 с.
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. – №5. – С. 16 – 21.
Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
Стравинский И.Ф. Диалоги. – Л.: Музыка, 1971. – 416 с.
Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии: учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П.Мусоргского. – Екатеринбург, 2007. – 206 с.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.
Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 16 с.
Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.