В условиях многонационального общества (Россия является суперэтнической державой, в ней имеется более 130 этносов) особенно актуальной является задача формирования этнической толерантности, способности личности признавать, принимать и понимать представителей иных культур, проявляющейся в терпимом отношении к людям иных национальностей, рас, вероисповеданий и возможности вступать с ними в диалог.
Формирование этнотолерантности – основная задача поликультурного образования и воспитания, цель которых состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей. Важным периодом усвоения образцов и способов построения межэтнических отношений является младший школьный возраст. Одним из средств формирования этнотолерантности является народное искусство, в котором отражены менталитет, психологический склад, особенности национального характера, традиции, обычаи каждого этноса. Произведения народного искусства в силу своей наглядно-образной специфики наиболее доступны восприятию учащихся начальных классов.
Реализация задач поликультурного образования и воспитания выдвигает необходимость подготовки педагога - посредника между культурами различных народов, организатора межкультурной коммуникации. Решение этой задачи в значительной степени зависит от качества модернизации вузовского этапа образования учителя начальных классов. Наряду с традиционной подготовкой, необходимо вскрыть и реализовать возможности готовности студента к развитию этнотолерантности младшего школьника. Основной путь решения этой задачи видится в создании и внедрении системы художественно-педагогического образования, в результате применения которой будет обеспечено эффективное поликультурное образование и воспитание будущего учителя начальных классов.
Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа. Это позволяет сделать вывод о необходимости изучения народного декоративно-прикладного искусства в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.
Республика Мордовия представляет собой полиэтническую систему, в которой проживают представители разных национальностей. В основном это русские – 60,8 %, мордва – 31,9 %, татары – 5,2 % (результаты переписи населения 2002 г. по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по РМ). Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой – создавать условия для познания культуры народов, проживающих в Республике Мордовия, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам и конфессиям.
Подготовка студента к формированию этнотолерантности младших школьников на факультете педагогического и художественного образования ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» осуществляется посредством изучения народного декоративно-прикладного искусства через цикл дисциплин национально-регионального компонента, специализации «Основы детского творчества в начальной школе», факультативов и спецкурсов.
При изучении курса «Развитие искусства, художественных промыслов мордовского края и Поволжья» будущие учителя знакомятся с возникновением и развитием народных промыслов и ремесел русского, мордовского и татарского народов, с костюмными комплексами, бытовавшими на территории Мордовии, с современным декоративно-прикладным искусством, овладевают техникой и технологией изготовления изделий народного искусства.
Рассмотрим содержание лекционных и практических занятий с точки зрения возможности реализации задач поликультурного образования.
Содержание лекционного курса предполагает изучение студентами ряда вопросов: возникновение и развитие мордовской культуры; развитие деревянного и каменного зодчества на территории республики; изобразительное искусство Мордовии; народные промыслы мордвы и Поволжья; декоративно-прикладное искусство татар; образ костюма русского населения Мордовии.
Практическая художественно-творческая деятельность студента и его восприятие произведений народного декоративно-прикладного искусства предполагают развитие не только специальных знаний, умений и навыков, но и способности понимать, ради чего создавались произведения народного искусства, какие общечеловеческие идеи-чувства они выражают, какими средствами достигается выразительность художественного образа.
При изучении темы «Возникновение и развитие мордовской культуры» внимание студентов обращается на то, что основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества и декоративно-прикладного искусства. На занятиях рассматривается мифология мордвы, мифологические традиции, лежащие в основе мордовского профессионального искусства, исторические корни традиционной обрядности мордвы. Студенты узнают о религиозных верованиях (тотемических, магических обрядах, анимистических представлениях), связанных с производственной деятельностью, семейно-родовым культом предков, с сельскохозяйственными работами.
Изучая развитие деревянного и каменного зодчества на территории Мордовии, будущие учителя начальных классов узнают об особенностях архитектуры крестьянского жилья, единстве конструкции и декора в традиционном жилище мордвы. При знакомстве с основными элементами народного жилища внимание студентов обращалось на то, что они несут не только утилитарную и декоративную функцию, но и имеют глубокие духовные корни, являясь отражением картины мира в образном строе избы, ее символике. Задания для самостоятельной работы и предполагают провести сравнительный анализ деревянных построек мордвы мокши и эрзи; выявить конструкцию, символику, смысловое значение частей христианского храма и сопоставить ее с конструкцией мусульманских культовых сооружений. На практическом занятии «Внутренний мир мордовской избы» студенты углубляют представления об устройстве внутреннего пространства крестьянской избы, о ее жизненно важных центрах: печном пространстве, красном угле, круге предметов быта, труда.
Особый интерес у студентов вызывает изучение темы «Народное декоративно-прикладное искусство татар». Она ориентирована на осмысление сути лекционного материала по следующим аспектам:
традиционные художественные промыслы;
народное декоративно-прикладное искусство татар;
татарский национальный костюм;
татарская вышивка и ее особенности;
цветочно-растительный, зооморфный орнамент как генеалогическая связь с окружающим природным миром, народным поэтическим творчеством.
На практических занятиях студенты осваивают технологии изготовления изделий с опорой на стилизацию татарского народного костюма.
В процессе изучения темы «Образ костюма русского населения Мордовии» дается классификация традиционного народного костюма русского населения мордовского края: 1) с поневой, 2) с сарафаном, 3) с юбкой, 4) с платьем-кубильком. Студенты узнают о делении костюма на праздничный, повседневный, его различии по сезонам и половозрастному признаку, функциональных и смысловых значениях украшений, о роли головного убора в женском костюме, о его форме, декоре, образном строе. Рассматривая праздничный костюмный комплекс, мы обращаем внимание на многослойность, обилие разнообразных украшений, выполняющих защитную функцию. Изучение вышивки в одежде русского населения Мордовии обращает студентов к орнаменту как части народного искусства, призванного украшать традиционную одежду. Это предполагает рассмотрение следующего круга вопросов: орнамент, его обереговая функция, расположение орнаментальных узоров, их сюжеты. При рассматривании изделий народных мастеров выявляется единство и многообразие орнаментальных мотивов у русских, татар и мордвы.
Лекционные, практические и лабораторные занятия органично дополняют внеучебные формы работы: проводятся «творческие лаборатории», приглашаются народные умельцы, которые демонстрируют процесс изготовления изделий, делятся секретами мастерства. Студенты пробуют свои силы в создании изделий декоративно-прикладного искусства.
Важную роль в приобщении будущих учителей к народному декоративно-прикладному искусству играет самостоятельная исследовательская работа, написание рефератов, курсовых и дипломных работ. Студентов, выполняющих научно-исследовательские работы по выбранной тематике, мы ориентируем на реализацию воспитательных возможностей народного декоративно-прикладного искусства в поликультурном воспитании младших школьников. Они рассматривают важные и актуальные вопросы: приобщение младших школьников к декоративно-прикладному искусству в процессе творческой деятельности; углубление знаний учащихся о народной культуре, технологии выполнения изделий различных видов декоративно-прикладного искусства и методические рекомендации по их использованию в деятельности учителя начальных классов и самостоятельной творческой деятельности младшего школьника.
При написании курсовых и дипломных работ будущие учителя не только осуществляют теоретический анализ литературы по темам исследования, но и выполняют практическую часть, и осуществляют ее презентацию. Практическая часть представляет собой творческую работу, которая по технике и технологии выполнения должна соответствовать данному виду декоративно-прикладного искусства и отражать высокое исполнительское мастерство.
Художественно-творческие работы студентов являются постоянными участниками и призерами городских, республиканских, всероссийских и международных выставок художественных промыслов и ремесел. Активная выставочная деятельность приобщает студентов к народному декоративно-прикладному искусству народов, населяющих территорию Мордовии и Поволжья, воспитывает в них чувство любви и уважения к народным истокам, традициям, к художественной культуре народов своей малой Родины.
В системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов важная роль принадлежит производственно-педагогической практике по специализации «Основы детского творчества в начальной школе». Данный вид практики является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной практической работой в учреждениях дополнительного образования. Педагогическую практику по специализации студенты проходят на прикладном отделении художественных школ г. Саранска. Ими проводятся зачетные занятия и мастер-классы по традиционным и современным видам декоративно-прикладного искусства Республики Мордовия.
В период педагогической практики студентами проводятся театрализованные представления «Легенды и мифы древней мордвы», «Мордовская свадьба», «Обряды мордвы детского цикла». Подобные формы работы способствуют этнокультурному воспитанию школьников, расширяют их представления о мировоззрении, обычаях, традициях народов Республики Мордовия.
Таким образом, содержание дисциплин национально-регионального компонента, внеучебные формы работы дают студенту возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного воспитания, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культура межнационального общения