Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
· использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
· использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
· использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и диагностики;
· использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
· интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.[2]
Проникновение современных информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Стратегическая цель информатизации системы Департамента образования города Москвы: «Обеспечение эффективности образовательного процесса, реализация современной системы образовательных приоритетов, формирование ИКТ-компетентности обучающихся». Данная цель реализуется в рамках городской целевой программы «Столичное образование». Государственная политика формирования и развития единого информационного пространства затронула и государственную систему общего образования, в рамках которого, начинает свое развитие и формирование единая информационная образовательная среда. Именно это является основной стратегической целью современного общего образования.[1] Основываясь на концепции информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы разрабатываются электронные информационные учебные пространства с курсами ИКТ-поддержки по каждому, изучаемому предмету в системе общего образования.
Особенно актуально появление и развитие такого рода пространств для преподавания предметов гуманитарно-эстетического цикла, а именно в изучении мирового и народного искусства. Данные предметы помогают формированию и развитию личности средствами искусства. У курса есть свое важное предназначение — создать условия для глубинных изменений личности, которые происходят под воздействием общения с искусством. Процесс общения с искусством — это сложное переплетение информации с эмоциями; логического и рационального — с памятью и воображением; фантазии — со здравым смыслом. Более того, присущие искусству многогранность (множественность интерпретаций одного и того же произведения), поликультурность (реальная возможность «заглянуть» в иные времена, иные культурные миры), открытость (восприятие искусства — всегда творчество, всегда «путь в незнаемое»), полилогичность (никогда даже самый грамотный и просвещенный зритель в одиночку не сможет воспринять всю глубину произведений искусства, здесь рождается интерес к точке зрения других, к диалогу как наиболее адекватному способу освоения материала) делают его тем пространством, в котором ребенок получает возможность максимально и полно реализовать свой природный личностный потенциал.
Специфика предметов эстетических циклов как ни какие другие предметы требуют широкомасштабного использования наглядности на уроке. Ученику следует «насмотреться», «наслушаться», чтобы понять, принять и проанализировать изучаемый материал. Для этого нужен огромный арсенал иллюстративного и аудиовизуального материала. Возможности Интернета делают его практически безграничным. Задача учителя сводится к тому чтобы отобрать наилучшие из множества предлагаемых и адаптировать для уровня учащихся.
Предметные курсы с ИКТ-поддержкой по мировой художественной культуре и художественной культуре народов России включают в себя: название курса, краткий анонс курса, с указанием автора программы, учебника (если есть) к которому адаптировано данное пространство, на основе разработанного по программе поурочного планирования составляется информационный материал пространства.
К каждому уроку курса разрабатывается какой-либо образовательный ресурс, задача которого объяснить в доступной форме содержание названной темы.
Это может быть простой текстовый файл, веб-страница, презентация Power Point или мультимедийный фал Moviel Meker, а также ссылки на различные сайты Интернета, помогающие раскрывать тему урока.
Для контроля знаний и обратной связи с педагогом в пространстве также предусмотрены различные ресурсы это — анкета, глоссарий, файловые ответы, форум, чат, кроссворд, электронная тетрадь. С помощью любого выбранного по желанию учащегося или указанного в задании учителем ресурса выполняется практическое, чаще всего творческое задание.
Продуманное и последовательное использование новых информационных сред, мотивированное задачами, стоящими перед образованием, вызывает коренную перестройку содержания образования. Целостная информационно-образовательная среда делает возможными и необходимыми намного более радикальные перемены в содержании, ориентированные на будущие потребности, с одновременным снижением нагрузки учащихся.
Следует отметить положительные стороны в использовании ПК в образовательном и воспитательном процессе. Новизна работы с информационным пространством предметного курса вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения. Цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации. Информационное пространство позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления. С помощью информационного пространства может быть реализована личностная манера общения. Информационное пространство активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением. Намного расширяются наборы применяемых учебных задач. Благодаря информационному пространству предметного курса учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.
Доступность для учащегося цифровых образовательных ресурсов сегодня является необходимым элементом современной школы. Именно через них, в первую очередь реализуется современное содержание образования.
Литература
1. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы. — М., 2008.
2. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.
3. Бакланова Т.И.,Сокольникова Н.М.Мировая художественная культура.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Интербук, 2001г. (Гриф Министерства образования РФ)
4. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. М.,Владос,2005
5. Панов В.И. Экологическая психология. // Опыт построения методолгия - М.: Наука, 2004. – с. 62 – 79.