Роль ИКТ в организации проектной творческой деятельности на уроках технологии в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исаченко, С. И. Роль ИКТ в организации проектной творческой деятельности на уроках технологии в средней школе / С. И. Исаченко, М. Ф. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 332-336. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1363/ (дата обращения: 16.11.2024).

Талантами измеряются успехи цивилизации.

(народная мудрость)

 

21 век – это век науки и наукоемких технологий во всех областях человеческого бытия.

Технология определяется как наука о преобразовании  и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.

В школе « Технология»  – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания  из курсов математики, физики, химии, биологии и, показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, с/х и, других направлениях деятельности человека. (Кругликов Г.И., Бронников Н.Л., Симоненко В.Д.)

Воздействие уроков технологии гораздо шире, чем техническое и естественно - научное просвещение. Именно предмет «Технология» как преобразовательная область и есть приоритетное направление в работе учителя.

Задача учителя  – сформировать у школьников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни, помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой, стать «авторами» формирующейся социальной и экономической политики России. Поэтому каждому человеку необходимо комплексно подходить к оценке своих результатов и правильно выбирать способы профессиональной деятельности.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 выдвигает следующие задачи:

-повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;

-обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные  способности и возможности учащегося;

-воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности, быть конкурентно способным человеком.

Таким образом, и  предмет «Технология» необходимо рассматривать в глобальном масштабе, исходить из интересов общества, а главной целью данного предмета следует считать самореализацию личности, развитие ее индивидуальных качеств. Отсюда напрашивается вывод, что нельзя сдерживать инициативу учащегося, больше предоставлять возможностей для выбора деятельности, предлагая более широкий спектр работ на уроках технологии. Известно, что личность реализуется в разных видах творческой деятельности. Одним из видов творческой деятельности школьника может стать проектная деятельность.

Под проектом понимается – завершенная творческая работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Сложность проектной деятельности заключается в знаниях, умениях и способностях учащихся, так как в выполнении проекта важно выявить его техническую и экономическую целесообразность. Для решения данной творческой задачи необходимо учащимся самостоятельно выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов, мыслить системно и комплексно. Конечно, информационно-техническое обеспечение данной деятельности как никогда поможет школьникам овладеть новыми знаниями, практическими умениями работать не только на бумажных носителях, но и компьютере. Применение  ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)  на уроках технологии, особенно в проектной творческой деятельности может быть в качестве средств, преобразования информации и  графической иллюстрации изучаемого материала, не исключая традиционный опыт преподавания. Так как никакая машина не заменит труд учителя, но сделать этот труд более эффективным, интересным поможет.

Л.Н. Толстой утверждал, что «никогда, никакими силами вы не заставите познавать мир через скуку». Великий Ян Амос Каменский говорил, что «учение должно быть кратким приятным и основательным». В современных условиях на уроках технологии изготавливаются изделия, пользующиеся спросом на рынке товаров. Производить их под силу учащимся, умеющим творчески трудиться. Использование компьютера в качестве инструмента рассматривается как новая форма для развития творческой деятельности. В обучающей среде, созданной компьютером, формируется склонность учащихся к экспериментированию и структурированию. Эти характеристики мышления связаны с творческой деятельностью и решением творческих задач, которые выдвигает проектная деятельность.

Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону, тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в атмосферу поиска. (Карачев А.А.)

Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий  проект. Поэтому так важна педагогическая и методически правильно организованная работа над проектами. Цель проектирования – способствовать творческому развитию. В программе на выполнение проекта отводиться 16 часов. Таким образом,  учитель технологии должен опираться на развитие максимальной самостоятельности учащихся. Использование в учебном процессе ИКТ как никогда поможет сформировать самостоятельность.

По опыту работы можно выделить следующие виды самостоятельных занятий учащихся:

- информативное (поиск информации для решения поставленной проблемы и задачи);

- импровизационное (исследование и воплощение идеи, замысла с помощью графической иллюстрации);

- эвристическое (защита своей идеи и замысла как оригинальной).

Для работы над данным проектом на уроках технологии школьники широко пользуются такими программными продуктами как:

-графический редактор (Adobe Photoshop, Paint, Corel Draw);

- стандартный пакет  Windows (Movie Maker);

- стандартный пакет Microsoft Office Word;

- стандартный пакет Microsoft Office Power Point;

- on-line  игры.

Задания в основном строятся по типу:

- тренировочного режима,

- режима графической иллюстрации,

- обработка технологической и конструкторской документации для дальнейшей защиты проекта. 

В нашем педагогическом колледже ведется углубленная подготовка учителей технологии или труда для девочек 5-9 классов. На учебных технологических дисциплинах  будущих учителей знакомят с этапами проектирования:

1.      Поисково-конструкторский. Поиск и анализ проблемы или темы, предложенного проекта. Сбор, изучение и обработка необходимой информации. Планирование основных этапов проектной деятельности (исследование вариантов конструкций, объектов труда на основании требований дизайна и экономической оценки; выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели; экологическая экспертиза). Составление конструкторской документации.

2.      Технологический. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций. Текущий контроль качества. Соблюдение технологической дисциплины и культуры труда. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

3.      Заключительный. Оценка качества объекта труда. Анализ результатов выполненной темы проекта. Соблюдение сроков. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реальный спрос на рынке товаров, участие в конкурсе проектов. Защита проекта.

Проекты могут выполняться индивидуально и коллективно.

Тема проекта может быть закрытой и открытой.

Во время тренировочных упражнений может быть разработан мини-проект, ограниченный по времени, а потому со значительно уменьшенным пакетом документации. Поэтому, работая над проектом, удобно использовать компьютер. А все этапы проекта хорошо обрабатывать в «Рабочей тетради». Она отражает практически каждый шаг проекта, так как состоит из16 листов и вся информация по ходу исследования заносится в соответствующие разделы, выполненные на компьютере. Студенты могут исправлять, корректировать, дополнять этапы работы над проектом, не тратя времени, а также быстро и качественно оформить пакет документов для представления образцов в разделе «Проработка лучшей идеи» и защите проекта.

Существует мнение, что документация, сопровождающая проект не должна быть жестко обозначена, что могут существовать ее сокращенные варианты. Думаем, что в этом есть рациональное зерно, так как всегда необходимо четко знать цель задания и какие моменты деятельности должны быть освещены более четко и подробно. В Санкт-Петербурге, при проведении городских  олимпиад по технологии к оформлению проектной документации предъявляются более жесткие требования, а поэтому мы продолжаем в работе над проектом со студентами колледжа – будущими учителями технологии использовать «Рабочую тетрадь».

Для того, чтобы студент смог самостоятельно разработать открытую тему проекта, преподаватель должен быть профессионалом своего дела, уметь консультировать как по технологии обработки материалов и выполнении изделий, так и осуществлять контроль за выполнением проекта студента. В этом ему тоже помогает компьютер, на котором можно разработать систему индивидуальных тренировочных упражнений. А участие в конкурсах и олимпиадах вообще трудно представить без мульти - медийной установки или интерактивной доски. Поэтому образовательная область «Технология» неразрывно связана с ИКТ, а метод проекта вообще неинтересен без использования информационно-коммуникативных технологий. При дидактически правильном использовании метода проекта со студентами – будущими учителями технологии в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющая учебного процесса, а идеальным педагогическим воздействием можно рассматривать их мотивацию и потребность к проектной творческой деятельности в стенах колледжа, а затем и в школе. Наши студенты предложили и самостоятельно разработали тематику проектов для учащихся школ, например: «Копилка в технике папье-маше» 5 класс, « Подставка для карандашей из соленого теста» 6 класс, «Праздничный торт» 8 класс и др., с использованием ИКТ.  Конечно, разработка этих проектов проходит с помощью стандартных программных продуктов, по их мнению, простых. На учебном предмете «Информатика» в нашем колледже  студентов знакомят с КОМПАС-3D. Но этот программный продукт оказывается для них достаточно сложным, хотя и включает поурочную разработку тем уроков, реализующих межпредметные связи с черчением, геометрией. А для учителей в школе лучше тот учебно-методический комплекс, который более или менее приемлем в работе со школьниками, есть в технически обустроенных кабинетах технологии и соответствует их профессионализму.

Да, мы не отрицаем, что ИКТ диктуются самой жизнью. Волей судьбы на плечи школьного учителя  возложена ответственность за будущее процесса обучения, за подготовку новых поколений в 21 веке, но, к сожалению, имеется целый ряд проблем, которые необходимо решать в современных условиях не только одному учителю, но обществу в целом. Так как совместная работа учителя и учащихся является составляющей проектного творческого обучения. А от степени подготовленности к подобной деятельности учителя во многом зависят результаты учащихся.

 

Литература

Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся./ Школа и производство. – 1997, - № 2

Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск, 1998;

Литова З.А. Творческие проекты в курсе «Технология»: Учебно-методическое пособие. – Курск, 1997;

Программы «Технология»: 5-11 классы: для средних общеобразовательных учреждений РФ. – М., 2000;

Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.,2007;

Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. – М.,2004.

 

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, творческая деятельность, урок технологии, графическая иллюстрация, стандартный пакет, конструкторская документация, образовательная область, проектная творческая деятельность, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах

Роль интерактивного дизайна в процессе подготовки специалиста социально-культурной сферы

Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН)

Роль учебно-исследовательских заданий в развитии компетенций исследовательского характера

Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Организация личностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах

Похожие статьи

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах

Роль интерактивного дизайна в процессе подготовки специалиста социально-культурной сферы

Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН)

Роль учебно-исследовательских заданий в развитии компетенций исследовательского характера

Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Организация личностно-ориентированного учебного занятия в профессиональных колледжах

Задать вопрос