Переход России к рыночным отношениям порождает необходимость в подготовке выпускника педагогического вуза как конкурентоспособного специалиста, способного вырабатывать собственную стратегию профессионального роста, обладающего предпринимательскими качествами и профессиональной мобильностью. Современный педагог должен уметь не только предоставлять качественные образовательные услуги, но и создавать новые, соответствующие потребностям рынка, общества, государства; быть успешным менеджером образования, владеющим основами управления образовательными системами. Обучение предпринимательству и предприимчивости начинает закрепляться во всем мире, сегодня многие ученые-исследователи предлагают различные модели воспитания «личности предпринимательского типа». Это отражено в целом ряде нормативно-законодательных документов: новой редакции Закона «Об образовании»; Указе Президента «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»; Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и т.д. В современных образовательных стандартах третьего поколения также отмечено, что выпускники педагогического вуза должны владеть такими компетенциями как: умение проектировать образовательный маршрут и профессиональную карьеру, владеть способами проектной и инновационной деятельности в образовании; применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности и т.д . [1]. Одновременно в научно-педагогических исследованиях недостаточно рассмотрены вопросы формирования предпринимательских качеств учителя в процессе его профессиональной подготовки, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями, но и свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях через самореализацию в предпринимательской деятельности.
Современные экономические условия ставят перед учителем новые задачи для решения проблем образовательного процесса. В его профессиональную деятельность все более уверенно включается ряд функций, для осуществления которых ему необходимы предпринимательские качества: организация и продвижение образовательной услуги; создание образовательных продуктов, товаров; управление образовательным учреждением; создание учебных фирм и бизнес-инкубаторов; консалтинговая деятельность; социальное предпринимательство, фандрайзинг, проектный менеджмент и др. В этом аспекте современный специалист выступает как социальный предприниматель, нацеленный на реализацию собственных проектов и инноваций.
В психолого-педагогической литературе термин «предпринимательские качества учителя» ранее не рассматривался, хотя отдельные трактовки этого понятия представлены в ряде диссертационных исследований. А.В. Жадаева определяет их как «совокупность личностных качеств, отвечающих специфике деятельности педагога по организации школьного предпринимательства» [2, c.10]; О.В. Каткова как «профессионально важные качества личности, необходимые для успешной учебно-предпринимательской деятельности» [3, c.14]; С.Б. Данилов определяет предпринимательские качества как «сложное интегративное личностное образование, включающее в себя значимые лидерские качества, выражающие единство и взаимосвязь волевого, рационального и эмоционального компонентов развития личности, находящие применение в педагогической деятельности» [4, c.56]. В контексте исследуемой проблемы мы определяем предпринимательские качества учителя как личностно-интегративные образования, определяющих устойчивое поведение субъекта в системе деловых социально-ценностных отношений, стимулирующих его предприимчивость с ориентацией на получение конкурентоспособного интеллектуального или предметного продукта деятельности. Анализ сущности предпринимательских качеств современного учителя позволяет определить требования к выпускникам педагогического вуза в области предпринимательства и выявить перечень качеств, обозначенных нами как предпринимательские качества учителя, а также рассмотреть их проявление в педагогической деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Предпринимательские качества будущего учителя
Качества |
Проявление в предпринимательской деятельности учителя |
Организаторские качества: предприимчивость инициативность рискованность решительность активность самостоятельность
|
· планирование деятельности по организации, продвижению образовательной услуги и достижение планируемых результатов в ней; · рациональное использование имеющихся ресурсов по созданию образовательных продуктов и умение правильно распределить работу во времени; · организация учебных фирм, бизнес-инкубаторов, бизнес-парка и др. форм школьного предпринимательства; · умение инициировать практическую деятельность при реализации собственных проектов и инноваций; · способность работать в команде коллег и организовать командную работу. |
Творческие качества: креативность эвристичность изобретательность новаторство |
· создание инновационных образовательных услуг; · проявление творческого подхода при разработке брендов и продвижении образовательных продуктов; · участие в фандрайзинговой деятельности; · разработка маркетинговых стратегий по продвижению образовательных продуктов. |
Коммуникативные качества контактность коммуникабельность общительность презентабельность |
· создание имиджа учителя, проявление презентационных способностей; · соблюдение норм делового общения, этикета и других составляющих предпринимательской культуры, позволяющих устанавливать деловые контакты; · способность располагать к себе людей и оказывать влияние на окружающих; · умение разрешать споры, преодолевать возражения, проявлять толерантность; · выработка позитивной аттракции, как со стороны партнеров, так и со стороны потребителя образовательной услуги. |
Управленческие качества: лидерство ответственность принципиальность влиятельность уверенность в себе |
· умение руководить группой лиц, участвующих в процессе управления; · разработка стратегий и тактик поведения в предпринимательских ситуациях; · управление консалтинговой и проектной деятельностью; · способность к управлению организацией и качеством образовательного процесса; · умение быть руководителем, успешным менеджером в образовании; · способность к эффективной организации делегирования полномочий. |
Как видно из таблицы 1 предпринимательские качества современного учителя нами рассмотрены в соответствии с видами предпринимательской и педагогической деятельности: организационной, творческой, коммуникативной, управленческой. Эти виды деятельности отражены и в Законе об образовании (статьи 47-48) о предпринимательской деятельности образовательного учреждения и индивидуальной трудовой педагогической деятельности, которая «рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации» [5].
Говоря о формировании профессионально важных личностно-деловых качеств студентов педагогического вуза, необходимо учитывать, что воспитание личности предпринимательского типа может осуществляться только в условиях выполнения самой предпринимательской деятельности или создания условий приближенных к ним. Формирование – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений [6, с. 160]. В трактовке Г.И. Щукиной, понятие «формирование» углубляет феномен развития, которое, как известно, детерминировано обстоятельствами жизни человека, его деятельностью, целенаправленными процессами воспитания и обучения. «Формирование – это не только результат развития личности, но и процесс ее становления» [7, c.29]. Говоря о профессиональном развитии, мы имеем в виду рост профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний, умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии [6, с.160].
Формирование предпринимательских качеств личности определяется нами как сложный многокомпонентный процесс и представлен в виде разработанной нами модели, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, упорядоченных по отношению друг к другу и характеризующихся единством цели, теоретико-методологических подходов, педагогических условий, содержания, организационных форм, методов, средств и технологий интерактивного обучения, направленных на формирование предпринимательских качеств будущего учителя. Целевой установкой разработанной нами модели является формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения. Теоретической основой модели формирования предпринимательских качеств студентов являются современные научные подходы: компетентностный и личностно-деятельностный, их мы рассматриваем как методологические основания в формировании предпринимательских качеств будущего учителя. Основные концептуальные положения компетентностного подхода раскрыты в трудах А.Л. Андреева, В.Н. Введенского, Д.А. Иванова, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, В.С. Елагиной, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, В.В. Маскина, Л.П. Паниной, А.В. Хуторского и др. Компетентностный подход предполагает наличие совокупности общих принципов определения целей образования, отбора содержания и организации образовательного процесса, направленного на развитие профессиональных компетенций личности.
В педагогической науке сущность понятия «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, определяющих результативность профессионального труда; комбинации личностных качеств и свойств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности; способность к осуществлению сложных культуросообразных видов действий и др. [8, с. 20]. Предпринимательская компетентность является одним из компонентов профессиональной компетентности учителя, актуальность которой вызвана процессами экономического развития общества, необходимостью подготовки конкурентоспособных специалистов в области образования. Становлению предпринимательской компетентности будущего педагога способствует процесс накопления определенных качеств и свойств личности (их мы обозначили как предпринимательские), развитие которых будет продолжаться на протяжении всей их активной профессиональной деятельности.
С точки зрения личностно-деятельностного подхода в исследованиях И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, В.А. Черкасова подчеркивается важность включения студентов в целенаправленную профессиональную деятельность, которая «порождает» необходимые профессионально-личностные качества, обеспечивающие успех профессионального труда, и в соответствии с которым педагог выступает полноценным субъектом своего профессионально-личностного развития. Исходя из этого, мы делаем вывод, что включение студентов в предпринимательскую деятельность, направленную на оказание образовательных услуг, удовлетворение потребностей общества и его членов в повышении образовательного уровня, инновационное использование образовательных ресурсов и получение экономической выгоды, позволяет сформировать его предпринимательские качества.
Включение студентов в активную, значимую для них, образовательную деятельность, приближенную к реалиям современного бизнеса, способствует присвоению ими социального и профессионального опыта, развитию психических функций и способностей, формируя систему отношений к миру и к самому себе. В современной педагогической практике накоплен большой опыт в организации симуляционных форм предпринимательской деятельности: учебные фирмы, студенческие бизнес-инкубаторы, бизнес-лагеря, комплексные игровые технологии.
В рамках образовательного процесса педагогического вуза необходим определенный комплекс педагогических условий, способствующих формированию профессионально важных предпринимательских качеств студентов педвуза. Совокупность педагогических условий должна отличаться гибкостью и динамичностью, охватывать все стороны изучаемого педагогического явления и одновременно с этим учитывать специфику профессиональной подготовки студентов, чутко реагировать на возможные изменения в этом процессе. Исходя из этого, нами определен следующий комплекс педагогических условий, эффективно влияющих на формирование предпринимательских качеств студентов:
– формирование позитивной мотивации к предпринимательству и саморазвитию деловых качеств, способствующих повышению уровня конкурентоспособности в профессиональной деятельности;
– обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения дисциплин предпринимательской направленности в процессе интерактивного обучения;
– использование форм и методов интерактивного взаимодействия субъектов в учебной, внеучебной и практической деятельности;
– обогащение образовательной среды вуза, нацеленной на подготовку конкурентоспособного специалиста и реализацию его личностного ресурса в предпринимательской деятельности
На базе Карельского государственного педагогического университета (г. Петрозаводск) с целью формирования предпринимательских качеств студентов, на протяжении 6 лет проводилась опытно-экспериментальная работа, которая включала решение следующих задач:
1. Разработка и апробация модели формирования предпринимательских качеств студентов, ориентированной на использование форм и методов, средств и технологий интерактивного взаимодействия субъектов в учебной, внеучебной и практической деятельности.
2. Обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения дисциплин предпринимательской направленности в процессе интерактивного обучения.
3. Обогащение образовательной среды вуза, обеспечивающей формирование позитивной мотивации будущих учителей к саморазвитию предпринимательских качеств.
Принимая во внимание, что процесс формирования спектра предпринимательских качеств студентов этого факультета является одним из компонентов их профессиональной подготовки, в рамках эксперимента нами была разработана и апробирована модель, которая рассматривается нами как фактор социальной адаптации молодых специалистов на рынке труда. Содержательный компонент модели представлен дисциплинами предметной подготовки, предусмотренной ГОС и базовым учебным планом, а также включает курсы по выбору, дисциплины национально-регионального компонента, факультативы, которые являются, вариативной частью базового учебного плана. Для эффективного формирования предпринимательских качеств студентов, нами были выбраны следующие формы и методы интерактивного обучения, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Интерактивное обучение в процессе формирования
предпринимательских качеств студентов
Группы качеств |
Формы, методы и средства интерактивного обучения |
Элементы содержания профессиональной подготовки |
Организаторские |
Деловые и ролевые игры, кейсы, дискуссии, модерации, проекты, упражнения |
Элективный курс «Развитие навыков самоменеджмента и управление временем», тренинг командообразования, «Технология финансирования проектов» |
Творческие |
Творческие задания, проекты, упражнения, деловые игры |
«Современный имидж», «Основы рекламы», |
Коммуникативные |
Тренинги, упражнения, ролевые игры, дискуссии, модерации, тесты, психометрические упражнения, презентации |
элективные курсы «Развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми», «Техника успешной презентации», коммуникативный тренинг, учебный курс «Основы делового общения» |
Управленческие |
Деловые игры, кейсы, бинес-симуляции, компьютерные программы по управлению предприятием |
«Моделирование предпринимательской деятельности», Бизнес-лагерь |
Включение интерактивного обучения в содержание дисциплин предпринимательской направленности способствует эффективному формированию предпринимательских качеств студентов через различные практико-ориентированные виды деятельности, приближенные к реальной ситуации.
В опытно-экспериментальной работе мы исходили из того, что интегрированное взаимодействие содержания и механизмов реализации дисциплин по предпринимательству в процессе интерактивного обучения будет способствовать обогащению опыта личности студента в различных видах практико-ориентированной предпринимательской деятельности. Подготовка студентов в рамках дисциплин предпринимательской направленности осуществлялась на основе межпредметных связей, которые являются выражением интеграционных процессов, обеспечивающих комплексное видение решения социально-экономических проблем действительности.
Целостное междисциплинарное содержание курсов предпринимательской направленности и их комплексное учебно-методическое сопровождение позволяют устанавливать взаимосвязь всех структурных компонентов модели, которые взаимодействуют, взаимодополняют друг друга и на этой основе обладают способностью интеграции обучающих и воспитательных влияний, направленных на повышение уровня сформированности предпринимательских качеств студентов.
В рамках исследования представлен анализ содержания дисциплин предпринимательской подготовки и выявлен их интерактивный контекст, реализуемый в рамках модели формирования предпринимательских качеств студентов.
Содержательный компонент модели стал основой формирующего этапа эксперимента. Он включает в себя три структурообразующих элемента процесса интерактивного обучения: элективные курсы и тренинги, цикл учебных дисциплин и предпринимательскую практику (бизнес-лагерь). Сопутствующими компонентами являются проектная научно-исследовательская работа студентов и различные формы внеучебной деятельности. Каждый элемент состоит из блока обучающих интерактивных программ и нацелен на достижение определенных результатов.
На первом этапе реализации содержательного компонента модели в процессе интерактивного обучения студентам были предложены элективные курсы «Развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми», «Техника успешной презентации», «Развития навыков самоменеджмента и управление временем», включающие интерактивные упражнения, методы психометрии, ролевые игры; проводились тренинги командообразования и коммуникативные тренинги. Основной целью данного блока являлось формирование мотивации студентов к предпринимательской деятельности, повышение уровня их активности, заинтересованности, самодостаточности, уверенности в себе, способностей преподносить себя как квалифицированного специалиста и выстраивать стратегию построения своей дальнейшей карьеры.
На втором этапе реализации модели в качестве основных дисциплин, способствующих формированию предпринимательских качеств, нами был выбран ряд курсов предпринимательского профиля, основанных на интерактивных методах обучения: «Основы делового общения», «Современный имидж», «Технология финансирования проектов», «Основы рекламы», «Моделирование предпринимательской деятельности». Данные дисциплины ориентированы на организацию образовательного процесса в контексте междисциплинарной интеграции их содержания и обеспечения учебно-методического сопровождения предпринимательской направленности с использованием интерактивного обучения (дискуссии, модерации, кейсы, деловые игры, SWOT-анализ и др.) и нацелены на формирование таких профессиональных качеств, как творческая активность, инициативность, самоорганизованность, рискованность, презентабельность, дипломатичность, пунктуальность, коллективизм и др.
Третий этап реализации содержательного компонента модели включал организацию бизнес-лагеря, который проводился в рамках предпринимательской практики студентов старших курсов. Бизнес-лагерь является научной экспериментальной площадкой КГПУ по апробации и внедрению инновационных социально-педагогических технологий в условиях временного коллектива, представляя возможности по обучению предпринимательству будущих учителей в процессе интерактивного обучения. Программа его деятельности позволяет в ограниченный период времени, в условиях замкнутого игрового пространства сформировать у участников понимание функционирования рыночной модели экономики, бизнес-навыков управления экономическими процессами на предприятии, партнерства и эффективной самореализации. Она состоит из двух взаимосвязанных ключевых учебных модулей – общей деловой игры и серии бизнес-тренингов, посвященных основам предпринимательской деятельности.
Для обеспечения целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения реализации модели, автором диссертационного исследования было разработано дидактическое обеспечение поэтапного формирования предпринимательских качеств студентов в процессе интерактивного обучения: «Современный имидж», «Основы рекламы», «Технология финансирования проектов», «Моделирование предпринимательской деятельности».
В ходе эксперимента наблюдались позитивные изменения и в образовательной среде педагогического вуза, произошла оптимизация ее ресурсных возможностей: автором были подготовлены электронные пособия, современные учебные программы с использованием интерактивных методов, на базе КГПУ создан бизнес-инкубатор; ежегодно проводились интерактивные курсы, тренинги, мастер-классы, научно-практические конференции по предпринимательству. В ходе апробации модели формирования предпринимательских качеств студентами было разработано 57 проектов по проблемам социального предпринимательства, из которых 12 получили реальное финансирование. На базе факультета технологии и предпринимательства созданы 3 лаборатории (моды, народных промыслов и экспериментальных технологий) и учебные фирмы (по ремонту мебели, изготовлению кантеле, швейная мастерская). Особое значение имеет исследовательская деятельность студентов по проблемам предпринимательства в рамках выпускной квалификационной работы. В дипломном проектировании студентам рекомендуется включать экономическую составляющую (расчет себестоимости и конкурентоспособности, анализ рынка потребностей и др.), а также выбирать темы для выпускной квалификационной работы, сублимируя основы педагогики, технологии, экономики и предпринимательства.
Мониторинг результативности применения разработанной модели формирования предпринимательских качеств студентов педагогического вуза, охвативший около 500 студентов и педагогов, позволил установить, что предложенная модель позволяет повысить уровнь сформированности предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в динамике на основании двух контрольных срезов с группами, задействованными в эксперименте на констатирующем и контрольном этапах. У студентов экспериментальной группы более активно стала проявляться установка на самостоятельность и творчество в учебно-познавательной деятельности, мотивация к организации внеучебных мероприятий, выставок, конкурсов, в выступлениях с докладами на семинарах и конференциях. В ходе экспертной оценки с участием преподавателей кафедры технологии было отмечено, что обучающиеся стали придерживаться предпринимательского стиля взаимодействия, совмещая личные и коллективные интересы в различных видах практико-ориентированной деятельности, повысился уровень успеваемости студентов экспериментальной группы, увеличилось количество курсовых и дипломных проектов по предпринимательству.
Экспериментальная работа подтвердила справедливость нашего предположения о том, что образовательный процесс в контексте интерактивного обучения по разработанной нами модели и на основе выделенных педагогических условий эффективно влияет на уровень сформированности предпринимательских качеств студентов экспериментальной группы, и в целом повышает качество профессиональной подготовки будущих учителей.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] – РАО ИПО. Официальный сайт: http://sites.google.com/a/iporao.ru/www/aspirantura2
2. Жадаева, А.В. Специфика содержания общепедагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства [Текст]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А.В. Жадаева. – Волгоград. – 2001. – 178 c.
3. Каткова, О.В. Дидактические основы моделирования курса «Основы предпринимательской деятельности» при подготовке учителя по специальности «Технология и предпринимательство» [Текст]: Дисс. канд. пед. наук 13.00.08 / О.В. Каткова. – Нижний Новгород, 2002. – 196с.
4. Данилов, С. Б. Использование этнопедагогического потенциала в процессе формирования предпринимательских качеств у старшеклассников национальной школы [Текст]: Дисс. к. п. н. 13.00.01 /С.Б. Данилов. – Чебоксары, 2004. – 192 с.
5. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] – Министерство образования и науки РФ. Официальный сайт: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Ф.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.
7. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 142с.
8. Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя[Текст] / В.Н. Введенский; Департамент образования администрации Ямало-Ненец. авт. окр., Ямало-Ненец. окруж. ин-т повышения квалификации работников образования.– СПб: Просвещение, фил., 2004. – 159с.