Задачи:
образовательные:
учить построению простых и сложных предложений в ситуации устного составления описательного рассказа про друга по памяти, но с опорой на алгоритм.
развивающие:
развивать у детей умение эмоционально и активно участвовать в диалоге с воспитателем в соответствии с предложенной темой, понимать и объяснять смысл пословиц о дружбе.
Закреплять умение подбирать родственные слова к слову «друг», слова-антонимы, слова превосходной степени, говорить комплименты друг другу. Следить за правильным произношением детей и полными ответами.
воспитательные:
воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.
Предварительная работа: заучивание стихов о дружбе, чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание: коммуникативных игр «Мы шагаем в детский сад», «Скажи наоборот, какой твой друг», пословиц, гимнастики с ладошками, придумывание комплиментов.
Планируемые результаты: развитие нравственных качеств детей.
Материалы и атрибуты
− Опорные схемы для поиска проблемы;
− Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и видеокамерой внутри;
− Аудиозапись песни о дружбе из мультфильма “Крошка Енот”;
− Шаблоны медалей для девочек и мальчиков, наклейки в виде стразов;
− Алгоритмы пословиц;
− Клубочек и мяч;
− Дерево «Дружбы»
Ход ООД:
Приветствие: Коммуникативная игра «Мы шагаем в детский сад».
— Ребята, мы с вами пришли в детский сад, а к нам в гости пришли взрослые. Встаньте полукругом дружно, поздороваться нам нужно.
1 этап: Мотивационно-ориентированный.
Сюрпризный момент: раздаётся стук в дверь, помощник воспитателя вносит коробку-посылку, говорит, что принёс ее в детский сад почтальон.
— Ребята, на коробке написано, что посылка от Белоснежки. Интересно, а что там внутри? Что это такое? (письмо, камера) Послушайте, что здесь написано: “Здравствуйте, ребята! Все мои друзья-гномы поссорились между собой и со мной. Не хотят больше дружить. Я очень переживаю и не знаю, как нам всем помириться. Знаю, что вы в детском саду дужные ребята, поэтому прошу вас о помощи: помогите мне их помирить, пожалуйста!” — картинка № 1- Белоснежка на экране
— Ребята, не пойму, для чего нужна видеокамера? (чтобы записать что-то.) А как вы думаете, что мы будем записывать?
(будем учить гномов, как можно помириться, подружиться.) Тогда я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам записать всё на видео.
С чего начинается ссора?
С обычного детского спора.
Затем, успокоившись с виду, она переходит в обиду.
С обидою жить не годится…Что надо детям сделать? (помириться)
Проблема: Что же делать? Как нам быть? Как нам гномов помирить?
Что мы можем для них сделать?
2 этап: Поисковый
(дети находят пути решения проблемы, опираясь на опорные схемы)
1. Мы им расскажем пословицы и поговорки о дружбе.
2. Мы знаем интересные игры: с клубочком и с мячом.
3. Мы покажем гномам игру с ладошками про дружбу.
4. Девочка: «Я расскажу стихотворение про дружбу».
5. А я расскажу вам, как можно рассказать про друга по памяти, используя только план-схему.
6. И мы составим «дерево дружбы» в нашей группе.
(по ходу называния каждого поиска проблемы, ребенок находит соответствующую опорную картинку и выставляет ее на мольберт. Получается выстроенная в ряд наглядная цепочка карточек-схем, по которым дети будут ориентироваться в течение всего занятия)
3 этап: Практический.
— Дружба — это яркое, доброе, светлое чувство. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. Вы сказали, что знаете пословицы о друзьях, о дружбе. Давайте их вспомним. А чтобы вам легче было вспомнить, используем вот такие схемы.
1. Пословицы и поговорки :
− «Без друга в жизни туго» (это значит, что скучно и грустно жить одному);
− «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех»
(это значит, что если с другом случается беда, то хорошо, когда все приходят на помощь и наоборот, если у всех друзей беда, а у одного нет, то он должен прийти на помощь к ним);
− «Дерево держится корнями, а человек — друзьями»
(это значит, дерево не сломается, пока его держат корни, так и человек, пока у него есть друг, он не будет грустить);
− «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
(если вдруг случается беда, то настоящий друг всегда прижжет на помощь, а если не придет, то он не друг).
— У нас в группе есть дерево. Посмотрите на его листочки и скажите, как оно называется? (дуб) Что можно сказать про дуб? Какое это дерево? (могучее, крепкое, большое, долголетнее). Вот именно такая дружба и должна быть между людьми. Поэтому, дуб в народе называют «деревом дружбы».
Чтобы прикрепить листочки к дереву, нужно подобрать родственные слова к слову «друг». А для этого нам понадобятся вот такие картинки.
2. Оформление «Дерева дружбы» предметными картинками -
ребенок выбирает картинку и говорит, какое родственное слово к слову «друг» оно означает.
— Хорошо, ребята, вот пусть гномы призадумаются, что такое дружба.
(картинка № 2 на экране)
Хорош
— Ребята, признайтесь честно, а вы иногда ссоритесь с друзьями? (да) Покажите без слов свое настроение, когда вы обиделись, поссорились.
(дети поворачиваются друг к другу лицом, мимикой и жестами показывают свое плохое настроение)
— Ой, какие сердитые лица! А я знаю игру-мирилку, которая поможет подружиться всем сразу. Называется она «Комплимент». Скажите, а что такое комплимент? (это хорошие слова другу).Нам понадобится, скажите, что? (клубочек) Сейчас я обмотаю вокруг большого левого пальца ниточку, потом передам Оле, которая стоит справа от меня и скажу ей комплимент, а она следующему ребенку, пока клубочек не вернется ко мне.
3. Упражнение с клубочком «Комплименты» или «Клубочек дружбы»
— Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. Теперь совсем другое дело. Я вижу веселые лица, улыбки, всем понравились комплименты. Я думаю, что и у гномов после такой игры тоже появятся улыбки на их лицах, посмотрите на экран.
(картинка № 3 на экране)
— Ну, раз вы сказали друг другу комплименты, значит вы знаете, какой ваш друг, да? Тогда пришла пора поиграть с мячом.
4. Игры с мячом, сидя в кругу:
«Скажи наоборот, какой твой друг»
Твой друг — плохой?
Твой друг — капризный?
Твой друг жадный?
Твой друг ленивый?
Твой друг злой?
Твой друг грустный?
«Мой друг еще лучше»
Мой друг добрый, а твой?
Мой друг хороший, а твой?
Мой друг щедрый, а твой?
Мой друг честный, а твой?
Мой друг веселый, а твой?
—Ребята, Катя сказала, что знает стихотворение про дружбу. Расскажешь нам и гномам?
5. Стихотворения про дружбу:
Если ссора, вот досада. Обижать друзей не надо!
Не нужны нам злые ссоры, Слезы, споры и раздоры.
В споре кулаки мешают, они проблемы не решают.
Все просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться!
Ведь, с друзьями интересно, это каждому известно!
— Ну, вот, посмотрите на экран, думаю, что после такой игры и стихотворений гномы придут просить прощение у Белоснежки.
(картинка № 4 на экране)
— Ребята, вот вы рассказываете гномам, какие вы все дружные в группе. Значит, у каждого здесь есть тот друг, с которым вы играете больше, чем с другими и у которого вы были дома в гостях, а может, и ходили вместе с ним и с родителями в детское кафе на день рожденье. Есть такие? Тогда, предлагаю рассказать о своем друге и описать, как он выглядит по памяти. Это значит — смотреть не на него, а на подсказку (план-схему), по которой нужно составить свой описательный рассказ. А мы с гостями и детьми постараемся отгадать о ком идет речь.
6. Описательный рассказ про друга по памяти, опираясь на план-схему.
—Как вы думаете, мы достаточно рассказали гномам про дружбу? Мы убедили их в том, что нужно помириться? (да) Посмотрите на экран: думаю, гномы и Белоснежка помирятся.
(картинка № 5 на экране)
— Ребята, а вы знаете, что ладонь — это символ доверия, искренности и дружбы ? Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ . Предлагаю вспомнить и поиграть в игру с ладошками.
7. Игра с ладошками:
Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, хлоп, другая.
Правой правую ладошку мы похлопаем немножко,
А потом ладошкой левой три хлопка погромче сделай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки — хлоп, хлоп. По коленкам шлёп, шлёп.
По плечам ты друга хлопай, По бокам себя пошлёпай.
Можешь хлопнуть за спиной, хлопаем перед собой.
Справа — можем, слева — можем! И крест — накрест руки сложим.
—Ну, вот мы обо всем и поговорили. Как вы думаете, гномам и Белоснежке понравятся все наши игры? (да) И я так думаю…И они все будут так дальше и жить: дружить и веселиться. Посмотрите на экран.
(картинка № 6 на экране)
— Ну, а за то, что вы помогли Белоснежки и сами очень дружные дети, я хочу вручить вам на память медали «За умение дружить». Посмотрите, вот это медали с бантиком — девочкам, а эти, с машинкой и велосипедом — для мальчиков. Но, только вот я не знаю, как их красиво украсить. Но зато знаю, чем можно это сделать. Найдите сейчас себе пару: мальчик с девочкой и займите места возле стола.
Перед вами лежат наклейки в виде разных фигурок: сердечки, кораблики, круглые бусинки, звездочки. Их нужно будет аккуратно снять с основы и наклеить на середину медали, выкладывая узором. Вы рассмотрите, подумайте и самостоятельно выберите те, какие подойдут другу или подруге. Готовы? Тогда приступаем к работе.
8. Продуктивная деятельность.
4 этап: Рефлексивно-оценочный.
— О чем мы сегодня с вами беседовали на занятии? (о друзьях, дружбе).
— Как вы думаете, все то, о чем мы сегодня говорили, поможет гномам помириться?
— Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? (ответы детей)
— А себя вы считаете хорошими, надежными друзьями?
— А что же надо делать, чтобы никогда не ссориться? (договариваться, делиться игрушками и пр.)
Если вам было интересно и у вас сейчас хорошее настроение — прикрепите улыбающемуся солнышку лучик, а если кому-то сейчас грустно, то прикрепите капельку дождя к грустной тучке и тогда мыс вами посмотрим, какая получилась у нас картинка.
5 этап: Последующая работа.
— Ребята, ну у нас с вами осталось задание. Какое? (оформить посылку и отправить на Лесную поляну Белоснежке и семи гномам).
Ритуал прощания: Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.