Формирование детского коллектива средствами игр на сплочение (на примере сценария игровой программы «Фея дружбы в кругу друзей»)
Автор: Светкина Светлана Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 01.11.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Светкина, С. А. Формирование детского коллектива средствами игр на сплочение (на примере сценария игровой программы «Фея дружбы в кругу друзей») / С. А. Светкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9487/ (дата обращения: 17.12.2024).
Автор статьи предлагает конкретную игровую программу, направленную на сближение учащихся и создание дружественной атмосферы в детском коллективе.
Ключевые слова: детский коллектив, игровая программа, игры на сплочение, командообразование.
Одной из главных задач педагога в сфере дополнительного образования является формирование сплоченного детского коллектива. Важно добиться того, чтобы между детьми появилось взаимопонимание, установились дружеские взаимоотношения. Чтобы наладить такое взаимодействие, нужно приложить достаточно усилий, и такая работа должна проводиться систематически. Среди большого разнообразия совместных внеурочных мероприятий, которые проводит педагог с детьми, высокой эффективностью обладают игры на сплочение коллектива, особенно это актуально для младших школьников, ведь для них преобладающий вид деятельности — игровой. Через игру детям проще примерять на себя социальные роли, включаться с систему социальных отношений. [2, с. 15].
Используя различные игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Цели и задачи, в каждом отдельном коллективе реализуемые в ходе работы, значительно отличаются друг от друга. Педагогу необходимо ориентироваться на те результаты, которые он планирует получить после её проведения и важно учитывать это при выборе игр.
Любой новый коллектив находится на стадии зарождения. Дети ещё недостаточно знают друг друга, между ними не налажен коммуникативный контакт. Педагог может предлагать им игры, которые помогут ближе познакомиться, установить дружеские, доверительные отношения на принципах интуитивной симпатии.
Данная игровая программа подходит для только зарождающихся коллективов, а также для коллективов, которые существуют не первый год, но в которых педагог не проводил внеурочную деятельность, направленную на то, чтобы из группы детей образовался полноценный коллектив.
Цель — помочь детям узнать друг о друге больше информации, устранить дискомфорт в общении.
Задачи:
— создать дружественную атмосферу, благоприятствующую общению детей, узнаванию нового друг о друге, сближению;
— сформировать чувство общности, атмосферу сотрудничества и поддержки;
— снять стресс, напряжение, скованность, сопровождающие в той или иной степени каждого члена нового коллектива.
Музыкальное оформление: детские песни, песни из мультиков, музыкальное сопровождение во время конкурсов.
Оборудование: мяч, дидактические материалы для игр, пазлы, цветные карандаши, подарки для учащихся.
Ход мероприятия
Фея: — Здравствуйте ребята! Рада вас всех приветствовать! Я — Фея дружбы. Пришла сегодня к вам в гости из сказочной страны. В нашей волшебной стране все жители воспитанные, веселые и дружные.
Недавно моя подруга, Фея знаний, рассказала мне, что в вашей школе учатся замечательные ребята. И я прилетела именно к вам, поиграть, повеселиться, подружиться с вами.
— Скажите, пожалуйста, вы приходите в школу только учиться?
Учащиеся отвечают на вопрос.
— В школу вы приходите не только для того, чтобы получить новые знания, здесь вы общаетесь с одноклассниками, посещаете различные секции и кружки, находите новых друзей. И с кем-то общаетесь больше, с кем-то меньше, но хорошо ли вы друг друга знаете?
Учащиеся отвечают на вопрос.
— Я предлагаю сегодня познакомиться поближе! Узнать друг о друге что-то новое, и конечно ещё больше подружиться! У нашей сказочной страны есть свой герб, а на нем изображен символ. В конце нашей с вами встречи, вы узнаете, что это, и почему именно этот символ изображен на гербе. После каждой игры, я буду давать часть пазла, который вы соберете и узнаете, что же это за символ.
— Мне кажется, ребята, я что-то забыла сделать… Так поздороваться — поздоровалась, представиться — представилась, мммм… точно… я забыла спросить, как вас зовут! Но сейчас мы это быстро исправим!
— Когда я скажу три — четыре, вы все громко выкрикиваете свое имя! Ну- ка, попробуем! Три — четыре!
— Ой, ой, ой, вроде бы громко кричали, а не одного имени не расслышала, а вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.
— Давайте попробуем по-другому, если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихо-тихо!
Дети называют свои имена.
— Эх, опять не получилось, вроде никто не кричал, а все равно ничего не понятно. Наверное, дело в том, что мы говорим имена все вместе, а не по очереди. Я придумала, как мы с вами поступим. По кругу будем передавать мячик и тот, у кого в руках он окажется, называет свое имя и называет то, с каким настроением он пришел.
Учащиеся называют имена по очереди.
— Молодцы, ребята, предлагаю продолжить знакомство! Было бы интересно узнать друг о друге немножко больше, сейчас я буду кидать мячик одному из вас, и тот, у кого он окажется должен назвать свое хобби или любимое занятие. Ну что готовы?
Учащиеся называют увлечения по очереди.
— По-моему, отлично у нас проходит знакомство, предлагаю поиграть в следующую игру, она называется «Ветер дует на того, кто…»
Ход игры: участники стоят в кругу. Водящий говорит: «Ветер дует на того, у кого…» и называет какой-либо признак участников. (Например, у кого светлые глаза, кто сегодня проснулся в хорошем настроении и т. д.). После того, как назвали очередной признак, участники, которые им обладают, сразу выходят в центр круга, а потом быстро возвращаются, но не туда, где стояли до этого, необходимо поменяться местами с кем-то из тех, кто тоже выходил в центр круга. Замешкавшийся сам становится водящим.
Фея: — Вот видите, ребята, как у вас много общего! А вы знаете, что такое дружба?
Учащиеся отвечают на вопрос.
— Ребята скажите, пожалуйста, а какими качествами должен обладать настоящий друг? Сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая подружит вас всех. Называется она «В этом классе все друзья?».
Ребята я буду зачитывать строчки, а вы должны будете выполнять простые движения. Когда я скажу фразу «В этом классе все друзья?», вы должны ответить «Да!» и выполнить то действие, которое я вам скажу.
Игра «В этом классе все друзья?»
В этом классе все друзья?
Тогда обними соседа справа,
В этом классе все друзья?
Тогда ущипни соседа слева,
В этом классе все друзья?
Тогда пощекочи соседа справа,
В этом классе все друзья?
Тогда чтоб нам не поссориться,
Все вместе крикнем: «Мы друзья!»
Фея: — Отлично, а теперь хочу проверить, какие вы ловкие. Пока звучит музыка, вы передаете мяч по кругу из рук в руки, затем по моей команде начинаете мячик передавать над головой, и т.д. Всем правила понятны? Ну что, тогда начинаем!
Игра «Передай мяч»
Фея: — Ребята скажите, пожалуйста, возможно ли дружить в одиночку?
Учащиеся отвечают на вопросы.
— Конечно, нет, для дружбы обязательно нужен кто-то еще. Если мы с вами вспомним популярные мультики, то у каждого главного героя был друг.
— Следующая игра будет музыкальная. Вам нужно по музыкальному фрагменту отгадать, что же это за мультик. Только давайте договоримся, что мы будем вежливыми. Если вы знаете правильный ответ, поднимите руку.
Игра «Что за мультик?»
Фея: — Ребята, на протяжении всей нашей большой игры вы замечательно справлялись со всеми моими заданиями. Сейчас я хочу, чтобы вы мне показали, какие вы ловкие и дружные. Вам необходимо будет встать в круг, держась за руки пролезть через обруч. Расцеплять руки нельзя.
Игра «Обруч»
Фея: — Молодцы, ребята, вы внимательные, добрые и дружные! И вы получаете последнюю часть пазла. Пришло время узнать, что же это за символ. Последнее задание для вас ребята, собрать пазл.
Учащиеся собирают пазл.
Фея: — Так что же у вас получилось, что изображено на картинке? Это виноград, все верно. Вот вы и разгадали символ нашей сказочной страны!
— Как вы думаете, почему жители моей страны выбрали именно виноград? Скажите, из чего состоит гроздь?
Учащиеся отвечают на вопросы.
— Правильно, из ягодок и самой ветки. А как расположены все ягоды на веточке? Крепко и близко друг к другу. Ягоды на веточке все вместе, крепко-крепко держатся, так и жители в сказочной стране крепко держатся друг за друга, и умеют дружить.
В завершении нашего мероприятия я хочу, чтобы мы все ушли с подарками, а лучший подарок, что? Лучший подарок — это улыбка. Давайте подарим дуг другу улыбку и аплодисменты.
Фея: — Вот и настало время нам с вами прощаться, вам понравилась наша игра? С каким настроением вы сегодня уходите?
Ребята по кругу говорят, с каким настроением они уходят с занятия. Фея дарит участникам сладкие подарки.
Фея: — Вы очень добрые, дружные ребята, хочу пожелать вам, чтобы с каждым годом ваша дружба становилась крепче! А сейчас давайте крепко-накрепко скрепим нашу дружбу большим объятием!
Все участники берутся за руки, образуя круг, и обнимаются.
В ходе проведенной мной игровой программы ребята данного объединения смогли познакомиться поближе, наладили коммуникативный контакт, узнали друг о друге интересные факты. Ушёл дискомфорт и напряжение в общении. Сложилась благоприятная атмосфера, которая поспособствует дальнейшему взаимодействию ребят друг с другом. Таким образом, мы еще раз подтверждаем эффективность проведения таких игр на сплочение для успешного формирования детского коллектива.
Литература:
- Гостева Н. Н. Развитие социально-коммуникативных способностей детей / Гостева Н. Н. — Текст: электронный // Образовательная онлайн-платформа. 2014. URL:https://infourok.ru/feya-druzhbi-v-gostyah-u-deteysocialnokommunikativnoerazvitie771740.html?ysclid=m1q7rqhs4x556950325
- Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для ВУЗов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва: Юрайт, 2020. — 223 с.