Сегодня задачи формирования духовной культуры человека, его познавательных потребностей становится не менее важным, чем задачи образовательные. Значительную роль в этом процессе может сыграть музей, который от других образовательных центров отличается демократичностью и способностью к воспитательному воздействию на все категории и группы населения, независимо от возраста и образования, национальной и религиозной принадлежности.
Особый подъем педагогической деятельности музеев в последние десятилетия является социально обусловленным. Переосмысление концепции музея вызвано серьезными гуманистическими социальными проблемами.
Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения –важные задачи современной музейной педагогики.
Известно, что искусство, художественное творчество осуществляют формирующую и воспитательную функцию в процессе развития и становления личности.
Процесс творческого осмысления духовных ценностей, происходящий в музее благодаря тому, что музей создает новые отношения между человеком и экспонатом, человеком и общественной средой, становится предметом пристального внимания ученых, педагогов, музееведов.
Исследователи считают, что в воспитательном процессе прежде должны быть затронуты эмоциональная сфера, личностные качества человека. Главной задачей воспитания посредством музея признается формирование в личности ценностного отношения к действительности на основе приобщения к историческому опыту народа.
В связи с этим появляются новые принципы построения экспозиции и ее интерпретации, направленные не на информативное и иллюстративное отражение исторической действительности, а на ее эмоциональное, личностное, оценочное восприятие.
Известный ученый В.В.Ванслов утверждал: «Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и композиционных соотношений. Оно учит смотреть не только на мир, но и видеть эстетическую значимость и внутренний смысл его явлений. Развивает чувственные способности человека, оно поднимает их на высший уровень культуры своего времени».
Памятники материальной и духовной культуры, обладая большой силой эмоционального воздействия, являются средствами познания, творческого преобразования действительности и ценностного осмысления. Музееведы-ученые отмечают коммуникативную природу процесса эстетического воспитания в музее. Музейная коммуникация определяется как процесс передачи информации через общение с музейными экспонатами.
Музейный экспонат, обладающий информационными, экспрессивными свойствами, в условиях музейной среды имеет уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные и эмоциональные процессы личности посетителя одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Обобщение опыта работы художественных музеев и галерей в области эстетического воспитания школьников позволяет выделить наиболее распространенные методы воздействия на зрителя: экскурсии, лектории, путеводители.
Особую роль в эстетическом воспитании учащихся в музее играют экспозиции и выставки народного искусства. Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью традиционной художественной культуры России и культуры народов мира и рассматривается как важное средство духовного развития личности.
Музейная экспозиция может выступать эффективным средством эстетического воспитания при выполнении следующих условий: она рассматривается, как важный компонент системы эстетического воспитания; учитывается художественно-эстетическое ценность произведения и подлинность экспоната; экспозиция рассматривается как полихудожественное произведение.
Научно обоснованы, определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования эстетического восприятия, художественного интереса, творческой активности школьников как критерия эстетического развития. Главные из них: художественная и эстетическая ценность произведения. Подлинность музейного экспоната; создание экспозиции как полихудожественного произведения, способного вызвать эмоционально-ценностные переживания; погружение в «музейную среду» через выставочную режиссуру; применение дидактических приемов на выставке; вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности; дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации; интегрированные формы занятий в экспозиции.
Во многих научных исследованиях ученых по проблеме «Музей и дети» подчеркивается необходимость учитывать возрастные психологические особенности аудитории. По мнению музееведов, возрастные особенности психологического развития определяются совокупностью ряда факторов. Среди них: тип ведущей деятельности; характер общения ребенка с окружающими – взрослыми и сверстниками; психофизиологические особенности развития памяти, мышления, восприятия, речи; требования, предъявляемые обществом и семьей к ребенку на данном этапе его развития; другие виды деятельности, которыми занимается ребенок; тип знаний, усваиваемых ребенком, способы овладения ими и их использование.
Психолого-педагогический анализ музейной практики позволяет выявить два основных типа преимущественной направленности работы с детьми. Они ориентированы на познавательное и на эмоциональное развитие ребенка.
Направленность на эмоциональное развитие субъекта также включает в себя ряд задач: создать яркое впечатление, дать опыт разнообразных переживаний, удивления совершенством природы или мастерством человека, наслаждение красотой и радостью познания; развитие познавательных интересов, воспитание основ духовной культуры.
Одной из главных целей воспитательной работы музея, галереи является эстетическое развитие, понимаемое как одно из условий нравственного формирования личности. Соответственно общепринятой структуре учебно-воспитательного процесса выделяются три основные функции педагогической деятельности музея в этом направлении -воспитательную, образовательную, развивающую.
Как известно в содержании воспитательной функции главную роль играет формирование нравственных качеств личности, эстетических убеждений, социально значимых отношений, мотивов и правил поведения. Конкретнее все это можно обозначить как формирование высоких идеалов, воспитание доброты, чувственности, бережного отношения, восприятия художественных ценностей. Образовательные функции музея, галереи заключаются в расширении художественного кругозора учащихся, в развитии эрудиции, привитии первоначальных навыков художественного анализа и накопления личностного творческого опыта.
Развивающая функция музея имеет сложный, специфический характер. В структуре педагогического процесса развивающая функция рассматривается музееведами как результат реализации образовательной и воспитательной функции. Что применительно к художественному музею – означает общее эстетическое развитие личности.
Решение воспитательных и развивающих задач во взаимосвязи помогают заложить основы эстетического и эмоционально-нравственного формирования личности. Художественно-образовательные задачи на первоначальном этапе эстетического развития младшего возраста несут наименее значительную нагрузку и возрастают в процессе взросления ребенка.
Систематическое, целенаправленное обучение художественному восприятию в условиях музея, по мнению музееведов, необходимо начинать в раннем возрасте, а именно, со второго класса общеобразовательной школы. Процесс обучения эстетическому восприятию средствами музея должен быть поэтапным. Главной целью первоначального этапа остается развитие эстетической восприимчивости, формирование внутренней готовности к восприятию искусства и усвоению художественных знаний.
По убеждению А.В.Бакушинского, экскурсия в музей должна решать задачи эстетического характера. Важным качеством восприятия Бакушинский считал целостное эстетическое переживание, способность к непосредственной реакции на художественный образ. Такая способность может быть воспитана у зрителя путем его приучения к внимательному, вдумчивому восприятию через развитие чувства формы, цвета, композиции.
Педагогам, занимающимся художественным воспитанием детей младшего возраста, известна любовь детей к произведениям народного искусства. Особенности художественного мышления народного мастера соприкасаются с областью эстетических представлений детей младшего возраста. Декоративность предметов народного творчества, их яркость, красочность, «нарядность» близки детскому восприятию, они вызывают яркую эмоциональную реакцию у младших школьников.
Эстетические предпочтения детей позволяют наметить примерный круг экскурсионных тем, которые музей может предложить учащимся 3-7 классов, это – «Здравствуй, музей», «Народная игрушка», «Берестяные узоры», «Как рисует художник» и др.
Для создания эмоциональной атмосферы, музейный педагог, работая с детьми младшего возраста, отказывается от традиционной лекционного метода, он обращается к методу диалога, живой беседе, в основе которой лежат непосредственные наблюдения, эмоциональные и зрительные ассоциации, вызываемые художественными образами.
Полезным является включение поэтических и музыкальных фрагментов в процессе зрительного восприятия. Этот прием, известный в практике эстетического воспитания, придает яркую и эмоциональную окраску зрительным впечатлениям, что, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления.
Одним из важных педагогических средств образования школьников является художественное краеведение. Через него осуществляется связь музея и школы с историей родного края с его художественной культурой с людьми, созидающие художественные и эстетические ценности. Краеведение способствует во влечение учащейся молодежи в художественное творчество, расширяет возможности просветительства среди местного населения, знания об искусстве края, особенностях современной художественной жизни, что в свою очередь открывает путь к познанию закономерностей развития местной, художественной культуры, ее взаимосвязи с многонациональной культурой страны.
Каждый край, район, область, город располагает художественными памятниками истории и культуры, произведениями монументальной скульптуры, живописи и графики, произведениями декоративно прикладного искусства. Использование в экспозициях такого разнообразного художественного материала в учебно-образовательном процессе привлекает внимание, как взрослых, так и детей.
Краеведческая работа по искусству основывается на дидактическом принципе научности обучения. Вся работа по краеведению в музее и школе направляется на формирование у учащейся молодежи научного мировоззрения: понимания природы искусства, его связи с многообразными сторонами жизни общества – наукой, производством, моралью, идеологией; на выработку критериев оценки художественных явлений, их эстетические качества; на выяснение специфики изобразительных, материальных и выразительных средств, используемых при создании художественных произведений, предметов декоративно-прикладного искусства и т.д.
Посещая музейные экспозиции и выставки под руководством квалифицированных экскурсоводов, школьники знакомятся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, созданными художниками и народными умельцами родного края. Все эти впечатления обогащают идейно-тематическое содержание изобразительного творчества школьников. В свою очередь, занимаясь художественным творчеством, учащиеся постигают суть происходящих явлений общественной жизни, приобщаются к прекрасному, делают первые шаги в исследовательской и эстетической деятельности.