Современный музей и его роль в культурном развитии студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Березутская, А. Ю. Современный музей и его роль в культурном развитии студенческой молодежи / А. Ю. Березутская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72284/ (дата обращения: 18.11.2024).



Основополагающей задачей данной статьи является рассмотрение и анализ отношения современной студенческой молодежи к Хабаровскому краевому музею имени Н. И. Гродекова, анализ причин снижения интереса к посещению музея. В рамках работы выявлены основные ценностные приоритеты современной молодежи, проанализированы мнения и оценки студенчества в отношении роли музея в их жизни, разработаны практические предложения и рекомендации для руководства музея, направленные на повышение интереса студенческой молодежи к посещению музея.

Ключевые слова: студенческая молодежь, культура, музей, посещаемость, информированность, мотивация, ценности.

Культура и ее основные агенты (в частности музеи) играют одну из определяющих ролей в процессе социализации личности человека, ее становлении, формировании ценностей. В свою очередь, молодежь — это та особая социальная группа общества, которая ещё находится в стадии своего становления, только формирует свою систему ценностей, ее мировоззрение находится в активной фазе становления, процесс ее социализации обусловлен теми условиями, которые созданы в обществе для молодежи, в том числе и происходящими в жизни молодых людей событий. И от того, какими эти условия и события будут, во многом будут и определяться ее ценностные установки, непосредственно сами ценности, и что самое важное — ее культурное развитие. В конечном счете, от этого будет зависеть и развитие самого общества в целом.

Музей выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой; он доносит своими средствами до каждого отдельного человека комплекс духовных ценностей, идей, эмоций и, тем самым, включает его в культурно-исторический процесс.

В период с ноября 2018 года по февраль 2019 года я принимала участие в составе научного коллектива, который выполнял исследования по заказу Гродековского музея, и одна из многих проблем, обозначенных заказчиком — проблема низкого уровня посещения музея студенческой молодежью, что заинтересовало меня и стало основой для подготовки данной статьи.

В рамках нашего исследования было проведено 8 фокус-групп со студентами ведущих вузов г. Хабаровска с целью изучения их отношения к музею и разработки практических рекомендаций к повышению их интереса к музею.

Результаты проведенных фокус-групповых исследований позволяют сформулировать 4 ключевых вывода, характеризующих отношение студентов к музею.

  1. Посещаемость. Посещаемость Гродековского музея студенческой молодежью достаточно низкая. Наиболее распространенные ответы студентов: «Нет, я не была в музее»; «Была, около 10 лет назад, только один раз». У студентов сложилось деформированное представление о музее. В их понимании — музей — это хранилище старых экспонатов, на которые нет желания смотреть еще раз. Однако сейчас музей перестал быть статичной картиной. Он динамично развивается, представляя новые форматы коммуникационного пространства, проводя множество выставок, мастер-классов и мероприятий.
  2. Информированность. Мы выявили, что преобладающая часть студенческой молодежи слабо информированы о музее, его выставках, даже о его местонахождении. На вопрос: «Встречаете ли Вы где-нибудь информацию о музее, его выставках, экспозициях?», мы получили следующие ответы: «Ну так, слышал, название на слуху, но конкретного ничего»; «Не встречала нигде»; «На моей памяти — я не видела». Данные результаты свидетельствуют о слабых коммуникационных каналах музея, неразвитой рекламной кампании. До студентов информация о выставках и экспозициях практически не доходит.
  3. Интерес к каналам коммуникации. После небольшого эксперимента с анализом «Instagram»-аккаунта музея, мнения студентов разделились — есть положительные отзывы по поводу аккаунта музея: «Красиво, информативно»; «Хорошо, что есть часы работы и цены». Но также есть и то, над чем необходимо работать: «Когда только открываешь профиль, непонятно, куда ты попал. Описание сливается. Иногда текст идет сплошняком, а люди ленивые сейчас и не любят читать, тем самым не понимаешь, что написано». Некоторые проявили интерес и даже подписались на музей после данного эксперимента.
  4. Мотивация. Также результаты нашего исследования выявили еще одну важную проблему — современная студенческая молодежь практически никак не замотивирована на посещение музея. Большинству просто не интересен музей как способ проведения свободного времени, досуга, как способ развития себя: «Сейчас наши интересы — посидеть где-то, попить алкогольные напитки, посмотреть фильмы, залезть в Интернет, полистать ленту в Instagram, а не сходить просветиться».

Проанализировав мнения студентов, мы определили ряд предложений, которые можно разделить на 4 группы.

1) Сейчас наиболее популярными социальными сетями в России среди студенческой молодежи являются «ВКонтакте» и «Instagram». Большинство информации студенты как раз получают из этих социальных сетей. И чтобы музею донести всю ту информацию о предстоящих интересных мероприятиях как раз используется такая социальная сеть, как Инстаграм. И чтобы ее грамотно и красиво преподнести студентом, необходимо развивать аккаунт. Вот одно из предложений — единый стиль аккаунта, рациональное ведение аккаунта — деление на секции: «Необходимо сделать полностью единый стиль, цветовую гамму аккаунта». «Можно все разделить на 3 колонки, первая бы показывала, какие в музее есть объекты, вторая — фотографии с мероприятий, а третья — афиши выставок. Кстати, я бы добавила больше афиш, потому что обычные фотографии с уже прошедшего мероприятия не заинтересуют пользователей».

2) Неотъемлемой частью музея являются постоянно сменяемые выставки. Поинтересовавшись у студенческой молодежи, мы выявили некоторые их предложения по их модернизации, а также как сделать так, чтобы именно молодежи хотелось бы посмотреть на них. Некоторые из предложений:

– Новые технологии: «Я бы хотела посмотреть на выставку новых технологий».

– Выставки картин: «Картинная выставка тоже очень интересна. Если бы привезли известные картины, я бы точно сходил на такую выставку».

– Космос: «Я бы с удовольствием посетила бы что-то вроде планетария».

– Фотовыставки: «Меня очень привлекают фотовыставки с необычными фотографиями, когда ты 3 часа стоишь и разглядываешь именно фотографию». «Фотографии — сравнения, например, улица Карла-Маркса тогда и сегодня».

3) Что касается посещения, то основным вопросом является необходимость налаживания связи музея и высших учебных заведений, выстраивая их тесную коммуникацию. «Взаимодействие с ВУЗами очень важно, потому что там вся молодежь. Должно быть конкретное содействие». «Можно вообще сделать так: выделить один день в неделе и сделать скидки, например, понедельник — РАНХиГС, вторник — ДВГУПС, среда — ХГУЭП».

4) Одним из самых значимых и эффективных средств продвижения музея — реклама. Посредством хорошей рекламной кампании большее количество студенческой молодежи узнает о музее и начинает его посещать. Студенты выделили большое количество предложений по развитию и улучшению рекламной кампании музея. Мы выделили следующие:

– Привлечение внимания: «Вот если бы в рекламе было написано: «Вы такого еще никогда не видели…».

– Грамотное распространение: «Знаете, песни с реклам, которые заедают, мы все знаем. Что-то подобное можно сделать, чтобы стоять на остановке, пока ждешь автобус и слышать эту рекламу, чтобы уже наизусть знать. Все ведь дело в рекламе и ее распространении».

– Массовость: «Надо, чтобы рекламы было много по всему городу, чтобы она бросалась в глаза».

Опираясь на результаты нашего фокус-группового исследования мы выяснили, как в современном мире студенческая молодежь относится к музею. В целом, можно отметить незаинтересованность и незамотивированность студентов на посещение музея. Возможные причины этому: деформированное представление студентов о музее (молодежь считает, что это не то место, которое можно посетить больше одного раза); недостаточная информированность студенческой молодежи о музее и проводимых многочисленных сменяемых выставках, проведении уникальных молодежных мероприятий, переориентации музея в работе на развитие его коммуникационного пространства.

В целом, приняв во внимание результаты в виде оценок и предложений студенческой молодежи по поводу улучшения работы Хабаровского краевого музея имени И. Н. Гродекова, можно в действительности добиться поставленных целей музея и увеличить интерес студентов к самому музею, посещению его выставок. Наши результаты и предложения переданы руководству музея. Надеемся, что они станут основой для повышения интереса студентов к посещению современного коммуникационного пространства нашего музея.

Литература:

  1. Согомонов А.. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — с. 335.
  2. Чупров В. И. Молодежь // Социология молодежи: энциклопедический словарь / [сост. Ю. А. Зубок и др.]. — Москва: Academia, 2008. — с. 267.
  3. Согомонов А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — с. 344.
  4. Ковалева А. И. Социализация // Социология молодежи: энциклопедический словарь / [сост. Ю. А. Зубок и др.]. — Москва: Academia, 2008. — с. 442.
  5. А. Г. Харчев. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). — М.: Политиздат, 1990. — с. 99.
  6. Фофин А. И. Роль музеев в образовании и воспитании личности // Magister Dixit. — 2013. — с. 2–8.
  7. Роль музеев в образовании и развитии культурно-познавательного туризма: аналитическая записка / Авторы-сост.: М. Скирда, К. Чуева, А. Бойко [и др.]. — Киев, 2012 — с. 48.
  8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. — М.: ИНФРА-М, 2007. — с. 13.
  9. Гуркина А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 648–651.
  10. Вараксин А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель XXI век. — 2016. — № 2–1. — с. 205–212.
  11. Гордон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. — 1994. — № 8–9. — С.3–15.
  12. Сейедтахер Г. А. Влияние Интернета на морально-духовные и социальные ценности студенческой молодежи // Наука. Педагогика. — 2013. — с. 3–9.
  13. Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995. — с. 28.
  14. Узакбаева Г., Маханова Б. Психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций личности школьника в процессе освоения музыкального искусства // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1. — С. 91–92.
Основные термины (генерируются автоматически): студенческая молодежь, музей, посещение музея, выставка, Гродековский музей, коммуникационное пространство, мнение студентов, руководство музея, современная студенческая молодежь, Хабаровский краевой музей.


Похожие статьи

Формирование культуры здоровья в молодежной среде: психолого-педагогическое исследование

В настоящей статье исследуется актуальный вопрос формирования культуры здоровья молодежи. В ходе исследования было установлено, что формирование культуры здоровья в молодежной среде является многогранным процессом, который зависит от множества фактор...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Социально-гигиенические особенности формирования здоровьесберегающего поведения у студентов

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2014г. в КГБОУ НПО "ПЛ № 46" города Ачинска и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения и ...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Становление и развитие государственной молодежной политики на примере Хабаровского края

В статье рассматривается молодежная политика в Хабаровском крае. Актуальность исследования заключается в том, что в данном регионе достаточно большое значение уделяется молодежи, однако несмотря на это существует множество проблем. В статье рассмотре...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья в молодежной среде: психолого-педагогическое исследование

В настоящей статье исследуется актуальный вопрос формирования культуры здоровья молодежи. В ходе исследования было установлено, что формирование культуры здоровья в молодежной среде является многогранным процессом, который зависит от множества фактор...

Маршрутами театрального Хабаровска

В данной статье анализируется проблема недостаточности информации и знаний жителей г. Хабаровска о культуре своего города. Автор оценивает дальнейшее развитие данной проблемы и приходит к выводу о том, что это приведет к тому, что культура города пер...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Социально-гигиенические особенности формирования здоровьесберегающего поведения у студентов

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2014г. в КГБОУ НПО "ПЛ № 46" города Ачинска и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения и ...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Патриотическое воспитание молодежи в системе военно-исторического туризма

Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены м...

Становление и развитие государственной молодежной политики на примере Хабаровского края

В статье рассматривается молодежная политика в Хабаровском крае. Актуальность исследования заключается в том, что в данном регионе достаточно большое значение уделяется молодежи, однако несмотря на это существует множество проблем. В статье рассмотре...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине

В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Задать вопрос