Особенности продюсирования мероприятий в условиях учреждений культуры музейного типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 09.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Винюкова, Ю. В. Особенности продюсирования мероприятий в условиях учреждений культуры музейного типа / Ю. В. Винюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 597-600. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115451/ (дата обращения: 30.06.2024).



В данной статье рассматриваются особенности и значение продюсирования мероприятий в рамках учреждений культуры музейного типа. Как музеи превращаются в самые востребованные учреждения социально — культурной деятельности, культурно — досуговые мероприятия становятся неотъемлемой частью музейного бизнеса, почему продюсирование таких мероприятий является сложным и многогранным процессом.

Ключевые слова: проект, продюсирование, социально — культурная сфера, социокультурное мероприятие, музей, музейный бизнес, учреждение культуры, креативность.

Уже много лет музей считается одним из ключевых учреждений по организации культурно — досуговой деятельности. Согласно толковому словарю Ожегова, музей представляет собой: «…учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью» [6, 564с.]. В современном мире все более значимой с каждым годом становится роль музея как центра организации и проведения досуга населения. Музеи в своей деятельности начинают делать акцент не только на культуроохранной и эстетической функции, но все больше на образовательной, коммуникативной и рекреационной.

Чтобы подчеркнуть актуальность использования музейных площадок как социально — культурных учреждений, постепенно создается наполнение музеев современными технологиями, в том числе мультимедиа, интерактивными зонами с использованием сенсоров, зонами для развития творческих способностей у детей и взрослых, а также создаются информационно — образовательные порталы, музейные центры переходят на автоматизированную систему управления. Во многих современных музеях нет принципа «руками не трогать», а наоборот проводятся музыкальные и художественные перформансы, используются видеоинсталляции, выставки сопровождает световое и лазерное дополнение. Отличительной чертой многих музеев является возведение на своей территории необычных скульптур, декораций, нестандартного дизайна. Это является хорошим показателем компетентности музея, его готовности следовать современным трендам и создавать качественный контент для сформировавшейся и потенциальной аудитории.

Важно заметить, что в процессе изменения общества музеи стали выстраивать свою политику для большей коммуникации с аудиторией. Люди нуждаются в культурном отдыхе и образовании, музей в современном мире становится местом для проведения свободного времени и культурного досуга. Музей стал практиковать нестандартные методы работы с обществом, организовывать не только выставки, но и шоу — программы, концерты, ролевые игры, театрализованные представления, а также свадьбы. Набирает популярность проведение всевозможных праздников в музеях, включая корпоративные. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить проблему в необходимости грамотного продюсирования мероприятий и event — проектов в учреждениях культуры музейного типа, отвечающих запросам и потребностям современного человека.

Опираясь на мониторинг действующих вакансий в учреждениях культуры музейного типа, в штате учреждения event — продюсер или event — менеджер в большинстве случаев не числится. Как правило, он является приглашенным специалистом для организации специального проекта или досуговой программы. Профессиональные задачи такого специалиста являются достаточно обширными и самыми значимыми из них являются: разработка концепции проекта, привлечение инвестиций в него и реализация проекта на информационно — развлекательном рынке. Для создания и проведения качественного мероприятия необходимо проработать и уточнить все ключевые цели и идеи мероприятия, его целевую аудиторию, финансовые, материальные и человеческие ресурсы, наличие информационных ресурсов; а также тематику музея, его политику и на что она направлена. Кроме того, при продюсировании культурно — массового мероприятия в рамках музейной среды важно удачно определить форму данного события и ее органичное сочетание в музейное пространство. Также, необходимо грамотно использовать средства художественной выразительности; подобрать и проработать оригинальные и нестандартные сценарии, связанные с культурой и творчеством.

Продюсирование мероприятий в музейной среде является довольно сложным процессом, так как нужно учитывать специфику данных учреждений культуры. Можно выделить ряд проблем и особенностей при организации мероприятий в музейной сфере. Главной и актуальной проблемой всегда является нехватка финансирования, так как государственным музеям зачастую хватает бюджетных средств только на закрытие общих нужд, тогда как у частных музеев государственное финансирование полностью отсутствует. Особенно данная проблема актуальна для регионов нашей страны и небольших музеев в мегаполисах. В таких случаях музеям необходима поддержка спонсоров или патронов, которых не всегда получается успешно привлечь в проект. В связи с этим возникает серьезная задача организации мероприятия в условиях низкого бюджета, из которой исходит другая проблема, а именно поддержка необходимого уровня качества проведения самого события. Достаточно непросто создать культурный продукт высокой степени качества при условиях значительных ограничений в области финансового ресурса, материалов, технических устройств и т. д.

Следует отметить, что и кадровый вопрос является наиболее острым во многих музеях. Довольно часто можно столкнуться с проблемой, когда мероприятие было хорошо спродюсировано и организовано, однако в процессе реализации было допущено большое количество ошибок, связанных с нехваткой сотрудников или отсутствием должной подготовки у них. Таким образом в больших городах особенно востребованной на культурных мероприятиях становится помощь волонтеров и добровольцев.

Другой важной проблемой является выбор актуальной и интересной тематики мероприятия, подходящей для действующих выставок в музее или связанной с его деятельностью. В настоящее время учреждения культуры музейного типа находятся на пике своей популярности и каждый музей стремиться создать что-либо новое и уникальное, привлекающее различную аудиторию. Современные технологии, которые считались редкостью всего несколько лет назад, становятся повседневной реальностью, а программы, разработанные три или два года назад, рассматриваются как устаревшие. В связи с этим у музейной аудитории происходит перенасыщение различными образовательными и культурными программами, а также так называемое «приедание» к повторяющимся в музеях мероприятиям. Исходя из этого, продюсеру необходимо проанализировать современный музейный рынок и определить наиболее актуальные и популярные формы культурно — досуговых событий. К примеру, за последний год одними из самых посещаемых музейных мероприятий стали творческие квесты и перформансы в различных вариациях. Также, набирают популярность концерты и театрализованные представления.

Продвижение мероприятия на информационно — развлекательном рынке также не всегда является достаточно простой задачей. К настоящему времени еще существует учреждения культуры музейного типа, не уделяющие достаточное внимание своему продвижению в более широкой аудитории и не использующие все SMM — инструменты. В таких случаях будет необходимо потратить большее количество времени на раскрутку проекта в социальных сетях и вложить больше денежных средств в рекламную кампанию, которая может быть представлена как в интернет-ресурсах, так и на телевидении, в журналах и на стендах.

Однако, несмотря на ряд сложных проблем и задач, продюсирование проектов в учреждениях культуры музейного типа имеет и положительные стороны. Такие мероприятия, как частные, так и общие, приносят значительные доходы как музеям, так и продюсеру, в особенности если они оказались успешными и получили огласку и распространение среди аудитории. Кроме того, качественно спродюсированные мероприятия повышают уровень престижности музеев на культурном рынке, способствуют популяризации культуры и искусства в обществе, а также формированию личности и духовному развитию человека. Значимым моментом также является создание новых креативных проектов и технологий их реализации, которые способствуют развитию и продвижению как одного музея, так и всей отрасли в целом. Появляется множество разнообразных проектов для всех категорий посетителей, в частности для детей и подростков, количество которых с каждым годом увеличивается. В современном мире особенно важно создавать культурные программы полностью доступные и для людей с ограниченными возможностями, исходя из этого многие музеи стараются обеспечить дружелюбную и комфортную среду таким посетителей, а также периодично разрабатывать и реализовывать специальные события для них.

Продюсирование мероприятий в учреждениях культуры музейного типа является важным и сложнейшим процессом в современном мире, способствующим развитию музейного бизнеса, а также созданию, сохранению и распространению культурных ценностей.

Литература:

  1. Вайсеро К. И. Особенности менеджмента социально-культурных событий в музеях города Москвы // Вестник МГУКИ. 2020. № 1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-menedzhmenta-sotsialno-kulturnyh-sobytiy-v-muzeyah-goroda-moskvy (дата обращения: 24.12.2022).
  2. Грибкова О. В., Умеркаева С. Ш. Проектная деятельность как средство культурно-просветительной работы с молодежью в условиях столичного мегаполиса/О. В. Грибкова, С. Ш. Умеркаева.// Искусство и образование, 2019. — № 5 (121). — С. 231−239.
  3. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник: для студентов высших учебных заведений по специальности «Социально-культурная деятельность» / А. Д. Жарков; Московский гос. ун-т культуры и искусств. — Москва: Изд. дом МГУКИ, 2007. — 479 с.: табл.; 20 см.; ISBN 978–5–94778–171–7
  4. Левитина И. Ю. Особенности менеджмента в социокультурной системе продюсирования творческой деятельности // Культурная жизнь Юга России. 2015. № Приложение. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-menedzhmenta-v-sotsiokulturnoy-sisteme-prodyusirovaniya-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.12.2022).
  5. Марков А. П. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. — СПб.: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 1998. — 361 с.: табл.; 20 см. — (Библиотека гуманитарного университета / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов; Вып. 6).; ISBN 5–7621–0077–4
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. — 940 с.
  7. Олешкевич К. И. Внедрение коммерческого подхода к организации культурно-досуговых программ для детей // Вестник МГУКИ. 2014. № 3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-kommercheskogo-podhoda-k-organizatsii-kulturno-dosugovyh-programm-dlya-detey (дата обращения: 05.12.2022).
  8. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент в контексте индустрии досуга // Вестник МГУКИ. 2019. № 2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-menedzhment-v-kontekste-industrii-dosuga (дата обращения: 12.12.2022).
  9. Умеркаева С. Ш. Воспитание молодежи средствами культуроохранных технологий в современных условиях/ С. Ш. Умеркаева// Наука и технологии в современном обществе: Материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 30–31 марта 2015 г.). — Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. — С. 54–58.
  10. Умеркаева С. Ш. Организация производственной практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в учреждениях музейного типа (из опыта работы) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proizvodstvennoy-praktiki-studentov-napravleniya-podgotovki-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-v-uchrezhdeniyah (дата обращения: 15.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейный тип, учреждение культуры, современный мир, музейный бизнес, SMM, мероприятие, музейная среда, продюсирование мероприятий, развлекательный рынок.


Ключевые слова

креативность, проект, музей, учреждение культуры, продюсирование, социально — культурная сфера, социокультурное мероприятие, музейный бизнес

Похожие статьи

Задать вопрос