В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный процесс, выявляя как позитивные, так и негативные стороны данного подхода.
Ключевые слова: медиа, медиаресурсы, коммуникативная компетенция, медиатехнологии в образовании, современные технологии в образовании.
Технологический прогресс, то есть появление медиа во второй половине XX века разделил образование на 2 сектора с обширной информацией и данными. Он расширил границы обучения за пределы четырех стен классной комнаты и своими эксклюзивными характеристиками вызвал новую волну в сфере образования. Для медиа характерно акцентирование внимание на развлечениях, однако, как замечает ряд современных исследователей, все чаще развлечение в его чистом виде уступает так называемым «образовательным развлечениям» или «обучающим играм». Именно это является одной из причин современного бума «образовательных технологий» во всем мире [1, c. 2].
Термин «медиа» включает в себя разнообразные средства коммуникации и методы передачи информации. Медиатехнологии в образовании представляют собой совокупность средств массовой информации, а также технологических инструментов, используемых для эффективного организации и осуществления учебного процесса. Эти технологии охватывают различные формы медийных материалов, включая аудио, видео, интерактивные приложения, веб-ресурсы и другие средства, разработанные для обогащения образовательного опыта и улучшения усвоения учебного материала [2].
Фундаментальным проблемам, связанным с феноменом медиаобразования, посвящены труды таких ученых, как Федоров А. В., Жижина М. В., Короченский А. П., Пензин С. Н., Ходанович А. И. и др. Среди множества аспектов изучения этой проблемы можно выделить следующие:
Согласно утверждениям исследователей, имеется подтверждение того, что в долгосрочной перспективе медиаобразование представляет собой процесс формирования медиакомпетентности индивида. Эта медиакомпетентность становится неотъемлемой частью профессиональной субкультуры специалистов, служит условием социализации личности в контексте современного медиапространства, а также действует как фактор определения успешности индивида в динамично меняющемся социуме. Медиаобразование рассматривается как эффективное средство для приобретения знаний, осуществления самопрезентации и реализации потенциальных возможностей личности в соответствии с требованиями современного общества [3].
Дать одностороннюю оценку воздействия медиа на формирование личности подрастающего человека невозможно: оно как положительное, так и отрицательное. Но, безусловно, медиа имеет большое влияние на то, как мы мыслим, общаемся, взаимодействуем в обществе. Как следствие, мы можем наблюдать, что в современном мире сформировались различные течения, которые по-своему интерпретируют медиа. У каждого из них есть свои сторонники и противники, но есть и общее, на чем они сходятся: медиа — это способ распространения информации, который должен использоваться для достижения определенных целей. Медиа — это инструмент, а не источник информации [4, с. 65].
В исследовании Иванова Д. В. «Общество как виртуальная реальность» говорится, что, появление социальных сетей и сервисов обмена информацией произвело революцию в области межличностного общения, стирая пространственно-временные рамки в контактах между людьми. Но с появлением социальных сетей увеличилось число людей, подвергшихся виртуализации сознания с неспособностью адекватно оценивать окружающий мир и себя как биологическое и социальное существо, и это как раз негативный аспект развития информационных технологий [5, с. 54].
Согласно выводам Иванова Д. В., виртуализация сознания, порожденная активным использованием социальных сетей, может отрицательно сказаться на способности адекватно оценивать окружающий мир и свою роль в нем. В контексте формирования коммуникативной компетенции школьников это означает потенциальные трудности в построении и поддержании реальных межличностных отношений.
С развитием образовательных технологий и их все более широким внедрением в учебный процесс возникают опасения относительно возможных негативных последствий для обучающихся. Несмотря на значительный потенциал медиатехнологий для улучшения образования, интенсивное их использование может вызвать определенные проблемы в обучении.
Одним из основных аспектов, требующих внимания, является потенциальное снижение академической самостоятельности учеников под воздействием медиатехнологий. С ростом интереса к этим технологиям существует опасность того, что обучающиеся станут слишком зависимы от готовых ресурсов, упуская из виду необходимость развития собственных исследовательских навыков. Это в свою очередь может привести к снижению их способности к самостоятельному мышлению и критическому анализу информации.
Необходимо отметить, что интенсивное применение медиатехнологий в образовательном процессе может сопровождаться трудностями, связанными с уровнем концентрации и внимания учеников. Постоянное взаимодействие с разнообразными медийными ресурсами может привести к утрате концентрации внимания в ходе учебных занятий, что, в свою очередь, может оказать негативное воздействие на академическую успеваемость и способность эффективно усваивать учебный материал.
Важным компонентом успешного внедрения медиаресурсов в обучение является разработка стратегий управления временем, направленных на предотвращение излишней зависимости от технологий. Сбалансированный подход к использованию медиатехнологий учитывает как их позитивные возможности, так и потенциальные негативные аспекты, обеспечивая эффективное обучение в современном образовательном контексте [6].
Тем не менее, важно рассмотреть и другую сторону медиатехнологий в образовании. Использование медиатехнологий дает учителям большое разнообразие подходов в обучении и позволяет реализовать основные дидактические принципы. В результате использования медиаресурсов, на уроках повышается интерес к предмету, активизируется мыслительная деятельность, воспитывается умение работать самостоятельно и в коллективе, развивается умение ориентироваться в информационном пространстве.
Одним из ключевых аспектов интеграции медиатехнологий в образовательный процесс является реализация персонализированного обучения, что позволяет индивидуализировать предоставляемый учебный материал и методику преподавания в соответствии с уникальными стилями обучения учеников. Эти технологии способствуют обеспечению широкого доступа к знаниям, содействуют более глубокому усвоению учебной программы. Важным также является выделение вклада медиатехнологий в развитие навыков, необходимых для эффективной адаптации учащихся к технологическим требованиям, предъявляемым современным обстоятельствам как в профессиональной, так и в личной сферах их жизни [7, с. 70].
Эти технологические инновации, включая онлайн-опросы, цифровые механизмы обратной связи и методы оценки, обеспечивают учителям не только возможность систематического контроля уровня усвоения учебного материала, но и интерактивное взаимодействие с обучающимися для выявления и решения индивидуальных трудностей в учебном процессе.
Применение вышеупомянутых инструментов активизирует обучение и стимулирует активное взаимодействие между учащимися. Это, в свою очередь, предоставляет возможность проведения дискуссий, коллективных обсуждений и совместных проектов с использованием передовых средств коммуникации. Такой подход не только углубляет понимание учебного материала, но и способствует формированию навыков успешного взаимодействия и эффективной коммуникации, что является важным аспектом развития обширной коммуникативной компетенции.
В завершение, стоит отметить, что интеграция медиаресурсов в образовательный процесс оказывает существенное воздействие на процесс освоения знаний, обеспечивая более высокую скорость и эффективность этого процесса. Этот подход не только создает благоприятные предпосылки для развития когнитивных функций обучающихся, включая мышление, воображение, память, внимание и восприятие, но и способствует улучшению навыков эффективного общения. Медиаресурсы эффективно интегрируются в образовательную среду, способствуя не только улучшению учебного процесса, но и формированию ключевых навыков коммуникативной компетенции у школьников.
Литература:
- Бабошкин А. О. Бизнес-модели образовательных проектов // Вестник молодежной науки. 2017. № 4 (11).
- Лапкин, В. С. Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы / В. С. Лапкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 270–273.
- Жижина М. В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности. Медиаобразование. 2016; № 4: 47–65. с.
- Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. С. 5–10. (Вартанова (ред.), 2019: 137).
- Иванов, Д. В. Общество как виртуальная реальность / Д. Иванов // Информационное общество: СПб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 246 с.
- Афанасьев К. Е., Шмакова Л. Е. Использование электронного учебно-методического пособия «Современные информационные технологии для гуманитариев» в учебном процессе. // Тезисы X Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2003» — Санкт-Петербург: 2003.
- Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения — М.: Издательство «Перо», 2019. -72 с.