Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 03.05.2018

Статья просмотрена: 8436 раз

Библиографическое описание:

Гавриченкова, Е. А. Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни. / Е. А. Гавриченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49921/ (дата обращения: 21.11.2024).



Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммуникативные функции, как консолидация местного сообщества, развитие экономического и социокультурного потенциала населения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, молодежь, интернет, коммуникации, средства массовой информации, личность, психология, технология, социум, социальные сети.

The article considers the contribution of the mass media organizations to the popular mass sports organizing and promoting initiatives and the healthy lifestyle encouragement efforts. Mass media organizations hold critically important positions in the national media landscape of Russia being responsible for public communication, local community consolidation, local popular resource mobilization in the economic, social and cultural domains etc.

Key words: healthy lifestyle, youth, Internet, communications, mass media, personality, psychology, technology, society, social networks.

Эпоха, в которую мы живем, наполнена стремительными изменениями, постоянным прогрессом, новыми вызовами и новыми ответами. Привычные модели поведения, стандарты, ценности претерпевают трансформации, возникают новые противоречия, которые должна решить культура, чтобы выйти на новый уровень. В глобальном мире успех каждой отдельной личности и целых наций зависит от творчества, инновационности, умения нестандартно мыслить, находить новые и неожиданные решения всех проблем. Логично предположить, что в таких условиях здоровый образ жизни людей должен стать важной ценностью, которая обеспечивает процветание, творческую реализацию, материальное, а главное — духовное развитие. Однако, логика не всегда даёт адекватный ответ в условиях сложных трансформаций и быстро протекающих нелинейных процессов.

Сегодня здоровье людей находится под сильным негативным влиянием гиподинамии, вредных привычек и нездорового питания. Это касается как Украины, так и многих других стран на европейском континенте. При этом нельзя утверждать, что люди пренебрегают своим здоровьем и своим будущим по незнанию. Уровень образования населения, усилия государств в этой области и уровень распространения информационных технологий исключают абсолютную неосведомленность. Таким образом, причины невысокой популярности здорового образа жизни, двигательной активности среди населения, а также возможности и инструменты их распространения остаются актуальной проблемой.

Подходы к осознанию сути здоровья формировались в течение жизни многих поколений в виде различных взглядов, суждений, оценок. Обратимся к наиболее значимым из них. Годы жизни цитируемых авторов указаны, чтобы определиться с эпохой, в которой они творили. Предварительно представим устоявшееся мнение философов и мудрецов разных времен и народов о том, что духовное здоровье, получаемое в ходе воспитания, гораздо важнее телесного [6].

Греческий философ античного периода Сократ (460–399 до н. э.) так оценивал здоровье: «Здоровье не все, но все без здоровья — ничто»; «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам».

Греческий врач Гиппократ (460–377 до н. э.): «Здоровье — это гармония и баланс между различными сторонами человеческой природы, окружающей действительности и образа жизни».

Немецкий философ А. Шопенгауэр (1788–1881): «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия. Даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу».

Английский философ Т. Карлей (1795–1881): «Здоровье человека есть самое драгоценное произведение природы»; «Здоровье — великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других».

Австрийский врач-психиатр и психолог З. Фрейд (1856–1939): «Психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности».

Русский православный философ И. А. Ильин (1883–1954): «Здоровье есть... гармония между личною природою и личным духом».

Выдающийся немецкий врач-психиатр Ф. Перзл (1893–1970) рассматривает человека как единое целое: «Психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя».

До сих пор нет исчерпывающего определения понятия «здоровье». В литературе содержится более 100 его формулировок. Наибольшее распространение получило определение здоровья в Уставе ВОЗ (1948): «Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В такой трактовке это определение, как, впрочем, и все другие, выходит за рамки поля зрения статистиков, озадачивает философов. Здоровье, например, не может характеризоваться благополучием, поскольку это не характеристика субъекта, а результат его взаимодействия со средой [6].

Здоровый образ жизни — это повседневная ориентация человека, социальных групп в своей жизнедеятельности на такие модели поведения, которые позволяют преодолевать жизненные трудности без ущерба для личного и общественного здоровья, без разрушения благополучия нынешнего, будущих поколений людей.

Физическая культура как феномен общей культуры молодого человека уникальна. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу молодежи как действенного средства интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания молодежи. Нет надобности, доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, физическую подготовленность, морфофункциональные структуры, однако её влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Здоровый образ жизни в последние годы рассматривается как типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизни личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы реализуемой ими деятельности и её результаты, укрепляющие и сохраняющие оптимальный уровень здоровья, способствующие полноценному выполнению учебно-профессиональной деятельности, социальных функций [5].

Достаточно большое количество факторов оказывают влияние на здоровый образ жизни человека. Для того, чтобы мотивировать человека вести здоровый образ жизни существует множество мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании, развитию физической культуры, а также по обеспечению здорового питания и т. д.

Органы управления, различные общественные объединения, работники здравоохранения, специалисты учебно-воспитательных учреждений формируют и развивают понимание необходимости и важности здорового образа жизни.

Инфраструктура системы формирования здорового образа жизни и контроль над её деятельностью существует в каждой стране, в зависимости от ее социально-экономический, национальных и этнических особенностей [1].

Когда речь заходит о здоровом образе жизни и о возможности заниматься двигательной активностью, как о ценностях, то возникает вопрос о том, насколько подобные ценности уже распространены в обществе и какие перспективы их распространения среди разных социальных групп. В этом контексте интересным представляется вывод российских ученых относительно ценностного консенсуса в российском обществе, что можно экстраполировать и на других постсоветские общества: потребности российского общества в достижении базового ценностного консенсуса не получают полной реализации в силу сохранения высокого уровня дифференциации ценностных типов различных поколений, сохранения ценностных конфликтов, размежевания ценностных систем массовых и элитных групп. Базовый консенсус в обществе по поводу ценности здоровья и активной жизни необходим, но, очевидно, пока отсутствует.

Подавляющее большинство граждан так и не сделали выбор в пользу здорового образа жизни и, таким образом, не решили важных проблем качества жизни, активной старости, сокращения преждевременной смертности, сокращения расходов на медицину и т. д. Хотя данная тема является обсуждаемой и актуальной не только для государства, но и для гражданского общества [3]. И здесь на помощь могут прийти средства массовой информации (СМИ).

Бесспорно, что СМИ занимают особо значимое место в развитии общества. С самого раннего возраста и на протяжении всей жизни СМИ оказывают воздействие на человека. Формирование сознания, воспитание, вкусы, привычки и взгляды — всё это прививают человеку, в большей степени, средства массовой информации — чем и определяется актуальность статьи [2].

К вопросу о ценностях современных обществ и распространению ценности здорового образа жизни интересно вспомнить мнение Эриха Фромма о расхождениях между осознаваемыми, признанными ценностями современных людей и действительными ценностями, руководящими их поведением и жизненным выбором, но часто неосознанными. В данном контексте нетрудно объяснить сложившуюся в Украине и других постсоветских обществах ситуацию с ценностью здорового образа жизни: здоровый образ жизни становится формальной и часто пропагандируемой ценностью, но пока вряд ли, реальной и широкораспространенной. Опять же подтверждая гипотезу насчет того, что здоровый образ жизни — пока что мода, основанная на демонстративном стремлении подражать успешным социальным группам и каким-то образом идентифицировать себя с ними. О чём свидетельствуют данные о распространении [4].

Деятельность по формированию здорового образа жизни присутствуют как явные, так и скрытые процессы. К явным процессам по формированию здорового образа жизни относят: спортивные и тренажерные залы, столовые, комнаты отдыха.

В то время как скрытые процессы показывают настоящее положение дел в осуществлении поставленных задач и выражают формальный подход к реализации технологий по сохранению здоровья.

Существует три уровня развития и реализации здорового образа жизни молодежи, которые вытекают из явных и скрытых процессов в обществе, которые отражают средства массовой информации [4]:

  1. Социальный уровень. В этом направлении средства массовой информации воздействует на молодежь с помощью пропаганды здорового образа жизни, образования, общественных объединений, культуры и досуга, с помощью работы учреждений здравоохранения в информационно-просветительской сфере.
  2. Инфраструктурный уровень. В этом направлении средство массовой информации воздействует на молодое поколение с помощью создания и развития условий для ведения здорового образа жизни, путем создания клубов культуры и досуга, спортивных секций и учреждений.
  3. Личностный уровень. На этом уровне средства массовой информации формируют ценностную ориентацию молодого поколения, правильное поведение и видение.

На сегодняшний день существует немало противоречий между слабой разработкой способов и методов воздействия на молодое поколение и самой необходимостью формирования осознания необходимости здорового образа жизни у молодежи.

Кроме того, необходимо и воспитание к потребности здорового образа жизни. Для того, чтобы общество было здоровым, необходима не только реклама известных молодых людей, которые пропагандируют здоровый образ жизни, но и разработка программ в сфере социальной политики, которая будет направлена на привитие здорового образа жизни.

Устойчивая положительная культурная модель создает противоположный механизм: она формирует многие системы связей человека с миром, который охватывает со всех сторон и поддерживает в ней ощущение тотальной защищенности. Отсюда вывод о ценности человека. Идея бесконечного применения человека — важный элемент цепочки в преодолении тревожности ее духовной жизни, в победе над одиночеством и страхом. Важная роль в донесении до широких масс именно такой (положительной) культуры, ее ценностей и приоритетов принадлежит средствам массовой информации.

В формировании здорового образа жизни человека мощным инструментом являются средства массовой информации. Поэтому богатство содержания средств массовых информаций — источник и основа развития духовности личности. Духовное богатство общества — не просто сумма знаний или культурных ценностей личностей. Оно объединяет совокупность знаний, которые человечество получило в течение всего исторического развития и проявляется в различных формах, на разных уровнях сознания. В то же время духовность личности является автономной самостоятельностью, активностью. Неповторимость жизненного пути личности предопределяет особенности его духовного мира, оригинальность ее духовного облика, формирует ее творческую индивидуальность, здоровый образ жизни.

Средства массовой информации отражают условия жизни людей, системы их связей и зависимостей в макро- и микромасштабе и при этом выполняют два противоположных, на первый взгляд, задание: фиксируют и развивают интересы как личности, так и общества. Политологический, социальный и психологический аспекты феномена «средств массовой информации» трудно отделить. Существует абсолютный взаимосвязь социальных и психологических подходов для достижения поставленной цели.

С помощью технических средств происходит распространение сообщений, информации, содержащих определенные идеи для дальнейшего формирования (или влияния на формирование) установок, оценок, мнений и поведения людей. Нередко в таком случае средства массовой информации выполняют не столько информационные и культурологические, сколько идеологические функции.

Природа феномена средств массовой информации заключается в том, что в их деятельности находят широкое освещение и отражение, поиски и достижения самых гуманитарных, общественных наук, главной задачей которых является разработка общечеловеческих проблем и проблем отдельного человека.

Человек мечтает прожить долгую и счастливую жизнь. Для этого нужно иметь крепкое здоровье. Здоровье является не только личной, но и общественной ценностью. Здоровье — неотъемлемое его право, важнейший компонент национального богатства. Только здоровый человек может качественно исполнять свои социальные функции. Развитие общества невозможно без заботы об улучшении и сохранении здоровья населения.

Важнейшей задачей здорового образа жизни является формирование личности, обладающей высокой социальной активностью, способностью к творчеству, чувством коллективизма, уважением к окружающим, стремлением к нравственному самосовершенствованию, идейностью, высоким уровнем интеллектуального, эстетического и физического развития, крепким здоровьем. А социальное развитие человека сегодня невозможно без средств массовой информации. Благодаря возможностям средств массовой информации формируется духовная и нравственная единство в человеке, что, безусловно, накладывает на них особую ответственность. Разумеется, средства массовой коммуникации — это не единственный фактор, влияющий на социализацию личности, однако их влияние особенно силен.

Подводя итог, можно констатировать, что средства массовой информации сегодня является весомым фактором влияния на человеческое сознание вообще, а особенно — на сознание и формирование определенного стиля, здорового образа жизни молодого поколения страны.

Литература:

  1. Василова Д. Использование методов скрытой пропаганды в теленовостях. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 60 с.
  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
  3. Калина М. С. Здоровый образ жизни в информационную эпоху: между ценностью и модой // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. — 2014. — № 2. — С. 47–50.
  4. Лукащук В. Тенденции развития спорта в условиях рыночных преобразований. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 228 с.
  5. Могунова М. Н., Сикорская Г. М., Валиев С. К. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2016. — Т. 4. — № 1 (21). — С. 181–185.
  6. Пилипцев Н. Н., Часнойть Р. А., Павлович Т. П. Здоровый образ жизни — ведущий фактор, обуславливающий здоровье // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. — 2016. — № 2. — С. 55–61.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, массовая информация, здоровье, средство, физическая культура, молодое поколение, общество, ценность, двигательная активность, здоровый человек.


Похожие статьи

Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества

В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается...

Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей

В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массово...

Блоги в системе творческой деятельности журналиста

С развитием интернета и цифровых технологий получил широкое распространение такой вид донесения информации до аудитории как создание и ведение блога. Большое место в нашей статье занимает рассмотрение блога, как инструмента донесения информации не то...

Коммуникативные возможности интернет-среды в управлении здоровым образом жизни молодежи

Мы являемся «социальными животными», и наши связи усиливаются в социальных сетях. Неудивительно, что контент для здорового образа жизни широко распространен в социальных сетях и что он оказывает мощное, реальное воздействие на людей, что делает его в...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения в условиях современной глобализации

В данной статье рассматриваются технологии воспитания патриотизма в рамках основных проблем человека и человечества в целом. Акцент сделан на современных средствах, направленных на воспитания чувства патриотизма, а также на том, что в качестве иннова...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве

В статье рассматривается понятие имиджа должностных лиц, а именно имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые инф...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Похожие статьи

Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества

В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается...

Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей

В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массово...

Блоги в системе творческой деятельности журналиста

С развитием интернета и цифровых технологий получил широкое распространение такой вид донесения информации до аудитории как создание и ведение блога. Большое место в нашей статье занимает рассмотрение блога, как инструмента донесения информации не то...

Коммуникативные возможности интернет-среды в управлении здоровым образом жизни молодежи

Мы являемся «социальными животными», и наши связи усиливаются в социальных сетях. Неудивительно, что контент для здорового образа жизни широко распространен в социальных сетях и что он оказывает мощное, реальное воздействие на людей, что делает его в...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения в условиях современной глобализации

В данной статье рассматриваются технологии воспитания патриотизма в рамках основных проблем человека и человечества в целом. Акцент сделан на современных средствах, направленных на воспитания чувства патриотизма, а также на том, что в качестве иннова...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве

В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве

В статье рассматривается понятие имиджа должностных лиц, а именно имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые инф...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Задать вопрос