Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в повседневной жизни, но и вызвал эстетическое удовольствие. Психолого-педагогические исследования, проводимые в ключе творческой работы дошкольников разные, но приводят к одной цели.
Ключевые слова: творчество, творческая работа, организация, изобразительная деятельность, личность, художественное творчество.
Важным заданием настоящего является становление творчески активной личности, способной вносить прогрессивные изменения в жизнь общества, осуществлять выбор, ставить и разъяснять проблемы, быть изобретательными, иметь творческое воображение.
Следовательно, этот процесс, на основе вековых особенностей и с помощью благоприятных психолого-педагогических условий начинается уже на первой стадии образования, то есть из раннего дошкольного возраста. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов учебы изображающей деятельности.
В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации, нужно понимать не только, как усвоение детьми тех или других знаний и умений, а воспитание в них умения эстетично воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Как известно, одним из основных заданий дошкольного учреждения, на что, в частности, направляет Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В наше время вопрос организации творческой работы детей приобретает особенную остроту в сфере педагогической теории и практики. Ведь учебная деятельность в дошкольном образовании призвана не только передавать, дошкольникам необходимый опыт познания окружающей действительности, но и развивать их творческий потенциал, стимулировать развитие творческих сил и возможностей. В решении этого задания надлежащее место призванные занять занятия по изобразительному искусству.
Их содержание, направленность и характер влияния, могут содействовать развитию художественного творчества дошкольников, формировать эстетичное отношение к окружающей действительности и искусству.
Исходя из психоаналитического осмысления проблемы, К.Г.Юнг считал, что творческая деятельность — это сочетания психологического, связанного с работой сознания, и созерцательного, которое выражает обиды несознательного. Продолжая эту мысль, А.Кестлер указывает на то, что художественное творчество лежит в единственной плоскости спектра вместе с юмором и открытием [7, c. 267]. Особенно важно подчеркнуть положение автора о том, что все разновидности творческой активности, — это сознательные и несознательные процессы, которые находятся в трех сферах: художественного вдохновения, научного открытия и количественной изобретательности — имеют общую для них модель: сочетание отдельных отраслей знания, моментов восприятия.
Значительный интерес в плане определения сущности творческой работы вызывают труды, в которых исследователи акцентируют внимание на отдельных составляющих этого процесса, определяя одну из них как центральную, что дает возможность строить на ее основе сложную систему взаимодействующих процессов.
Ф. Бекон считал, что творчество не что другое, как случайная, хотя и успешная, комбинация уже существующих элементов, которая строится на основе опыта [21:216]. Доказательствами этого являются разные суждения Гоббса, Декарта, Локка, Спинозы, которые сводятся к тому, что опыт является главным в понимании механизма творчества. Такую же точку зрения о случайности творческих качеств личности разделяли и представители эпохи просветительства, в частности К. Гельвеций, который считал, что случай намного больше принимает участие в нашем воспитании, чем мы думаем. “Именно случай составляет перед нашими глазами знакомые предметы, что в свою очередь вызывает у нас особенно удачные идеи и приводит нас, иногда, к большим открытиям”.
В понимании сущности творческой работы человека важны, научные размышления И. Канта. Он связывал творческую работу не с внешними проявлениями и результатами деятельности человека, а с ее внутренними процессами, которые происходят на уровне воображения.
Это позволяет философу интерпретировать творческую работу как производительную способность воображения. Анализируя структуру творческого процесса, он выделяет воображение как один из важных моментов структуры сознания. И. Кант пишет, что творческая способность воображения является объединительным звеном между разнообразия чувственных впечатлений и единством умственных понятий в силу того, что она одновременно владеет наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия.
Поскольку “трансцендентальное” воображение является общим корнем созерцания и деятельности, потому творчество лежит в основе всякого познания
К таким составляющим можно отнести понимание творчества в сроках процессов воображения и символизации как критериев креативности (Ф.Баррон, Р.Стернберг) способность выхода за пределы стереотипных ситуаций (С.Медник и др.), связь креативности с другими когнитивными процессами (М.Воллах, Н.Коган, и др.), специфичность сфер деятельности, где творчество характеризуется как специальная (Х.Гарднер).
Отметим, что хотя в целом исследователи этого направления сделали значительный взнос относительно определения содержания творчества, указывая на роль психических процессов и ее показателей, но недостаточное внимание, как на наш взгляд, уделялось внутренним механизмам их функционирования и развития: воображению, фантазии, представлению и другому, которые помогают организовать творческую работу детей предшкольного возраста и является важными составляющими творческой деятельности. [3,c.208].
Анализируя труды вышеупомянутых исследователей, определим основные факторы творческого процесса:
– способность адекватно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах;
– мотивы и личность творца;
– оригинальность и приемлемость в текущий момент;
– разница в природе креативных продуктов.
Такой же мысли относительно сущности творчества и А.Горальски. Отмечая разнообразие содержания творческой деятельности, он добавляет к ней фактор исторического развития и социальной обусловленности, считает, что пути деятельности пролегают через потребности, условия, средства, цель, иерархию и организацию, через научное описание, причину, следствие и личность дошкольника.
Начиная с XVI столетия, в европейской философии стала определяться тенденция о распределении творчества на отдельные понятия, о чем свидетельствует анализ зарубежной философской литературы. Интуитивисты (А. Бергсон, Е. Гусерль и др.) отождествляли творчество и интуицию. А. Бергсон, утверждая принципиальную ограниченность возможностей интеллекта, указывал на то, что последний, при посредничестве науки, сможет открывать лишь тайне физических явлений инертной материи. Художественное же творчество, по его словам, это вид духовного прозрение, а ее природа — исключительно интуитивная, мистическая и, в сущности, неумная вещь.
В поисках ответа на вопрос творческой работы человека ученые пытаются выделить и такой аспект, как изменения, которые происходят в самом человеке и результатах его труда. По мнению П. Лаврова, творчество — это добавление бытия к состоянию духа, к внутреннему состоянию человека. Если знания уменьшают бытие предмета, уменьшают количество качеств того, что пытаемся познать, то творчество увеличивает бытие того, на что она обращение “она добавляет реальный признак к представлению, которое существует у нас, к “состоянию духа”, которым мы насыщенны, она вводит в реальный мир то, которое принадлежало только к нашему внутреннему миру, она предоставляет единичное олицетворение бытия до того, которое было общим”.
Видим, что творческая деятельность человека является тем понятием, которое получило в философской литературе определенное освещение. Творческая работа художника интерпретируется философами по-разному, в зависимости от мифического, теологического или научно философского мировоззрению. Осуществлен нами анализ наиболее характерных философских подходов к осмыслению этого вопроса убеждает нас в том, что наиболее производительным в раскрытии сущностей и закономерностей творческого процесса является диалектико-материалистический взгляд. Он позволяет осмыслить творческую деятельность как важное средство духовно-практического освоения окружающей действительности; благодаря художественному творчеству, человек создает что-то новое, открывает окружающую среду благодаря разнообразию ее эстетичного содержания и форм, гармонизует свое отношение к прекрасному в повседневной жизни и искусстве.
Ж. Агамирян считал, что анализ рождения и формирование образа в детском рисунке непосредственно приводит к анализу возникновения художественного образа в искусстве вообще, отмечая развитие изображающего творчества ребенка из позиций аналогии с развитием мирового искусства.
По словам А.Н.Леонтьева, техническое и художественное творчество по-разному соотносятся с теоретическим мышлением, но объединяет их именно способность человека действовать в неуверенных ситуациях. С точки зрения деятельности, условием такой способности является самореализация, которая в художественном творчестве может оказываться на уровне целостной личности [6, c. 576]. В этом случае художественное творчество понимается А.Н.Леонтьевым как самостоятельное построение системы отношений между отдельной личностью и предметным и социальным миром, интегральной частью которого является эта личность. Поэтому в педагогическом плане, считает А.Н.Леонтьев, главное в творчестве — это осознание ребенком себя как “нового открытия, как активного превращающего начала, которое реализует в процессе такого превращения свою личность и отдельные способности, знания и умения” [4, c. 38].
Важным является необходимость правильного построения воспитания и образования с ранних лет, “ориентируя их на развитие образного мышления, чтобы, впоследствии они, не оказались скованными умственными пределами”.
Одними из первых в отечественной педагогике и психологии проблему организации детского творчества подняли В.М.Бехтерев и другие, которые пытались подчеркнуть психологические и педагогические направления такого явления, как детский рисунок, выделяя основные его характеристики и этапы эволюции.
Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет говорить об определенной эволюции во взглядах на творческую работу вообще и на художественно творческую в частности. Следует отметить, что хотя и остается неизменным постулат о творчестве как о создании чего-то нового, но из литературы разных планов, будь то философская, психологическая или педагогическая, видно, что тех исследователей, которые на современном этапе работают в направлении изучения отдельных аспектов творчества такая постановка вопроса уже не устраивает. Поскольку современность выдвигает требования к воспитанию именно творческой личности. При таких условиях невозможно не согласиться из А.Н.Леонтьевым, который считает, что творчество — это не что другое, как срастание потребности в риске, психологической установки на сверх ситуативную активность, которая не боится выйти за очерченные пределы; это способность занять собственную позицию и принять собственное решение, независимо от внешних проявлений и сегодняшних условий и ограничений. Главное в поведении ребенка — это смысловая установка на творчество, которое допускает открытие перед ним всего спектра таких возможностей, и ориентацию, на свободный выбор отдельной возможности, или нахождение, ею новых возможностей, которые не предусмотрены личным опытом и социальной средой [5, c. 38].
Литература:
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 320с.
- Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.—208с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: МГУ, 1971.—38с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1972.—576с.
- Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С.Мейлаха. — Л.: Наука, 1980.—286с.