В статье проводится теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности», выделяются ключевые аспекты их сущности. Установлено, что дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, при этом процесс их развития требует специальной организации и сопровождения педагогами дошкольных образовательных организаций. Автором определены базовые психолого-педагогические условия, соблюдение которых будет способствовать развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: творчество, способности, творческие способности, развитие, дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, психолого-педагогические условия.
Проблема изучения творческих способностей имеет долгую историю, в данном направлении зарубежными и отечественными исследователями накоплен солидный опыт, и сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что творческие способности — особая категория психолого-педагогической науки. Особый статус её предопределяется, в первую очередь, тем фактом, что до настоящего времени не найден ответ на вопрос о том, являются ли творческие способности врождёнными или же они формируются под влиянием среды, в которой растёт и развивается ребёнок. Кроме того, в научном сообществе до сих пор нет единства мнений о том, что именно считать творческими способностями, и можно ли отождествлять способности с творческим потенциалом личности.
Проблеме развития творческих способностей посвящены труды многих зарубежных и отечественных учёных. Изучением общих вопросов психологии способностей занимались Б. Г. Ананьев, Л. А. Артемова, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и другие. Каждый из перечисленных исследователей рассматривал сущность способностей через призму их взаимосвязи с задатками, склонностями, интересами, характером, поведением, деятельностью и структурой личности в целом.
Исследования в области развития творческих способностей ребёнка под влиянием взрослого проводились Н. А. Гуляевым, В. И. Загвязинским, С. А. Изюмовой, Е. Е. Кравцовой, Н. С. Лейтесом, А. А. Люблинской, К. К. Платоновым, А. В. Петровским, В. П. Филатовым и другими.
Что касается проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, то перечень диссертационных исследований последних лет по данному направлению не отличается многообразием. В этом усматривается явное противоречие. Дело в том, что труды Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Неменского и многих других теоретиков и практиков в области психологии и педагогики убедительно доказывают тот факт, что эффективность процесса развития творческих способностей напрямую зависит от возраста ребёнка: чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию творческих способностей, тем эта работа более результативна. Следовательно, поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-исследовательской активности. Таким образом, актуальность проблемы изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста и выявления педагогических условий их развития очевидна.
На сегодняшний день в психологической и педагогической литературе существует множество определений понятия «творческие способности», и все они базируются на понимании таких терминов, как «творчество» и «способности».
В психолого-педагогической науке «творчество» понимается как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [10, с. 398]. Кроме того, творчество рассматривается как «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, результат которой оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [6, с. 217].
Творчество характеризует социально значимые открытия, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. С точки зрения педагогики, особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, определенных способностей, эмоциональных черт, высокой работоспособности [6].
Творчество можно разделить на три основных вида, которым соответствуют типы творчества: стимульно-продуктивный — продуктивная творческая деятельность под действием какого-либо внешнего стимула; эвристический — сама деятельность принимает творческий характер без внешнего стимула; креативный — самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы [4; 13].
Таким образом, творчество носит продуктивный характер, поскольку процесс творчества рождает какой-либо результат, продукт или решение.
Для реализации творческой деятельности необходимы определённые способности. Учёные выделяют два уровня способностей: репродуктивный (усвоение знаний и овладение определённой деятельностью по образцу) и творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать оригинальное) [5]. Среди способностей личности к творчеству выделяют способность порождать идеи, отклоняться в мышлении от схем, быстро разрешать ситуации. Такая способность была названа креативностью [11].
Исходя из сказанного выше, под творческими способностями следует понимать сочетание индивидуальных особенностей ребёнка, определяющих успешность творческой деятельности.
По мнению Л. П. Айкиной, можно выделить следующие наиболее значимые творческие способности: творческое воображение, гибкость мышления, способность видеть целое раньше частного, способность применить приобретённые ранее навыки в новых условиях, способность к образному видению общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий, способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний, способность самостоятельного выбора альтернативы, способность к генерированию идей [1].
Поскольку творческие способности развиваются в деятельности, необходимо поощрять участие детей в разнообразных видах творческой деятельности, а участие в творческом процессе для ребёнка является способом созидания собственной личности. Организация различных видов деятельности, в которых ребёнок может проявить свои задатки и развивать творческие способности, — одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации. Значимость успешного решения этой задачи определяется исключительной важностью периода дошкольного детства. Дошкольный возраст играет особую роль в личностном становлении. Началом систематического обучения знаменуется серия явных изменений в развитии ребёнка. Этот возрастной период связан с развитием в новой социальной ситуации, с исполнением новой социальной роли, с необходимостью отвечать новым требованиям и выполнять новые обязанности, и, кроме того, с глубинной перестройкой личностно-психологической сферы [3].
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности ребёнка. В этот возрастной период формируется структура мотивов, появляются новые социальные потребности, такие как необходимость признания и уважения, возникает новый опосредованный тип мотивации, который является основой произвольного поведения, происходит процесс закрепления системы социальных ценностей, правил поведения в обществе, моральных норм [7].
Дошкольный возраст — сензитивный период для развития творческих способностей, в силу того, что на протяжении дошкольного детства происходит интенсивное формирование и развитие памяти и мышления, способности к произвольной деятельности, ребёнок включается в новые виды деятельности и системы межличностных отношений. Однако развитие творческих способностей не происходит само по себе, для этого требуется создание благоприятных условий.
В психолого-педагогической литературе такими условиями являются следующие:
- Изменение роли дошкольника в процессе творчества. Благодаря этому он становится активным участником познания и творчества, имеющими возможность выбирать и удовлетворять собственные интересы, потребности, реализовывать свой творческий потенциал. В процессе непосредственного выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие дошкольника и воспитателя. Суть его заключается в неразрывности прямого и опосредованного воздействия как сотворчества [12].
- Комфортная психологическая обстановка, которая благотворно влияет на развитие творческих способностей, оказывая поощрение и стимулирование стремлений дошкольников к творчеству, Благоприятная психологическая обстановка создается за счет безусловного принятия каждого дошкольника, уважения его потребностей, мнений, опускания замечаний и каких-либо осуждений. Поскольку отрицательные эмоции (страх, тревога, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, создание благоприятной психологической обстановки, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя безопасно и уверенно, имеет особую значимость [8].
- Создание внутренней мотивации в творческом процессе. Необходимость внутренней мотивации дошкольников способствует успешному развитию творческих способностей. Познавательная потребность, желание и интерес ребенка к знаниям, к процессу поиска послужат гарантией большего напряжения ума, и самореализации. При создании внутренней мотивации важно ненавязчиво помогать, но не решать за ребенка, если ему под силу самому выполнить решение [2].
- Сочетание разнообразных форм в образовательном процессе — это наилучшее сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм деятельности в зависимости от целей и задач творческого задания, уровня сложности. В дошкольном старшем периоде предпочтение отдается коллективной и групповой формам деятельности, что обусловлено совместным поиском, позволяющим объединить знания, способности, способствующим повышению рефлексии, играющей определенную роль в процессе получения результата или творческого продукта [4].
- Межпредметность. В процессе работы над решением творческих задач необходимо использовать полученные знания из смежных или разных областей. Это также позволяет активизировать знания для творческого поиска и решения предложенной задачи [4].
- Самостоятельность в ходе выполнения творческого задания. Решение дошкольником задач на основе самостоятельности требует максимального напряжения физических и психологических сил, поднимая собственный потенциал на более высокий уровень. Необходимы сложные, но достаточно посильные для детей дошкольного возраста творческие задания, которые стимулируют развитие способностей к творческой деятельности, развивая соответствующие умения [9].
- Последовательность и системность в развитии творческих способностей дошкольников. Эпизодический характер творческих упражнений, предусмотренных программой дошкольного образовательного учреждения, не способствует активизации творческой деятельности дошкольников, следовательно, необходимо систематически развивать способности [14].
Таким образом, творческие способности детей дошкольного возраста могут успешно развиваться только при наличии представленных выше условий, поскольку их формирование — это сложный процесс, требующий основополагающих знаний психологии и педагогики и активного участия взрослых.
Литература:
- Айкина Л. П. Музыкально-творческое развитие в условиях досуговой деятельности / Л. П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 6. — С. 282–286.
- Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 15 января. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115–9.htm. (дата обращения: 21.10.2023).
- Батюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. — М.: Логос, 2011. — 304 c.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие / Д. Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Дормидонтова Л. П. Диагностика и критерии оценки развития творческих способностей детей 5–8 лет в педагогическом процессе / Л. П. Дормидонтова // Симбирский научный вестник. — 2011. — № 2. — С. 71–73.
- Дружинин В. Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин. — М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2007. — 541 c.
- Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / И. А. Корецкая. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 120 c.
- Мотылькова Е. Р. Развитие творческого потенциала ребёнка дошкольного возраста в семье / Е. Р. Мотылькова // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации. Материалы международной научно-практической конференции. В 2-ч. Ч.1. — Новокузнецк: КузГПА, 2014. — С. 309–312.
- Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. — 1990. — №. 1. — С. 16–19.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Соснина И. Г. Взаимосвязь развития уровня креативности и успешности творческой деятельности дошкольников / И. Г. Соснина // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8–3. — С. 744–747.
- Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн //Педагогика. — 2010. — №. 7. — С. 3–11.
- Христенко Г. И. Творчество, творческие способности и креативность как психолого-педагогические категории / Г. И. Христенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 23. — С. 186–189.
- Цымбулов В. И. Системность развития фантазии и воображения в процессе художественно-творческой деятельности детей // Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования: материалы всероссийской научно-практической конференции, Курск, 6–8 декабря 2001 года. — Курск: Курский гос. педагог. университет, 2002. — С. 286.