В статье раскрываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, которые оказывают влияние на развитие творческих способностей.
Ключевые слова: творческие способности, дошкольный возраст.
В нашей жизни есть стандартные условия, в которых людям необходимо ориентироваться, например, правила дорожного движения. Но современный мир такой быстро меняющийся, что необходимо быть готовым к непостоянствам, уметь создавать свою модель поведения в меняющихся условиях, делать выбор и стремиться к результату. Современное общество заинтересованно в развитии таких способностей как креативность, творчество, нестандартность мышления. Но что заключается в этих понятиях, какой возраст наиболее благоприятен для развития данных умений?
Обычно у людей, творчество ассоциируется с художественной деятельностью (живопись, музыка и литература), но данное термин имеет более обширное применение. Творчество можно встретить в деятельности биологов, математиков, педагогов и т. д. Из большого количества определений, касающихся понятия творческих способностей, можно выделить понимание данного явления Л. С. Выготским. Он отмечает, что это процесс создания человеком чего-то нового, причем не имеет значения, будет ли это новой вещью внешнего мира или субъективным построением ума, чувства, обнаруживающихся в самом человеке [1]. Таким образом, творческие способности — это умение создавать что-то новое на уровне целого мира или только своего опыта.
Ещё одно интересное определение дал известный психолог Эрих Фромм. Он рассматривает творческую способность в качестве способности человека к познанию мира, умению удивляться увиденному и услышанному и находить выход из нестандартной ситуации [3]. Это определение дает представление о любознательной, инициативной и интеллектуальной личности.
К вопросу развития творческих способностей обращались многие исследователи разных направлений: психологи, педагоги, философы, биологи и т. д. В психологии в зависимости от концепции по-разному рассматривается причина побуждения к творческой деятельности. В аналитической психологии творчество относят к такой форме как сублимация — бессознательной деятельности, которая неподвластна воле человека. С позиции когнитивной психологии жизнь творчество — это исследовательский процесс, который выступает альтернативой всему банальному. В экзистенциализме это выход за пределы индивидуального, природного и социального. Гуманистическая психология творчество относит к более глубокому осознанию человека себя, возможностью самоактуализации и самовыражению [3].
Наряду с понятие творческие способности часто используется понятие креативность. Т. Любарт определяет креативность как способность создавать оригинальный и интересный продукт, который соответствует контексту, в котором он находится [6]. Проанализировав психологическую литературу, можно заметить, что в зарубежных источниках часто употребляется термин креативность, обозначающий то же, что и творческие способности в отечественных источниках. Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе эти два понятия используются как синонимы.
Для измерения творческих способностей использую стандартные критерии, которые выдвинули Дж. Гилфорд и Э. Торранс. К ним относятся, беглость (скорость творческого мышления), гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи), оригинальность (способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных); точность (показатель стройности, логичности творческого мышления); склонность к риску (способность применения необычных материалов, цветов, образов, путей решения проблемы, возможно несвойственных данной проблеме) [2].
Ряд отечественных и зарубежных психологов считают, что творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе повседневной деятельности в течение всей жизни. А. Маслоу является одним из сторонников данного мнения, но уточняет, что с возрастом у человека угасает эта способность под воздействием среды [3].
В рамках данной темы, большое внимание уделяется дошкольному возрасту, т. к. он является сенситивным периодом для развития творческих способностей. Дети отличаются любознательностью, подвижным и развитым воображением, огромным желанием познать окружающий мир. В развитие ребенка дошкольного возраста можно заметить важные новообразования: память, внимание, восприятие и воображение становятся произвольными и опосредованными.
Воображение является одним главных новообразований в дошкольном возрасте. Воображение является главным составляющим творческих способностей. Благодаря этому процессу рождаются идеи, создается нечто новое. Процесс развития воображения связан с памятью, так как ребёнок воображает на основе уже имеющегося представлений или образов. Образы возникают не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе. Практически на протяжении всего дошкольного возраста ребёнок действует без замысла, а замысел может родиться уже после действия. Дети до 5 лет ещё только учится управлять деятельностью своего воображения, а в возрасте 5–7 лет начинает произвольно планировать свой замысел [8]. Воображение активно развивается в игровой деятельности. Л. С. Выготский отмечал что, «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [1].
Е. Е. Кравцова выделяет три составных уровня воображения детей [5]:
- Предметная среда, в которой ребенок ищет сходства в предметных очертаниях.
- Прошлый опыт, благодаря которому восстанавливается целое из фрагментов.
- Особая внутренняя позиция ребенка, в которой картинки и предметы «оживают» и рождаются истории.
Первый и второй уровень считаются низшими, в то время как третий это главная составляющая воображения. Особая внутренняя позиция ребенка позволяет не только сочинять, придумывать, фантазировать, но и руководить всеми этими процессами.
В ходе творческого воображения ребенок способен самостоятельно создавать новые образы и идеи в виде оригинальных продуктов деятельности, которые могут представлять ценность для других людей или общества в целом.
Но если эти способности не развивать, не поддерживать созданием условий и возможностей, то возможет регресс творческих способностей человека. Б. П. Никитин ввел обозначение «НУВЭРС», которое обозначает «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей» [4]. В течение 20 лет проводились международные исследования уровня развития творческого мышления, где было выявлено снижение показателя у детей в возрасте от 5 до 10 лет [7].
Проанализировав особенности формирования творческих способностей детей, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является благоприятным для развития творческих способностей. А результаты международных исследований, которые свидетельствуют о снижении уровня творческих способностей у детей в мире, говорят о важности проявления внимания к данной проблеме.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 368 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин // Питер: Мастера психологии. 2012.- 448 с.
- Катханова Ю. Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности: монография / Ю. Ф. Катханова. — Чебоксары: ИД «Среда», 2018. — 140 с.
- Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е. Кравцова. –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. — 160 с.
- Любарт Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Миширу, С. Торджман, Ф. Зенасни — М.: Когито-Центр, 2009. -215 с.
- Чурбанова С. М. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований / С. М. Чурбанова, А. А. Леонтьева // Современное дошкольное образование. — 2019. — № 6(96). — С. 70–78.
- Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева — Москва: Академия, 2012. — 272 с.