В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитием исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Ключевые слова:исследовательские умения, проблемы формирования исследовательских умений дошкольников
В концепции модернизации российского образования говорится о необходимости формирования у детей общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.
ФГОС ДО трактует необходимость овладения детьми различными способами познавательной деятельности, приобретение ими опыта различных видов деятельности. Все это требует создания определенных педагогических условий для включения дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности в исследовательскую.
Что такое исследовательская деятельность? Прежде всего, это некая творческая деятельность, которая направлена постижение окружающего мира, открытие детьми новых знаний и способов действий. Исследовательская деятельность способствует развитию ценностного, творческого и интеллектуального потенциала детей. Является средством их активизации и позволяет формировать интерес, предметные и общие умения.
Достичь этой цели можно только вооружив детей исследовательскими умениями.
Раскрытием основной сущности исследовательских умений детей, правда младших школьников, занимались и занимаются В.И. Андреев, С.П. Арсенова, С.И. Савенков, Н.А. Семенова и др.
Савенков А.И. понимает под понятием исследовательские умения детей умения интеллектуального и практического характера, связанных с самостоятельным выбором и применением практических приемов и методов на доступном для детей материале.
В современных условия ФГОС ДО перед педагогами встает необходимость формирования умений и навыков самостоятельной познавательно-исследовательской активности ребенка, ведь в системе начального образования, а это уже следующая ступень после дошкольного, исследовательская деятельность является одним из элементов учебного процесса.
Большинство педагогов осознают важность формирования исследовательских умений у детей. Однако, на деле выходит совсем по-другому. И тому есть свои причины. С одной стороны, недостаточный уровень подготовки многим педагогов в системе дошкольного образования. С другой — не разработанность системы принципов и неопределенность этапов педагогического взаимодействия педагога и воспитанника при формировании исследовательских умений.
Проанализировав необходимую литературу, мы пришли к выводу, что в науке сложились предпосылки, создающие условия для решения проблемы формирования и дальнейшего развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Помимо теоретических обнаруживаются и практические предпосылки разработки проблемы формирования исследовательских умений детей дошкольного возраста. К таким предпосылкам относится ФГОС ДО, который и обращает внимание на создание условий для всестороннего творческого развития ребенка, способного жить в изменяющихся условиях жизни.
Все более актуальной становится проблема выявления условий формирования в условиях дошкольного образования.
В психолого-педагогической литературе говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности дошкольников.
Проанализировав необходимую литературу, мы пришли к выводам, что большинство авторов рассматривают три основных группы педагогических условий для формирования исследовательских умений детей:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, использование адекватных методов обучения;
– мотивированность исследовательской деятельности дошкольников за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности детей.
– специфика деятельности педагога, реализующего позицию организатора исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество с детьми, обладать творческим потенциалом для организации поисково-исследовательской деятельности детей в соответствии с тематикой, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
В то же время, на наш взгляд, достаточно мало уделяется внимания программно-методическим условия, которые непосредственно раскрывают сущность основного содержания системы исследовательских знаний, умений детей, условий организации творческой образовательной среды, особенности построения педагогом совместной деятельности с дошкольниками.
А ведь создание условий для исследовательской деятельности дошкольников позволяет педагогу как бы естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает также, что недостаточно освещены вопросы, раскрывающие в полном объеме способы диагностики исследовательских умений детей дошкольного возраста на различных этапах их формирования и критерии их сформированности.
Таким образом. Проблема формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
Литература:
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). — М., 2005.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. — М., 2000.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. — Ярославль, 2002.
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду / А.И. Савенков. — «Учебная литература», 2005.