Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Автор: Васянова Екатерина Александровна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 24.12.2016
Статья просмотрена: 387 раз
Библиографическое описание:
Васянова, Е. А. Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / Е. А. Васянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1820/ (дата обращения: 21.11.2024).
В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитием исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Ключевые слова:исследовательские умения, проблемы формирования исследовательских умений дошкольников
В концепции модернизации российского образования говорится о необходимости формирования у детей общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.
ФГОС ДО трактует необходимость овладения детьми различными способами познавательной деятельности, приобретение ими опыта различных видов деятельности. Все это требует создания определенных педагогических условий для включения дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности в исследовательскую.
Что такое исследовательская деятельность? Прежде всего, это некая творческая деятельность, которая направлена постижение окружающего мира, открытие детьми новых знаний и способов действий. Исследовательская деятельность способствует развитию ценностного, творческого и интеллектуального потенциала детей. Является средством их активизации и позволяет формировать интерес, предметные и общие умения.
Достичь этой цели можно только вооружив детей исследовательскими умениями.
Раскрытием основной сущности исследовательских умений детей, правда младших школьников, занимались и занимаются В.И. Андреев, С.П. Арсенова, С.И. Савенков, Н.А. Семенова и др.
Савенков А.И. понимает под понятием исследовательские умения детей умения интеллектуального и практического характера, связанных с самостоятельным выбором и применением практических приемов и методов на доступном для детей материале.
В современных условия ФГОС ДО перед педагогами встает необходимость формирования умений и навыков самостоятельной познавательно-исследовательской активности ребенка, ведь в системе начального образования, а это уже следующая ступень после дошкольного, исследовательская деятельность является одним из элементов учебного процесса.
Большинство педагогов осознают важность формирования исследовательских умений у детей. Однако, на деле выходит совсем по-другому. И тому есть свои причины. С одной стороны, недостаточный уровень подготовки многим педагогов в системе дошкольного образования. С другой — не разработанность системы принципов и неопределенность этапов педагогического взаимодействия педагога и воспитанника при формировании исследовательских умений.
Проанализировав необходимую литературу, мы пришли к выводу, что в науке сложились предпосылки, создающие условия для решения проблемы формирования и дальнейшего развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Помимо теоретических обнаруживаются и практические предпосылки разработки проблемы формирования исследовательских умений детей дошкольного возраста. К таким предпосылкам относится ФГОС ДО, который и обращает внимание на создание условий для всестороннего творческого развития ребенка, способного жить в изменяющихся условиях жизни.
Все более актуальной становится проблема выявления условий формирования в условиях дошкольного образования.
В психолого-педагогической литературе говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности дошкольников.
Проанализировав необходимую литературу, мы пришли к выводам, что большинство авторов рассматривают три основных группы педагогических условий для формирования исследовательских умений детей:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, использование адекватных методов обучения;
– мотивированность исследовательской деятельности дошкольников за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности детей.
– специфика деятельности педагога, реализующего позицию организатора исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество с детьми, обладать творческим потенциалом для организации поисково-исследовательской деятельности детей в соответствии с тематикой, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
В то же время, на наш взгляд, достаточно мало уделяется внимания программно-методическим условия, которые непосредственно раскрывают сущность основного содержания системы исследовательских знаний, умений детей, условий организации творческой образовательной среды, особенности построения педагогом совместной деятельности с дошкольниками.
А ведь создание условий для исследовательской деятельности дошкольников позволяет педагогу как бы естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает также, что недостаточно освещены вопросы, раскрывающие в полном объеме способы диагностики исследовательских умений детей дошкольного возраста на различных этапах их формирования и критерии их сформированности.
Таким образом. Проблема формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
Литература:
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). — М., 2005.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. — М., 2000.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. — Ярославль, 2002.
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду / А.И. Савенков. — «Учебная литература», 2005.
Ключевые слова
исследовательские умения, проблемы формирования исследовательских умений дошкольниковПохожие статьи
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Подготовка студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска»
В статье исследуется проблема подготовки студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска». Описываются основные психолого-педагогические условия развития творческой активности обучающихся. Рассматриваю...
Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы
В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...
Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...
Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, которые оказывают влияние на развитие творческих способностей.
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...
Похожие статьи
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Подготовка студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска»
В статье исследуется проблема подготовки студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска». Описываются основные психолого-педагогические условия развития творческой активности обучающихся. Рассматриваю...
Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы
В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...
Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...
Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, которые оказывают влияние на развитие творческих способностей.
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...