В статье рассматривается проявление личностных особенностей детей младшего подросткового возраста.
Ключевые слова: подросток, личностные особенности.
Подростковый возраст — это период жизни между детством и зрелостью. В этот период происходит переход к новому типу взаимоотношений подростка со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие его возможности, изменение социальной ситуации развития, смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребёнка. Начинают происходит бурные изменения в организме и психике, что способствует возникновению частой смены настроения, неустойчивой самооценки, противоречивости интересов, противоречивости характера подростка (уверенность в себе и застенчивость), «аффекта неадекватности» — бурной неуправляемой реакции и др.
Актуальность выбранной темы обусловливается недостаточной изученностью данной проблемы, а также тем, что в организме ребенка начинают происходить бурны физические, психические и личностные изменения. Следовательно, подросток не понимает, что с ним происходит, поэтому может проявить негативные качества, конфликтует со сверстниками, родителями, учителями, теряет интерес к учебе. Также одновременно при переходе в среднее звено ребенок (пятиклассник) вынужден еще и адаптироваться к новым условиям обучения.
Рассматривая понятие «личность», обычно включают такие качества, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе [3]. «Личностные» особенности — это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни» [5].
Понятие «личностные особенности» в современной психологии трактуется как устойчивые особенности поведения, эмоционального реагирования, проявляющиеся в различных ситуациях, имеющие биологическую природу, в значительной степени обусловлены генетически и достаточно стабильные на протяжении всей жизни [2].
Казанская В. Г. к характерным чертам поведения подростка относит чувствительность, эмоциональную неустойчивость, застенчивость, агрессивность, эмоциональную напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам, что психологически приводит к часто возникающему в период кризиса «аффекту неадекватности» — бурной неуправляемой реакции ребенка, не соответствующей по степени выраженности вызвавшему ее поводу [1].
А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум пишут, что в системе межличностных отношений с другими людьми, у подростка возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека. Это, прежде всего самолюбие, выражающее стремление подростка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми [4].
Князева Т. Н., Матюкова А. В. исследовали личностные особенности у младших и старших подростков по таким параметрам: склонность к самоанализу, стыдливость, самоконтроль. Они выяснили, что младшие подростки в большей степени склонны к самоанализу, стыдливости и в меньшей степени самоконтроли по сравнению со старшими подростками [2].
Выше рассматривались исследования различных авторов с целью выявления состояния изученности данной темы. И выяснилось, что данная проблема малоисследована.
Следовательно, нами было проведено эмпирическое исследование личностных особенностей подростков на базе общеобразовательной школы «Университетская» Елабужского института (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Елабуга в 2021 году. Общий объем выборки составил 27 детей младшего подросткового возраста.
В рамках экспериментального исследования был использован 14-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла.
В ходе проведения методики было выявлено, что большинство младших подростков имеют такие личностные особенности как склонность к замкнутости (88 %); чувствительность; низкая эмоциональная устойчивость (70 %); безответственность, неорганизованность (74 %); низкий волевой контроль (66 %); сдержанность, осторожность (63 %); склонность к конформизму (66 %); уступчивость (52 %); упрямство и желание утвердиться, доминировать над другими подростками (41 %); предприимчивость (55 %); застенчивсть, боязливость, реалистичность (59 %); инертность (48 %).
Доминирование таких личностных особенностей у младших подростков можно объяснить тем, что они проходят процесс адаптации, так как только-только перешли в среднее звено и ещё тем, что возможно адаптацию детей при переходе в среднее звено усложнила ситуация смешения учеников с разных классов одной параллели.
Для того, чтобы облегчить процесс адаптации младших подростков к новым условиям обучения необходимо провести с ними групповые коррекционно-развивающие занятия, например, на сплочение, на развитие навыков доброжелательного общения, на повышение самооценки и др., а также тренинги на личностные развитие, чтобы помочь им лучше воспринимать и лучше понимать себя.
Исследование личностных особенностей проводилось для того, чтобы в последующем применить полученные знания в работе с подростками, так как учёт личностных особенностей поможет грамотнее выстроить взаимодействие учителей с младшими подростками для создания благоприятного климата в классе.
Литература:
- Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. — Спб: Питер, 2008.
- Князева Т. Н., Матюкова А. В. Особенности проявления личностных черт у младших и старших подростков. — Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия, 2017.
- Немов Р. Психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002.
- Сафронова М. В., Сахарова Е. В. Личностные особенности школьников, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов. — Кемерево: Кемеровский государственный университет, 2013.