Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по тесту Кеттелла в условиях разной среды обучения
Автор: Саратова Людмила Михайловна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 1768 раз
Библиографическое описание:
Саратова, Л. М. Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по тесту Кеттелла в условиях разной среды обучения / Л. М. Саратова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6320/ (дата обращения: 17.12.2024).
Отклонения в развитии личности подростка в зависимости от дефекта выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность проблемного подростка от группы нормально развивающихся сверстников. Готовность детей и подростков с ОВЗ к образовательной интеграции, предполагает определенный уровень развития психических процессов, обеспечивающих включение подростка в новую для него систему социальных отношений, а также успешное овладение учебными знания. Изучение личностных особенностей таких подростков имеет огромное значение для понимания своеобразия формирования психики школьника с ОВЗ. Выбор такой возрастной категории был обусловлен тем, что в подростковом возрасте, сензитивном для целого ряда новообразований, активно формируется новый уровень самосознания, системы ценностей, что дает возможность предпосылкам успешной социализации и социально- психологической адаптации
Исследовательская работа, проводилась в 2005–2014 гг.; были охвачены подростки с ограниченными возможностями с сохранным интеллектом в возрасте 14–15 лет в количестве 120 человек. По выявленным нарушениям — с двигательными нарушениями — 60, с нарушением слуха (1,2 степени) — 30, с психопатоподобными, неврологическими расстройствами и ВПС– 30. Они являются учащимися разных школ г. Воронежа, где применяются различные формы обучения. Обучение в классе общеобразовательной школы, обучение на базе РЦДПОВ — реабилитационный центр, в таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения МОУСОШ.
Для исследования личностных особенностей подростков с ограниченными возможностями использовался личностный шестнадцати факторный опросник Р.Кэттелла (1950г.), подростковый вариант теста, модифицированный Л. А. Ясюковой.
Л. А. Ясюкова предположила, что личностная характеристика, с помощью которой можно проследить протекание подросткового кризиса, должна быть тесно связана с самосознанием, «отражать механизм» его пробуждения, но в тоже время ее роль должна быть кратковременной [1]. В «Психологической характеристике» были выделены качества, наиболее значимые с точки зрения учебы, а также понятные по сути для учителей и родителей.
Значение факторов — исполнительность (G), волевой самоконтроль (Q3) честолюбие (L), самостоятельность (E), прагматизм (M), беспечность (F), эмоциональность (C), дипломатичность (N), коммуникативная активность (H), конформизм (Q2), потребность в общении (A), психологическая энергия (Q4),радикализм (Q1), эстетическое развитие (I). Все факторы распределяются по четырем зонам, в зависимости от степени выраженности (слабый, средний, хороший и высокий).
Анализ результатов личностного опросника Кеттелла, в зависимости от условий обучения показал взаимосвязь между образовательной средой, как фактором социализации, и ее влиянием на всю сферу личности подростков с ОВЗ:
Рис. 1. Результаты методики оценки личностных показателей подростков с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе
Общеобразовательная школа
Подростки с двигательными нарушениями:
- 33 % имеют высокие значения по шкале (Е), что говорит об упрямстве и желание утвердиться, доминировать над другими подростками, такая позиция может складываться в период подросткового кризиса.
- 66 % подростков имеют потребность в общении фактор (А), превышающую ее активность фактор (Н). По показателям личностной тревожности подростки демонстрируют слабый уровень, который свидетельствует об отсутствии необходимой реакции на изменение ситуации, адаптивные изменения поведения обычно запаздывают, не замечаются осложнения в учебе и отношениях со сверстниками.
- 50 % подростков демонстрируют повышенный уровень эмоционального реагирования фактор (С). Это проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения.
Подростки с нарушением слуха.
- 60 % имеют хороший уровень по фактору (F), беспечность. Потребность в общении фактор (А) не находит удовлетворения у 50 % подростков, также у них несколько повышенный уровень тревожности фактор (О), что свидетельствует о ситуациях, которые выводят их из эмоционального равновесия. Их тревожность рассматривается как субъективное ощущение и проявления личностного неблагополучия. Вероятно, они склонны воспринимать некоторые ситуации, складывающиеся в процессе обучения, как угрожающие, снижающие эмоциональное равновесие.
Подростки с неврологическими заболеваниями и ВПС
- 60 % имеют хороший уровень выраженности по фактору (F). У данной категории подростков наблюдается преобладание активного образа жизни над учебной мотивацией. По показателям личностной тревожности они демонстрируют границу нормы с несколько повышенным уровнем.
Рис. 2. Результаты методики оценки личностных показателей подростков с ОВЗ, обучающихся на базе реабилитационного центра
Реабилитационный центр
Подростки с двигательными нарушениями
- 30 % имеют слабый уровень по фактору (L), честолюбие фактически отсутствует, их полностью устраивает то, как у них складывается жизнь, и какое положение они занимают в классе и в своей компании; слабый уровень тревожности фактор (О) у 60 % подростков, говорит о излишней расслабленности не позволяющий вовремя корректировать поведение, когда этого требует ситуация, не замечать осложнений в учебе.
Подростки с нарушением слуха и с неврологическими заболеваниями и ВПС имеют средний и хороший уровень выраженности свойств по всем показателям оцениваемых тестом. Средний уровень выраженности свойства, манеры поведения, в основном характерны для поведения подростков. Они способны в некоторой степени управлять проявлением данных качеств, усиливать, активизировать их. Хороший, или явный уровень выраженности данного свойства, манеры поведения типичен для спонтанного поведения подростка, при этом возможен общий контроль с его стороны над проявлением данных качеств, торможение или активизация.
Результаты исследования показали, что подростки с ОВЗ имеющие разные диагнозы сталкиваются с различными трудностями в общеобразовательном пространстве интегрированного обучения, среди которых, заниженная самооценка и уровень притязаний, высокий уровень тревожности, недостаточная активность, отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками, отсутствие инициативы для участия в творческих и спортивных мероприятиях, а также общественной жизни класса. Потребность в общении превышает ее активность во всех группах испытуемых обучающихся в общеобразовательной школе. Для подростков с ОВЗ обучающихся на базе центра типичным оказалось преобладание максимального уровня адаптированности, участие в различных видах деятельности вне зависимости от принадлежности школьника к определенной нозологической группе (68,4 %), высокий уровень.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показывает преимущества обучения и личностного развития подростков на базе центра, в условиях которого реализуются дополнительные, обучающие программы по развитию когнитивной и личностной сферы, по сравнению с обучением в общеобразовательной школе.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
2. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб, ООО «ИМАТОН», 2005.