В условиях расширения экономических, политических и культурных контактов между странами и континентами проблема межличностного общения приобретает мировой статус и становится предметом многочисленных научных исследований и разработок. Проблема межличностного общения имеет многоаспектный характер и продуктивно исследуется представителями различных наук. В разрезе психологической науки, общение — это процесс обмена информацией между людьми и вид деятельности. Социальная коммуникация выступает коммуникативной стороной общения, межличностная коммуникация — частный случай социальной.
В. В. Сараев отмечает, что большое количество социальных контактов приходится на студенческий период, именно в это время коммуникация достигает высокого уровня [26]. Некоторые авторы рассматривают коммуникацию как одну из сторон общения, многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной жизнедеятельности. В науке мнение большинства ученых сходится к следующему определению: коммуникация — процесс приема и передачи информации, создание определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающий необходимость обратной связи. Важную роль для участников общения играет значимость информации, ее понимание, осмысление и принятие. Выделяют несколько видов коммуникации:
— опосредованная коммуникация (общение осуществляется через текст, рисунок, схему и т. п.);
— диалог (общение осуществляется обоюдно между собеседниками);
— фронтальная коммуникация (трансакции направлены от говорящего к слушающему) [26].
Таким образом, общение играет важную роль в формировании и становлении личности: психологическое развитие личности студента, процесс возникновения и разрешения противоречий. Коммуникативные умения в этот период являются инструментом, который позволяет более успешно интегрироваться в общество.
С целью выявление психологических особенностей общения студентов с разным уровнем социального интеллекта было проведено исследование, в котором приняли участие студенты в количестве 60 человек, из них 32 чел. — девушки и 28 чел. — юноши.
Для решения поставленных задач и получения более точных и обширных результатов обследования был выбран комплекс методик:
— методика «Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд, М. Салливен)
— методика диагностики коммуникативных особенностей личности (Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышов и др.)
В начале эмпирического исследования проведена диагностика социального интеллекта испытуемых. Результаты диагностики уровня социального интеллекта студентов с использованием методики «Социальный интеллект» представлены на рис.1.
Рис. 1. Распределение студентов по уровню социального интеллекта.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень развития социального интеллекта большинства студентов соответствует дополнительных вопросов прояснять мотивы поведения людей, на основе этого возможно прогнозирование поведения окружающих, способны понимать смысл вербальной и невербальной экспрессии, на основе чего могут проявлять ролевую пластичность. Наиболее сформированными являются способности к логическому обобщению, выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях и паттернах собеседника, понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.
Данные по методике «Диагностика коммуникативных особенностей личности» проведено исследование, которое характеризует базовые особенности личности в процессе межличностных отношений. Результаты исследования представлены на рис.2.
Рис. 2. Выраженность показателей коммуникативных особенностей личности студентов
Делая выводы по результатам диагностики, можно сказать, что и коммуникативная компетентность, и социальный интеллект у большинства студентов имеют высокий и средний уровень. При этом для студентов с уровнем социального интеллекта — средний и выше среднего — характерны высокий уровень коммуникативного контроля, ярко выраженные волевые черты характера, высокий уровень позитивных эмоций и высокий уровень общительности и эмпатии по отношению к другим людям. У студентов с низким уровнем социального интеллекта данные показатели слабо выражены.
Далее, с целью выявления различий в показателях психологических особенностей общения студентов с разным уровнем социального интеллекта, был проведен статистический анализ данных с применением критерия Манна-Уитни.
В ходе исследования U-критерия Манна-Уитни были выявлены высокозначимые различия (р≤0,05) отличия следующих показателей:
— коммуникативный контроль: Uэмп=14,2;
— волевые черты характера: Uэмп=11,04;
— эмоциональные черты характера: Uэмп=10,05;
— отношение к другим людям: Uэмп=12,2.
Таким образом, выявлены значимые отличия между такими показателями психологических особенностей общения студентов с разным уровнем социального интеллекта, как коммуникативный контроль, волевые черты характера, эмоциональные черты характера, отношение к другим людям. Уровень сформированности данных показателей у студентов с уровнем социального интеллекта — средний и выше среднего — более выражен, чем у студентов с низким уровнем социального интеллекта. Отсюда следует, что гипотеза исследования подтвердилась.
Проведенный теоретический анализ литературы показал, что проблема психологических особенностей общения студентов с разным уровнем социального интеллекта является одной из наиболее актуальных в психологии, все еще не разрешенных, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов. Общение играет важную роль в формировании и становлении личности: психологическое развитие личности студента, процесс возникновения и разрешения противоречий. Коммуникативные умения в этот период являются инструментом, который позволяет более успешно интегрироваться в общество. Важная особенность коммуникации — ее эффективность.
Литература:
- Акишева Е. А. Исследование феномена социального интеллекта у студентов // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы. Сборник научных трудов. — 2019. — С. 7–10.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2021. — 208 с.
- Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2019. — 279 с.
- Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Педагогика, 2018. — 81 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.