Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.04.2021

Статья просмотрена: 446 раз

Библиографическое описание:

Кравцова, Н. В. Анализ данных эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения / Н. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80462/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье приводится краткое описание и анализ результатов эмпирического исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов разных форм обучения.

Ключевые слова: с оциально-психологические факторы зрелости, личностная зрелость, ценностные ориентации, мотивация, эмоциональный интеллект.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ВГПУ. В диагностике приняли участие студенты 1–2 курсов очной и заочной форм обучения. Всего в исследовании приняло участие 60 студентов.

Исследование социально-психологической зрелости студентов осуществлялось при помощи батареи методик. Одной из методик являлся опросник А. А. Серегиной, направленный на определение уровня инфантилизма. В результате проведения этой методики нами были получены следующие данные.

В выборке студентов очной формы обучения не было выявлено высоко инфантильных личностей. Средний уровень инфантильности присутствует у 52 %, слабая инфантильность доминирует у 23 %. Отсутствие инфантильности выявлено у 25 %.

В выборке студентов заочной формы обучения также не было выявлено высоко инфантильных личностей. Средний уровень инфантильности представлен у 42 %, слабая инфантильность доминирует у 33 %. У 25 % инфантильность отсутствует.

Из полученных данных видно, что инфантильность менее выражена у студентов заочной формы обучения. Это может быть связано с тем, что большая часть студентов заочного обучения не только обучаются, но и работают. Некоторые студенты уже имеют семью. Можно предположить, что подобные жизненные обстоятельства снижают уровень инфантильности личности.

По методике А. Н. Леонтьева, направленной на определение выраженности смысложизненных ориентаций, были получены следующие данные.

В выборке студентов очного обучения высокие показатели доминируют у следующих смысложизненных ориентаций: «процесс жизни», «цели в жизни». Кроме этого, доминируют низкие показатели таки параметров, как «Локус контроля — Я». Следовательно, студенты очной формы обучения в большей степени ориентированы на процесс жизни, на те впечатления и события, которые с ними происходят. При этом, они обладают низким уровнем уверенности в собственных силах.

В выборке студентов заочной формы обучения высокие показатели доминируют у смысложизненных ориентаций «цели в жизни», «локус контроля — Я» и «процесс жизни». Низкие баллы выражены в большей степени у параметра «результативность жизни». Из полученных данных видно, что студенты заочной формы обучения более целеустремленные, они чаще ставят перед собой цели и стремятся к их достижению. Кроме этого, стоит отметить, что многие студенты не довольны прожитой частью жизни и хотят ее изменить.

Кроме этого, для исследования ценностного компонента личности, нами была использована методика М. Рокича. Было установлено, что и в обоих выборках студентов доминируют терминальные ценности, или ценности-цели. Следовательно, у студентов есть определенные цели, планы, ко которым они стремятся.

Следующая методика, используемая в нашем исследовании — методика, направленная на изучение эмоционального интеллекта Д. В. Люсина. Данная методика использована нами для изучения эмоционального компонента зрелости личности.

Высокие показатели в выборке студентов очной формы обучения выявлены у параметров «понимание эмоций» — 42 % и «внутриличностный эмоциональный интеллект» — 29 %. Низкие показатели доминируют у параметров «межличностный эмоциональный интеллект» и «управление эмоциями».

В выборке студентов заочной формы обучения высокие показатели выявлены по параметрам «внутриличностный эмоциональный интеллект» — 42 % «межличностный эмоциональный интеллект» — 32 %. Низкие показатели доминируют у параметров «понимание эмоций» и «управление «эмоциями».

Следовательно, студенты заочной формы обладают более выраженными способностями к пониманию как своих, так и чужих эмоций, а также к управлению ими.

Для исследования мотивационного компонента личностной зрелости мы использовали методику Т. И. Ильиной, направленной на определение мотивации обучения в ВУЗе.

Среди студентов очной формы обучения наиболее выраженной оказалась мотивация «получение диплома» — 39 %. Мотивация «овладение профессией» выражена у 35 %, а мотивация «приобретение знаний» — у 26 %.

В выборке студентов заочной формы обучения доминирующая мотивация обучения — «овладение профессией», что выявлено у 48 %. Мотивация «получение диплома» выражена у 32 %, а мотивация «приобретение знаний» — у 20 %.

Из полученных данных видно, что студенты очной формы обучения обладают внешней мотивацией обучения в ВУЗе, а студенты заочной формы, наоборот, обладают внутренней мотивацией, они осознают для чего они обучаются и как будут применять знания в профессиональной деятельности.

Для исследования особенностей социально-психологической зрелости студентов нами была разработана анкета. Анкета содержит 11 вопросов. Формы ответов на вопросы были разными: выбрать один вариант из предложенных, выразить степень выраженности качества на числовой прямой и т. п.

В ходе анализа полученных данных было установлено, что студенты заочной формы обучения в большей степени готовы принимать точку зрения других людей, в отличие от студентов дневной формы обучения. Кроме этого, у студентов заочной формы обучения было выявлено то, что они лучше контролируют свои эмоции в процессе беседы и им легче устанавливать контакт с незнакомыми людьми.

При этом студенты очной формы обучения более ориентированы на участие в мероприятиях, проводимых университетом. Кроме этого, большая часть студентов очной формы обучения готовы участвовать в волонтерской деятельности.

На основании качественного и количественного анализа данных, можно говорить о том, что студенты очной формы обучения более инфантильны, они ориентированы на процесс жизни, на получение удовольствия в текущий момент времени. Кроме этого, в отличие от студентов заочной формы обучения, они меньше ориентированы на постановку и достижение жизненных целей.

В обеих выборках студентов доминируют терминальные ценности. Кроме этого, студенты очной формы обучения лучше понимают и осознают свои эмоции, лучше управляют ими. Студенты же заочной формы обучения, хорошо понимают и могут управлять как своими эмоциями, так и эмоциями собеседника.

И, наконец, у студентов очной формы обучения выражены внешние мотивы обучения, а у студентов заочной формы обучения — внутренние.

Литература:

  1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. — Москва: Эксмо, 2007. — 416 с.
  2. Ковалевская, Е. В. Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2016. — № 19. — С. 48–51.
  3. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — Москва: Просвещение, 2008–255 с.
  4. Кошелева, А. О. Становление социально-нравственной зрелости личности в условиях высшего профессионального образования: диссертация... кандидата педагогических наук — Орел, 2001. — 193 с.
  5. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д. В. Люсин. // Психологическая диагностика. — 2006. — № 4. — С. 3–22.
  6. Манукян, В. Р. Трошихина, Е. Г. Психологическая зрелость и благополучие личности // Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. Л. А. Головей. — Москва: Изд-во Юрайт, 2016. — С. 282–315.
Основные термины (генерируются автоматически): заочная форма обучения, очная форма обучения, выборка студентов, студент, эмоциональный интеллект, заочная форма, методика, социально-психологическая зрелость студентов, личностная зрелость, слабая инфантильность.


Похожие статьи

Изучение показателей динамики адаптационного процесса студентов-первокурсников

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Психологическая характеристика структуры профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Диагностика исходного состояния развития аналитико-диагностических умений у студентов-психологов

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Похожие статьи

Изучение показателей динамики адаптационного процесса студентов-первокурсников

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Психологическая характеристика структуры профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза

Диагностика исходного состояния развития аналитико-диагностических умений у студентов-психологов

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Задать вопрос