Диагностика исходного состояния развития аналитико-диагностических умений у студентов-психологов
Автор: Булатникова Марина Евгеньевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 586 раз
Библиографическое описание:
Булатникова, М. Е. Диагностика исходного состояния развития аналитико-диагностических умений у студентов-психологов / М. Е. Булатникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/303/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одной из главных проблем высшего образования продолжает оставаться проблема профессиональной подготовки будущих специалистов. В процессе обучения у студентов формируются умения, необходимые им в дальнейшем для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности. Задача основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 020400 «Психология» – сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности. Вид деятельности преподавателя, работающего с будущими психологами, связан с решением большого количества сложнейших задач. Решение главной задачи заключается в том, чтобы в процессе обучения развить у студентов-психологов такие качества, которые позволили бы им в их будущей практической деятельности находить нетрадиционные, новаторские решения, профессионально обосновывать свою точку зрения.
На наш взгляд, овладение аналитико-диагностическими умениями является главным для психолога. Поэтому развить эти умения необходимо еще во время обучения будущего специалиста в вузе.
Под аналитико-диагностическими умениями будем понимать умения, направленные на выявление признаков, показывающих отклонение объекта от нормы, планирование работы по устранению этих отклонений и выявление причин, в результате, которых возникли эти отклонения.
Общая идея нашего исследования ставит развитие аналитико-диагностических умений в зависимость от овладения мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования, прогнозирования, классификации.
На данном этапе нашего исследования решались следующие задачи: разработать план проведения эксперимента; определить индивидуальные и возрастные особенности участников эксперимента; определить уровень мотивации студентов; определить исходный уровень развития аналитико-диагностических умений и уровни развития мыслительных операций; разработать программу спецкурса для студентов по формированию аналитико-диагностических умений студентов.
Опытно-экспериментальная проверка представляла собой целостный процесс, в котором участвовали студенты 4 курса факультета психологии. В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие 100 студентов: 50 человек — участники экспериментальной группы и 50 человек — участники контрольной группы, обучающихся по специальности 020400 «Психология» в Региональном открытом социальном институте.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, таких как: анкетирование с целью определения уровня мотивации к формированию аналитико-диагностических умений при изучении математики, тестирование студентов для определения уровня сформированности аналитико-диагностических умений, статистические методы обработки данных.
Для выбора курса и возраста участников эксперимента и обоснования целесообразности проведения опытно-экспериментальной работы именно на четвертом курсе мы руководствуемся следующими обстоятельствами:
1. студенты уже проходили практику на третьем курсе и, наверняка, столкнулись с тем, что им не достает некоторых знаний и умений, которые необходимы в будущей профессии, среди них аналитико-диагностические умения;
2. знания, умения и навыки, полученные студентами в результате изучения ими спецкурса «Теория вероятностей. Математическая статистика. Методы статистической обработки данных» позволят студентам автоматически обрабатывать экспериментальные данные при выполнении курсовых работ и дипломного проектирования;
3. поступая на факультет психологии, абитуриенты не догадываются, какую роль в их будущей профессии играет математика. Большинство из них имеют негативное отношение к предмету, не желание его изучать в институте. Поэтому, по нашему мнению, спецкурс целесообразно проводить именно на четвертом курсе, когда можно сформировать мотив к изучению предмета (развитие аналитико-диагностических умений).
Определяя уровень мотивации студентов, мы разработали специальную анкету, адаптированную применительно к целям данного исследования. Студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, выбрав подходящий им вариант. В целом, анализ полученных анкетных данных, показывает: 1. студенты считают, что аналитико-диагностические умения необходимы им в их будущей профессии; 2. мыслительные операции (по мнению студентов), такие как анализ, синтез, прогнозирование, конкретизация, абстрагирование и т.п. у них развиты не в полной степени; 3. подавляющее большинство студентов полагает, что формирование аналитико-диагностических умений осуществляется при изучении естественно научных дисциплин; 4. студенты испытывают трудности при изучении математики.
Для определения исходного уровня сформированности аналитико-диагностических умений студентов, а также компонентов аналитико-диагностических умений (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, прогнозирование) нами была разработана контрольная работа. Прежде, чем приступить к анализу контрольной работы, введем некоторые уточнения: 1) будим считать, что студент использует мыслительную операцию синтез, если решение задачи доведено до конца; 2) если задача полностью не решена, то студент не получает баллов за сформированность аналитико-диагностических умений, исключение составляет задача 7., но при этом он может получить баллы за сформированность отдельных мыслительных операций, в зависимости от того, насколько решена задача и какие мыслительные операции использованы.
В рамках статьи провести анализ выполнения всех задач контрольной работы невозможно, поэтому приведем анализ наиболее сложных задач.
Содержание контрольной работы:
1. Сравните значение выражений и , если .
2. Расположите в порядке возрастания числа , , (не используя калькулятора). Это задание оценивается в два бала. При выполнении этого задания используются мыслительные операции такие, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. В первую очередь, студент должен сравнить числа по внешнему признаку, то есть увидеть, что в записи двух чисел есть корни (операция сравнения), далее подумать, о том, как сравнить числа, которые имеют разные формы записи (анализ). Необходимо возвести числа в квадрат, а после без труда расположить их в порядке возрастания (операция сравнения). За правильное решение задачи студент получает два балла. Также за использование операций сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования студент получает по одному баллу. Если задача полностью не решена, то за мыслительную операцию синтез студент баллов не получает, баллы за остальные мыслительные операции студент получает, если их использовал.
3. Продолжите числовой ряд.
1) (1 балл), 2) , , , … (2 балла), 3) , , , … (2 балла), 4) , , , (3 балла), 5) , , , (1 балл), 6) , , , , , (4 балла), 7) , , , , , , , … (4 балла)
При выполнении задания 4) необходимо заметить, что разница между первым и вторым членом последовательности равна двум, вторым и третьим четырем, третьим и четвертым – шести, то есть разница между членами последовательности есть арифметическая прогрессия (операции сравнения, анализа, обобщения), далее надо абстрагироваться от той последовательности, которая нам задана и обратить внимание на новую последовательность чисел (операция конкретизация) следовательно, разница между четвертым и пятым членом последовательности будет восемь, между пятым и шестым – десять. Следующие члены последовательности , . За выполнение этого задания студент получает три балла. За использование операций синтеза, конкретизации и сравнения студент получает по одному баллу, за операции анализа, абстрагирования и обобщения по одному баллу.
4. Напишите формулу - ного члена последовательностей.
1) (2 балла); 2) , , , … (2 балла); 3) , , , … (2 балла);
Написать формулу - ного члена числовой последовательности гораздо сложнее, чем продолжить последовательность, так как используются мыслительные операции анализа, обобщения (на высоком уровне), синтеза, абстрагирования (на высоком уровне).
При выполнении задания 4) студент должен увидеть, что первый член последовательности не дробь, а второй и третий дроби (операция сравнения), далее представить в виде дроби первый член последовательности Затем отдельно рассматривать числители и знаменатели дробей (используются операции абстрагирования и конкретизации). Нужно заметить, что числитель можно представить, как . В знаменателе дробей у нас произведение нечетных чисел, которое представляется в виде (использовались операции анализа, обобщения, прогнозирования). В итоге . За выполнение этого задания студент получает 3 балла. За использование мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения по три балла, за использование мыслительных операций синтез, сравнение, конкретизация и прогнозирование по два балла.
При выполнении задания 5) рассуждения строятся таким же образом, как и в задании 4). За выполнение этого задания студент получает три балла. При этом за использование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения студент получает по три балла. За использование операций конкретизация и прогнозирование студент получает по два балла.
5. Укажите количество треугольников на рисунке:
6. Пересечь треугольник двумя прямыми так, чтобы на рисунке оказалось пять треугольников (4 балла).
7. Туземец из племени Танга – Танга за 111 стрел в порядке натурального обмена мог получит 2 барабана, 3 жены и одну леопардовую шкуру. Две леопардовые шкуры ценились на 8 стрел меньше, чем 3 барана и 4 жены. Сколько стрел по отдельности стоили барабан, жена и леопардовая шкура, если за леопардовую шкуру нужно было отдать четное число стрел. (4 балла).
Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что в экспериментальной группе 60% студентов имеют низкий уровень сформированности аналитико-диагностических умений, 30% - средний и 10% - высокий. В контрольной группе данные примерно, такие же: 65% имеют низкий уровень сформированности аналитико-диагностических умений, 25% - средний и 10% - высокий. Также нами были выявлены уровни сформированности использования логических операций аналитико-диагностических умений. С помощью статистического анализа данных нами было показано, что уровни сформированности аналитико-диагностических умений в контрольной и экспериментальной группах одинаковы.